Проблема нарушений звукопроизношения из всех видов речевой патологии представляется наиболее изученной. Эта тема широкая, но мы будем рассматривать нарушение звукопроизношения при функциональной дислалии. Всеми признаётся также мономорфность и полиморфность нарушений и наибольшая частота искажений артикуляторно сложных звуков это в своих трудах доказали Р. И. Мартынова, Л. В. Мелехова, О. В. Правдина, О. А. Токарева, М. Е. Хватцев, А. Г. Шембель и др.
Дефекты звукопроизношения при дислалии принято относить к одному из наименее легко устранимых нарушений речи. Однако в последние десятилетия и в отношении этой формы дефекты звукопроизношения при дислалии принято относить к одному из речевой патологии произошли существенные изменения, которые выражаются в следующем:
- Резко возросла её распространённость с (8-17% в 50-е годы XX века до 52,5% в 90-е годы).
- Дислалия всё реже и реже встречается в виде самостоятельного речевого расстройства, а наблюдается преимущественно на фоне общего недоразвития речи у детей, при котором помимо звукопроизношения страдают также словарный запас и грамматический строй речи.
- Преобладающим стали полиморфные формы нарушения звукопроизношения, проявляющиеся в дефектном произношении сразу многих звуков из разных фонетических групп.
- Дислалия в большинстве случаев проявляется не в чистом виде, а в сочетании с так называемой стёртой дизартрии, для которой характерно частичное нарушение иннервации артикуляторных мышц.
- Патологические формы нарушения звукопроизношения теперь часто наблюдаются уже в первый период возрастных своеобразий детской речи уже в период возрастных своеобразий детской речи, то есть в возрасте до пяти лет. Они проявляются наряду с возрастными особенностями в произношении звуков и как бы маскируются ими.
- Усложнение симптоматики дислалии приводит к тому, что на её фоне в дальнейшем нередко развиваются три наиболее часто встречающиеся у детей вида дисграфии, препятствующие нормальному овладению грамотой.
Выросла распространённость нарушений звукопроизношения и по отдельным фонетическим группам звуков, о чём свидетельствуют приводимые ниже сравнительные данные за 50-е и 90-е годы XX века. По данным Л. Г. Парамоновой: ротацизм с 26% до 71,6%, ламбдацизмы с 10% до54%, дефекты свистящих с 22% до 42%, дефекты шипящих с 24% до 45%.
Исходя из всего вышесказанного Л. Г. Парамонова имеет ввиду следующее. Необходимо научиться, как можно раньше отграничивать дислалию от возрастных своеобразий звукопроизношения, чтобы не возлагать напрасных надежд на то, что всё нормализуется с возрастом, а незамедлительно принимать необходимые меры.
По мнению отечественного учёного М. Е. Хватцева дислалия может принимать различную форму в виде искажений, замещений, пропусков, перестановки отдельных звуков, слогов и целых слов, недоговаривания, гнусавого или невнятного смазанного произношения их, а также недоточётов. О. В. Правдина кардинально изменяет терминологический аппарат логопедии, т.е. отказывается от термина «косноязычие», и применяет в место него термин «дислалия», тем самым, выделив дислалию в самостоятельное речевое нарушение. О. В. Правдина создаёт собственную классификацию, где исключает нарушения, обусловленные дефектами слуха, а в состав механической дислалии, включает ринолалию. Б. М. Гриншпун, как представитель современного этапа логопедии считал, что для логопедии как педагогической отрасли знаний важным является выделение таких признаков нарушения, которые существенны для самого логопедического воздействия, т.е. учёт того, каким является дефект, фонематическим или фонетическим. В соответствии с предложенными критериями Б. М. Гриншпун выделяет три основные формы дислалии: акустико-фонематичческую, артикуляторно-фонематическую, артикуляторно-фонетическую. Б. М. Гриншпун не отказывается от классификаций, предложенных ранее авторами, он не пытается их опровергнуть. Его современный взгляд на трактовку данного речевого нарушения - это свидетельство структурной сложности такого дефекта, как дислалия. Воспитание звуковой культуры речи является частью коррекционно-педагогической работы по устранению нарушений речи у детей, и предупреждение их возможных вторичных проявлений, и их профилактика. Практика логопедической работы показывает, что в качестве эффективного коррекционного средства можно использовать метод наглядного моделирования. Этот метод позволяет улучшить качество обучения и воспитания, обеспечивает наглядную основу изучаемого, что способствует развитию фонематического слуха, мыслительных операций и более прочному запоминанию материала.
Он позволяет ребенку зрительно представить абстрактные понятия (звук, слово, текст), научиться работать с ними. Это особенно важно для дошкольников, поскольку мыслительные задачи у них решаются с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального (Т.В. Егорова, 1973; А.Н. Леонтьев, 1981).
Научно-методологическую базу экспериментального исследования составляют следующие положения:
- положения Л. В. Выгодского о ведущей роли обучения и воспитания в психическом развитии ребёнка, которое нашло подтверждение в нейрофизиологических исследованиях и выражается в том, что, чем более интересный и разнообразный поток информации поступает в мозг ребёнка, тем быстрее происходит функциональное и анатомическое созревание центральной системы;
- положение П. К. Анохина о том, что на ранних этапах развития особенно отчётливо выступает связь высших психических процессов с их чувственной основой;
- положения нейропсихологии об этапах развития пространственно-временных аспектов психической деятельности и положение психофизиологии о речевых процессах как о сложнейшей системе сенсомоторных координации. Цель исследования: изучить эффективность метода моделирования при коррекции звукопроизношения у детей дошкольного возраста.
В соответствии с проблемой, целью, предметом и объектом исследования были определены основные задачи:
- Изучить формирование звукопроизносительной стороны речи в онтогенезе при функциональной дислалии, приёмам и методам устранения нарушения звукопроизношения у дошкольников.
- Обследовать состояние звукопроизносительной стороны речи у дошкольников и проанализировать полученные результаты.
- Организовывать коррекционно-педагогическую работу по формированию правильного звукопроизношения оценить её эффективность.
- Разработать методические рекомендации для родителей, воспитателей и учителей-логопедов.
Объект исследования: звукопроизношение при функциональной дислалии у дошкольников.
Предмет исследования: логопедическая работа при коррекции звукопроизношения у детей с применением наглядного моделирования.
Гипотезой экспериментального исследования стало предположение о том, что применение метода моделирования артикуляции звука позволит сделать процесс коррекции более результативным, если учесть следующие условия.
- Логопедическая работа проводиться комплексно, системно, поэтапно.
- При организации корекционно-педагогической работы будет учитываться ведущая деятельность возраста детей и онтогенетический принцип.
Научно-теоретической основой исследования стали труды М. Е. Хватцева, исследования Г. В. Чиркиной с учётом комплексного подхода, Т. Б. Филичевой о формировании звукопроизносительной речи у дошкольников.
Практическая значимость экспериментальное исследования состоит в том, что предложенный комплекс приёмов по устранению нарушений звукопроизношения адресован учителям-логопедам, родителям, воспитывающим и обучающим детей с нарушениями.
Методы исследования:
- Эмпирический: исследовать результаты эксперимента и проанализировать полученные результаты.
- Статистический: Обработать полученные результаты.
База исследования: логопедическая группа детского сада МДОУ ЦРР №41 г. Усть-Кута. Экспериментальная логопедическая группа №12 состоит из 6 человек пяти - шестилетнего возраста: 3 мальчика и 3 девочки. Контрольной группой является логопедическая группа №3, состав группы 6 человек пяти- шестилетнего возраста, 3 мальчика и 3 девочки. Эксперимент проводился с сентября по май 2010 года.