Правило проверки безударных гласных в корне слова. 3-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 3

Ключевые слова: омофоничные корни


Цель:

  • на основе проблемно-поискового метода упражнять учащихся в нахождении в слове проверяемой гласной буквы в корне и подборе к ней проверочного слова, опираясь на значение слова;
  • развивать внимание к слову, речь, логику, мышление, умение обобщать, делать выводы;
  • воспитывать организованность, чёткость в работе, аккуратность, беречь своё и чужое время, работая в быстром темпе.

Ход урока

1. Организационный момент (проверка готовности к уроку).

2. Актуализация знаний.

- Какую тему мы вчера начали изучать? (Безударные гласные корня).

- Какая гласная не может быть безударной? (Ё).

- А остальные? И нужно ли их все проверять? (Все остальные гласные могут быть безударными, но проверять нужно не все).

3. Чистописание.

- Посмотрите на доску. Я записала некоторые гласные, которые мы будем проверять в корне слова: а о и ы я е. Вы со мной согласны? (Нет, Ы мы не проверяем, этот звук хорошо слышится даже в безударном положении).

- Спишите буквы, соединив их между собой и исключив ненужную букву.

- Спишите ещё раз, но в другом порядке: сначала ётированные, потом остальные (я е а о и). Проверка.

- Как найти в слове безударную гласную? (Поставить ударение).

- Так найдите безударную гласную в записи: 1 декабря. Классная работа. (Записано дома заранее).

(Учащиеся находят безударные непроверяемые гласные в слове ДЕКАБРЬ и в слове РАБОТА).

- Давайте познакомимся со следующим по алфавиту словарным словом: с новым непроверяемым написанием.

4. Словарная работа. Повторение парных согласных.

На доске записывается слово ОБЕД.

- Как понимаете значение слова? (Приём пищи в середине дня).

- Какие орфограммы видите? (Безударная непроверяемая гласная О и сомнительная Д).

- Давайте подберём слова для проверки сомнительной Д и запишем их на доске и в тетради. (Обеды, обедать, обеденный (перерыв)).

- Почему эти слова являются проверочными? (После проверяемой согласной идёт гласная, а ещё может идти сонорная).

- Как вы думаете, есть ли в русском языке такое слово ОБЕТ? (Ответы детей).

ОБЕТ - торжественное обещание. "Дать обет молчания"

- Послушайте, как я произнесу слово: [а б'э т]. Какое из наших слов (обед или обет) я имела в виду? (Значение не ясно).

- А если я произнесу такую фразу: "Мама приготовила праздничный: обед"? (Значение слова понятно: имеется в виду слово ОБЕД)

Вывод (делают дети при помощи учителя): от одной буквы может зависеть значение слова. Значит, для того, чтобы правильно написать слово, правильно подобрать к нему проверочное слово, нужно понимать его значение.

5. Знакомство с новой темой.

- Кто из вас меня поймёт, если я произнесу такое слово [м'и л а]? (Значение слова понять трудно).

- Попробуем разобраться. Задание по вариантам: запишите начало предложения, а потом допишите моё слово.

  • 1 вариант. ДЕВОЧКА ОЧЕНЬ: (МИЛА).
  • 2 вариант. ВЬЮГА ВСЮ НОЧЬ:(МЕЛА).

- Проверяем. Как написали и почему? (МИЛА от слова МИЛЫЙ, МИЛ; МЕЛА от слова МЁЛ).

- К каким частям речи относятся эти слова (МИЛА - краткое прилагательное, МЕЛА - глагол).

- 1 вариант подобрал проверочные слова МИЛЫЙ, МИЛ. Это родственные слова? (Нет, это форма одного и того же слова).

- А в нашем словаре к слову ОБЕД все ли подобранные слова родственные? (Нет, слово ОБЕДЫ - не родственное).

- Какие же слова называются родственными? (С одинаковым корнем и значением).

- Подберите только родственные слова к слову, которое ещё нужно угадать.

"Его вешают, когда плохое настроение. Его задирают, когда зазнаются. Его всюду суют, вмешиваясь не в своё дело". (Нос).

- Что такое нос? (Орган на лице человека, животного, ощущающий запах). Запись (на доске и в тетрадях) родственных слов, которые придумывают ученики: НОСИК (объяснение суффикса -ик- нет носика), НОСОВОЙ (платок), ПЕРЕНОСИЦА (показывают на себе, устное сравнение с глаголом ПЕРЕНОСИТСЯ), НОСИЩЕ (большой нос).

Ученик: " А есть ещё такая обезьяна: НОСАТАЯ. У неё такой большой смешной нос".

- Есть. Найдите дома в интернете картинку с такой обезьяной: действительно смешно.

- Вы придумали достаточно слов. А я тоже придумала родственное слово: НОСОК. Запишем? (Ответы детей, многие не согласны. В итоге выясняется, что слово это многозначное: 1) передний конец обуви "Ударить носком по мячу"; 2) короткий чулок, не доходящий до колена "Надеть носок".

- Я хочу напомнить вам такие строки: "Какие пёрышки, какой носок:" (Дети убеждаются, что слово НОСОК из басни Крылова "Ворона и Лисица", которую они недавно учили, является родственным к слову НОС. Ещё раз акцентируется внимание на важности значения слова).

Работа с рядом родственных слов: выделение корня, постановка ударения, нахождение безударных корней, определение проверяемых слов (носовой, носище, носатая, носок) и проверочных (нос, носик, переносица).

6. Проверка домашнего задания.

- Какие слова из домашней работы похожи по звучанию на наши слова? (упр. 232 по учебнику Т. Г. Рамзаевой). (НОСИТ, НОСИТЬ, НОСИЛЬЩИК).

- Они родственные? (К нашим словам - нет, т. к. разное значение, а между собой - да).

7. Самостоятельная работа: первичная проверка знаний.

- В этих словах, записанных на доске, найдите нужную букву и проверьте её. СпИшите такие слова, но не спЕшите. (Объяснение значения слов СПИШИТЕ и СПЕШИТЕ и их правописания).

Учитель читает слова на доске:

лампочка скользит походка
самолёт выпрыгнуть заскрипел

- Кто может сразу сказать, даже не ставя ударение, какое слово лишнее? (Выпрыгнуть). Почему? (Ы, У не проверяем).

- Как вы будете выполнять работу? (Поставить в словах ударение, найти безударные корни, подобрать проверочные слова, доказать письменно, что слова подобраны верно, т. е. поставить над ними ударение).

Выполнение самостоятельной работы, проверка.

- Назовите пары слов. (Скользит - ск?льзко, самолёт - сам, заскрипел - скрип).

- Как проверить О в слове САМОЛЁТ? (Соединительная гласная между двумя корнями не проверяется).

- Вы уверены в проверочном слове к слову ЗАСКРИПЕЛ? Может быть, нужно подобрать слово СКРЕПКА? (Нельзя, разное значение).

- А какая пара слов "проверяет друг друга"? (Скользит - ск?льзко).

8. Физминутка.

- Какой одинаковый звук могут обозначать в безударном положении буквы И, Е, Я? (Звук [и]).

- Я называю слова: если безударная в корне И - поднимите руки вверх, Е - в стороны, Я - вниз.

Трещат, трясёт, летит, глядит, грибы, гребёт, гряда, удивить, плясать, пилить, весы, висеть, слЕ/Изать (объяснение последнего слова).

9. Закрепление и углубление знаний.

- А в этих словах не нужно искать безударную. (Записаны на доске). Я её уже нашла и пропустила. Опираясь на значение слова, выберите к верхнему слову проверочное, придумайте своё проверочное к нижнему слову.

УД _ ВИТЬ (дева, диво)

УВ_ ДАЛ

Проверка. (Удивить - диво. УвИдал - вид "увидал знакомого", увЯдал - вянет "увядал без воды").

10. Домашнее задание.

- В домашней работе вам тоже не нужно будет находить безударную, её нашли авторы учебника и пропустили. Вам нужно будет только её проверить. Объяснение упр. 234 (чтение текста, подбор проверочных слов).

11. Устная работа.

- Нужно ли проверять это слово? (Учитель показывает слово на листе, учащиеся читают про себя: ЗВОНИТ). (Правильно произносить слово звонИт, поэтому нужно проверять - ЗВОН).

- Прочитайте это слово про себя (показывает слово СВ _ КЛА). Какая буква пропущена и как её проверить? (Правильно произносить слово СВЁКЛА, поэтому проверять здесь ничего не нужно).

- Какой словарь нам помогает в написании данных слов? (Орфоэпический, в конце учебника на странице 254)

12. Работа с предложением.

- В отдельных словах находить безударную гласную легче. Попробуем найти её в предложении. (Учитель диктует предложения).

Домик стоит у озера. Налетел ветерок, и озеро ожило.

- Назовите слово на правило: ЖИ - ШИ пиши с буквой И. (Нет такой орфограммы: в слове ОЖИЛО - И - проверяемая безударная гласная).

- Назовите слова с проверяемой безударной гласной в корне (как вы их нашли?) и подберите проверочные слова. (Ответы детей).

- Устно дайте характеристику первому предложению. (По цели высказывания - повествовательное, по интонации - невосклицательное, по наличию второстепенных членов предложения - распространённое). Учащиеся находят основу предложения. (Домик стоит).

- Второе предложение - сложное. Докажите. (Две основы).

13. Проверочная работа (цель: выявление учащихся, не усвоивших алгоритм нахождения нужной гласной - безударной гласной корня и проверки её). (На листочках даны слова по вариантам).

- Задание: найти слова с проверяемыми безударными гласными в корне и проверить их. Как вы это будете делать? (Учащиеся объясняют алгоритм выполнения задания: поставить ударение, выделить корень, найти безударные корни, подобрать проверочные слова, поставить ударение).

1 вариант 2 вариант
вазочка проход
побелка ленточка
побелить переползать
синенький засолка
переход подсолить
накормить беленький
сл_ зал сметану сл _ зал с дерева

14. Итог урока.

- Как мы искали безударную гласную в корне?

- Что значит проверить безударную гласную в корне?