Цель:
- на основе проблемно-поискового метода упражнять учащихся в нахождении в слове проверяемой гласной буквы в корне и подборе к ней проверочного слова, опираясь на значение слова;
- развивать внимание к слову, речь, логику, мышление, умение обобщать, делать выводы;
- воспитывать организованность, чёткость в работе, аккуратность, беречь своё и чужое время, работая в быстром темпе.
Ход урока
1. Организационный момент (проверка готовности к уроку).
2. Актуализация знаний.
- Какую тему мы вчера начали изучать? (Безударные гласные корня).
- Какая гласная не может быть безударной? (Ё).
- А остальные? И нужно ли их все проверять? (Все остальные гласные могут быть безударными, но проверять нужно не все).
3. Чистописание.
- Посмотрите на доску. Я записала некоторые гласные, которые мы будем проверять в корне слова: а о и ы я е. Вы со мной согласны? (Нет, Ы мы не проверяем, этот звук хорошо слышится даже в безударном положении).
- Спишите буквы, соединив их между собой и исключив ненужную букву.
- Спишите ещё раз, но в другом порядке: сначала ётированные, потом остальные (я е а о и). Проверка.
- Как найти в слове безударную гласную? (Поставить ударение).
- Так найдите безударную гласную в записи: 1 декабря. Классная работа. (Записано дома заранее).
(Учащиеся находят безударные непроверяемые гласные в слове ДЕКАБРЬ и в слове РАБОТА).
- Давайте познакомимся со следующим по алфавиту словарным словом: с новым непроверяемым написанием.
4. Словарная работа. Повторение парных согласных.
На доске записывается слово ОБЕД.
- Как понимаете значение слова? (Приём пищи в середине дня).
- Какие орфограммы видите? (Безударная непроверяемая гласная О и сомнительная Д).
- Давайте подберём слова для проверки сомнительной Д и запишем их на доске и в тетради. (Обеды, обедать, обеденный (перерыв)).
- Почему эти слова являются проверочными? (После проверяемой согласной идёт гласная, а ещё может идти сонорная).
- Как вы думаете, есть ли в русском языке такое слово ОБЕТ? (Ответы детей).
ОБЕТ - торжественное обещание. "Дать обет молчания"
- Послушайте, как я произнесу слово: [а б'э т]. Какое из наших слов (обед или обет) я имела в виду? (Значение не ясно).
- А если я произнесу такую фразу: "Мама приготовила праздничный: обед"? (Значение слова понятно: имеется в виду слово ОБЕД)
Вывод (делают дети при помощи учителя): от одной буквы может зависеть значение слова. Значит, для того, чтобы правильно написать слово, правильно подобрать к нему проверочное слово, нужно понимать его значение.
5. Знакомство с новой темой.
- Кто из вас меня поймёт, если я произнесу такое слово [м'и л а]? (Значение слова понять трудно).
- Попробуем разобраться. Задание по вариантам: запишите начало предложения, а потом допишите моё слово.
- 1 вариант. ДЕВОЧКА ОЧЕНЬ: (МИЛА).
- 2 вариант. ВЬЮГА ВСЮ НОЧЬ:(МЕЛА).
- Проверяем. Как написали и почему? (МИЛА от слова МИЛЫЙ, МИЛ; МЕЛА от слова МЁЛ).
- К каким частям речи относятся эти слова (МИЛА - краткое прилагательное, МЕЛА - глагол).
- 1 вариант подобрал проверочные слова МИЛЫЙ, МИЛ. Это родственные слова? (Нет, это форма одного и того же слова).
- А в нашем словаре к слову ОБЕД все ли подобранные слова родственные? (Нет, слово ОБЕДЫ - не родственное).
- Какие же слова называются родственными? (С одинаковым корнем и значением).
- Подберите только родственные слова к слову, которое ещё нужно угадать.
"Его вешают, когда плохое настроение. Его задирают, когда зазнаются. Его всюду суют, вмешиваясь не в своё дело". (Нос).
- Что такое нос? (Орган на лице человека, животного, ощущающий запах). Запись (на доске и в тетрадях) родственных слов, которые придумывают ученики: НОСИК (объяснение суффикса -ик- нет носика), НОСОВОЙ (платок), ПЕРЕНОСИЦА (показывают на себе, устное сравнение с глаголом ПЕРЕНОСИТСЯ), НОСИЩЕ (большой нос).
Ученик: " А есть ещё такая обезьяна: НОСАТАЯ. У неё такой большой смешной нос".
- Есть. Найдите дома в интернете картинку с такой обезьяной: действительно смешно.
- Вы придумали достаточно слов. А я тоже придумала родственное слово: НОСОК. Запишем? (Ответы детей, многие не согласны. В итоге выясняется, что слово это многозначное: 1) передний конец обуви "Ударить носком по мячу"; 2) короткий чулок, не доходящий до колена "Надеть носок".
- Я хочу напомнить вам такие строки: "Какие пёрышки, какой носок:" (Дети убеждаются, что слово НОСОК из басни Крылова "Ворона и Лисица", которую они недавно учили, является родственным к слову НОС. Ещё раз акцентируется внимание на важности значения слова).
Работа с рядом родственных слов: выделение корня, постановка ударения, нахождение безударных корней, определение проверяемых слов (носовой, носище, носатая, носок) и проверочных (нос, носик, переносица).
6. Проверка домашнего задания.
- Какие слова из домашней работы похожи по звучанию на наши слова? (упр. 232 по учебнику Т. Г. Рамзаевой). (НОСИТ, НОСИТЬ, НОСИЛЬЩИК).
- Они родственные? (К нашим словам - нет, т. к. разное значение, а между собой - да).
7. Самостоятельная работа: первичная проверка знаний.
- В этих словах, записанных на доске, найдите нужную букву и проверьте её. СпИшите такие слова, но не спЕшите. (Объяснение значения слов СПИШИТЕ и СПЕШИТЕ и их правописания).
Учитель читает слова на доске:
лампочка скользит походка самолёт выпрыгнуть заскрипел
- Кто может сразу сказать, даже не ставя ударение, какое слово лишнее? (Выпрыгнуть). Почему? (Ы, У не проверяем).
- Как вы будете выполнять работу? (Поставить в словах ударение, найти безударные корни, подобрать проверочные слова, доказать письменно, что слова подобраны верно, т. е. поставить над ними ударение).
Выполнение самостоятельной работы, проверка.
- Назовите пары слов. (Скользит - ск?льзко, самолёт - сам, заскрипел - скрип).
- Как проверить О в слове САМОЛЁТ? (Соединительная гласная между двумя корнями не проверяется).
- Вы уверены в проверочном слове к слову ЗАСКРИПЕЛ? Может быть, нужно подобрать слово СКРЕПКА? (Нельзя, разное значение).
- А какая пара слов "проверяет друг друга"? (Скользит - ск?льзко).
8. Физминутка.
- Какой одинаковый звук могут обозначать в безударном положении буквы И, Е, Я? (Звук [и]).
- Я называю слова: если безударная в корне И - поднимите руки вверх, Е - в стороны, Я - вниз.
Трещат, трясёт, летит, глядит, грибы, гребёт, гряда, удивить, плясать, пилить, весы, висеть, слЕ/Изать (объяснение последнего слова).
9. Закрепление и углубление знаний.
- А в этих словах не нужно искать безударную. (Записаны на доске). Я её уже нашла и пропустила. Опираясь на значение слова, выберите к верхнему слову проверочное, придумайте своё проверочное к нижнему слову.
УД _ ВИТЬ (дева, диво)
УВ_ ДАЛ
Проверка. (Удивить - диво. УвИдал - вид "увидал знакомого", увЯдал - вянет "увядал без воды").
10. Домашнее задание.
- В домашней работе вам тоже не нужно будет находить безударную, её нашли авторы учебника и пропустили. Вам нужно будет только её проверить. Объяснение упр. 234 (чтение текста, подбор проверочных слов).
11. Устная работа.
- Нужно ли проверять это слово? (Учитель показывает слово на листе, учащиеся читают про себя: ЗВОНИТ). (Правильно произносить слово звонИт, поэтому нужно проверять - ЗВОН).
- Прочитайте это слово про себя (показывает слово СВ _ КЛА). Какая буква пропущена и как её проверить? (Правильно произносить слово СВЁКЛА, поэтому проверять здесь ничего не нужно).
- Какой словарь нам помогает в написании данных слов? (Орфоэпический, в конце учебника на странице 254)
12. Работа с предложением.
- В отдельных словах находить безударную гласную легче. Попробуем найти её в предложении. (Учитель диктует предложения).
Домик стоит у озера. Налетел ветерок, и озеро ожило.
- Назовите слово на правило: ЖИ - ШИ пиши с буквой И. (Нет такой орфограммы: в слове ОЖИЛО - И - проверяемая безударная гласная).
- Назовите слова с проверяемой безударной гласной в корне (как вы их нашли?) и подберите проверочные слова. (Ответы детей).
- Устно дайте характеристику первому предложению. (По цели высказывания - повествовательное, по интонации - невосклицательное, по наличию второстепенных членов предложения - распространённое). Учащиеся находят основу предложения. (Домик стоит).
- Второе предложение - сложное. Докажите. (Две основы).
13. Проверочная работа (цель: выявление учащихся, не усвоивших алгоритм нахождения нужной гласной - безударной гласной корня и проверки её). (На листочках даны слова по вариантам).
- Задание: найти слова с проверяемыми безударными гласными в корне и проверить их. Как вы это будете делать? (Учащиеся объясняют алгоритм выполнения задания: поставить ударение, выделить корень, найти безударные корни, подобрать проверочные слова, поставить ударение).
1 вариант 2 вариант вазочка проход побелка ленточка побелить переползать синенький засолка переход подсолить накормить беленький сл_ зал сметану сл _ зал с дерева
14. Итог урока.
- Как мы искали безударную гласную в корне?
- Что значит проверить безударную гласную в корне?