Цель:
Формирование эмоционально-ценностного отношения к природе через внутреннее переживание учащимися взаимоотношений главных героев литературного произведения.
Задачи.
1. Познакомить с библиографическими сведениями о В.В.Бианки.
2. Развивать умение анализировать рассказ.
3. Совершенствовать умение находить выразительные средства языка.
4. Воспитывать любовь к родной природе.
Оборудование:
1. Портрет В.В. Бианки.
2. Выставка В.Бианки "Лесная газета, " Мышонок Пик", " Чей нос лучше" и др.
3. Компьютерная презентация.
Тип урока.
Урок новых знаний.
Методы:
По источнику познаний:
- Словесный
- Наглядный
- Практический.
По степени взаимодействия учителя и учащихся:
- самостоятельная, творческая работа в микрогруппах.
По характеру познавательной деятельности:
- частично-поисковый
- иллюстративный.
Форма организации обучения:
- фронтальная
- работа в микрогруппах (дифференцированные задания)
Принципы обучения:
- Принцип доступности - материал подбирался с учетом возрастных и психологических особенностей учащихся.
- Принцип наглядности - наглядный и демонстративный материал.
- Принципы дифференцированного подхода - микрогруппы создаются по уровням обучения.
Педагогическая технология: элементы мультмедиа-технологии, здоровьесберережение (направленность на формирование психологического здоровья).
Интеграция с учебными предметами: русский язык, окружающий мир.
Структура урока:
1. Организационный момент.
2. Постановка цели.
3. Подготовительная работа.
4. Словарная работа.
5. Работа над новым материалом.
6. Проверка первичного восприятия.
7. Физкультминутка
8. Вторичное воспроизведение и анализ текста.
9. Повторное чтение рассказа и его анализ.
СТЕНОГРАММА УРОКА
1. Организационный момент. (слайд 1)
- Здравствуйте, ребята.
Рыбе - вода, птице - воздух, зверю - лес, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу - значит охранять Родину! (М.И. Пришвин)
Как вы понимаете это высказывание? Что значит охранять природу?
2. Формирование учащимися темы и цели урока. (слайд 2)
На слайде: А. Пушкин, В. Бианки, Ф. Тютчев.
- Сегодня мы познакомимся с творчеством нового автора. Назовите его фамилию, выделив её из числа тех, которые написаны на доске. (Из них можно выделить фамилию Бианки, это современный автор, а Пушкин и Тютчев - не современные)
- По каким признакам можно выделить фамилию Бианки?
(В слове Бианки три слога, а в словах Пушкин, Тютчев - по два ).
(В слове Бианки ударение падает на второй слог, а в слове Пушкин, Тютчев на первый.)
Назовите имя, отчество, фамилию писателя, с которым мы познакомимся сегодня на уроке? Используйте запись на доске.
(Виталий Витальевич Бианки).
- Постарайтесь определить, о чём писал Виталий Бианки. Для этого прочитайте на слайде слова.(слайд 3)
(На слайде: медведь, сорока, берёза, ромашка, осина, ястреб, волк, роза.)
- Распределите их на равные четыре группы.
(В первую группу можно отнести слова медведь, волк - это названия зверей. Во вторую группу войдут слова сорока, ястреб - это названия птиц. Третью группу составляют слова берёза, осина. Они обозначают названия деревьев. К четвёртой группе можно отнести слова ромашка, роза - это названия цветов.)
- Придумайте какие из четырёх групп можно объединить между собой и скажите, о ком или о чём писал В. Бианки?
(Можно объединить названия зверей и птиц - это животные. Можно объединить названия деревьев и цветов - это растения. Значит В.В. Бианки писал о животных и растениях.)
- Скажите одним словом о чём писал В. Бианки? (о природе).
- Название произведения В. Бианки, с которым мы познакомимся сегодня вы определите сами. Для этого соедините первые буквы написанных на слайде слов. (слайд 4).
(На слайде: павлин, енот, рак, волк, альбатрос, ягуар, орёл, хомяк, ослик, тетерев, акула.)
- Как называется это произведение? (Первая охота).
Какова же тема урока?
(В.В. Бианки " Первая охота").(слайд 5).
- В соответствии с темой сформулируйте цель нашего урока. Используйте для этого запись.
1. Познакомиться с творчеством : и его произведением : .
2. Учиться правильно, выразительно :
3. Отвечать на :
3.) Подготовительная работа.
Биография В.Бианки.
В.В. Бианки родился в 1894 году, а умер в 1959 году. Он с детства любил природу. Ему нравилось наблюдать за жизнью животных и растений. " отец рано начал брать меня с собой в лес. Он каждую травку, каждую птицу и зверюшку называл мне по имени, отчеству и фамилии. Учил меня узнавать птиц по виду, по голосу, по полёту, разыскивать самые скрытые гнёзда. Учил по тысяче примет находить тайно от человека живущих зверей". Интересные наблюдения писатель отразил в своих многочисленных книгах.
Первая книга Бианки " Чей нос лучше" была напечатана в 1923 году. В 1927 году выходит "Лесная газета" " Мышонок Пик."Самые разные представители окружающей человека природы стали героями его произведения. Два таких героя изображены В. Бианки в рассказе " Первая охота".
4.) Словарная работа. (слайд 6).
Отгадайте загадку.
Кто это?
(Слайд).
Кто из вас видел ящериц? Расскажите как оно выглядит? Что вы о них знаете? (Ящерица - небольшоё животное. У него удлинённое тело, длинный хвост).
Чем покрыто тело ящерицы? (мелкой чешуей).
Чем отличается ящерка от ящерицы? (Ящерка маленькая, а ящерица побольше размером).
Учитель: Ящерицы и ящерки имеют интересную особенность. Эту особенность вы узнаете, если внимательно послушаете рассказ.
5.) Проверка первичного восприятия.
Назовите ещё одно героя рассказа " Первая охота". (Это маленький щенок).
Что произошло со щенком? (Щенок хотел поймать ящерку, но у него не получилось).
Почему щенок не смог поймать ящерку? (У неё отделился хвост).
Физкультминутка.
Тихо встаньте, улыбнитесь,
Все в зверюшек превратитесь!(Зайчиков, белочек, медвежат).
6.) Вторичное воспроизведение и анализ текста.
Прочитайте текст. (Дети читают вслух произведение).
Скажите, что в начале рассказа делала ящерка? (Грелась на солнышке).
Прочитайте, как об этом говорит В.Бианки? (Выборочное чтение).
Что сделал щенок, когда увидел ящерку? (Щенок подкрался и схватил её за хвост).
Что случилось с хвостом ящерки? (Хвост отделался и остался в зубах у щенка).
Поисковая деятельность в микрогруппах.
Работа организуется по уровням.
Группа " Красные" - учащиеся с высоким уровнем обучаемости.
1 гр. Нарисуйте словесную картину, на которой изображен щенок с хвостом в зубах.
В зарисовке отобразите по порядку следующее: поза щенка, голова, уши, рот, выражение глаз (щенок стоит на четырех лапах. Голова опущена. Уши висят. Во рту он держит небольшой серебряный хвостик ящерки. Он не понял, что случилось, поэтому в его глазах растерянность и изумление.)
Проверка работы - хорошая зарисовка у вас получилась.
Группа "Синие" - учащиеся со средним уровнем обучаемости.
2 гр. Вам даны вопросы как, зачем, почему, кто? Придумайте вопросы к тексту.
Проверка работы.
Группа " Зелёные" - учащиеся с низким уровнем обучаемости.
3 гр. Расшифруйте названия животных, которые встречаются в произведении В.В.Бианки "Первая охота"
щекон баобчак муйвера щеякар (щенок) (бабочка) (муравей) (ящерка)
Проверка работы.
Повторное чтение рассказа детьми и его анализ. Давайте прочитаем рассказ еще раз, хлопая в ладоши, когда встретится слово ящерка, и подумаем: почему охота щенка была неудачной? (Дети читают текст с хлопками).
Щенок охотился первый раз и не все сделал правильно.
- Прочитайте ту часть текста, где щенок подкрадывается к ящерке, и скажите , что он сделал верно и что неправильно. (выборочное чтение)
- Какие действия были правильными? (щенок осторожно, тихонько подкрался к ящерке, потом он резко прыгнул)
- Какое действие было неправильным? (то, что щенок схватил ящерку за хвост)
- Чего же не хватало щенку, чтобы охота прошла удачно? (щенку не хватало опыта, он не знал, что у нее отделяется хвост)
- И в жизни животных, и в жизни людей большое значение имеет накопленный опыт. Он помогает избегать многих ошибок, неправильных решений.
- Кто из героев вам больше всего понравился? Почему?
РЕФЛЕКСИЯ.
- Я для себя сделал открытие:
- Меня удивило :
- Оказывается, что:
Домашнее задание.
1. Придумать загадки о тех кто живет в лесу.
2. Нарисовать рисунок к произведению В.В. Бианки.
Я приготовила для вас выставку. Прочтите рассказ "Чей нос лучше" и подумайте, нужен ли мухолову нос пеликана, а дятлу - нос, как у клеста.
"Кто чем поет?" говорится о том, "чем и как поют безголосые". Ведь "петь всем хочется. Только не у каждого голос есть". Чем поет лягушка-квакушка, чем трещит аист, чем жужжит шмель? И как это "на воде" играет птица выпь? Прочтите книги Бианки, вы многое узнаете.
Книги Бианки учат читателя наблюдать, сравнивать, думать, раскрывать тайны леса, разгадывать маленькие и большие загадки из жизни зверей, птиц, насекомых.