Цель:
- познакомить учащихся с числом 0 и его графической записью – цифрой 0;
- показать, что при вычитании из числа его самого, получается 0;
- что при сложении и вычитании числа с 0 получается само число;
- отрабатывать навыки счёта в пределах 10; проверить умение решать примеры на сложение и вычитание в пределах 10;
- закреплять знание детьми состава изученных чисел;
- вести подготовительную работу к решению задач;
Ход урока
1. Организационный момент.
– Здравствуйте! Посмотрите, сколько к нам пришло гостей. Они хотят
посмотреть, чему вы научились за 1 четверть. Так давайте, покажем, что мы уже
умеем.
– Какое сегодня число?
– Какое число было вчера? Будет завтра?
– А какой сегодня день недели? Вчера? Будет завтра?
Молодцы! А кто скажет, как называются числа, которые стоят впереди числа? Позади числа?
2. Устный счёт.
Доска оформлена так:
Пока мы начнём работать со всем классом, 3 ученика будут работать
индивидуально у доски:
– один ученик будет работать с карточками “Лото”, соединит карточки в порядке
убывания;
– другой ученик соединит карточки с цифрами в порядке возрастания;
– третий ученик заполнит домик “Состав числа 7”
1) Дети работают у доски, а мы начинаем с числовым рядом.
– Счёт от 0 до 10 в прямом и обратном порядке;
– Последующие числа;
– Предыдущие числа;
– Соседи числа.
Дети работают веерами с цифрами.
Проверить работу учащихся у доски.
2) На числовом луче сказочные герои Буратино, который шагает вправо и Чиполлино, который шагает влево.
– Предыдущее число числа 1? (0)
– Последующее число числа 9? (10)
Сообщение темы урока и его целей.
3) “Числовые ромашки”. Сложение и вычитание на 1. (+1, -1)
4)
Паровозик любопытный
Мимо луга проезжал,
На минутку задержался –
Васильков набрал.
Посмотрите, ребята, пока паровозик собирал васильки, он растерял все свои вагончики. Давайте поможем ему собрать их на своё место. Только вагончики должны стоять каждый на своём месте, по порядку, как числа. Давайте решим примеры, а их ответы будем выстраивать все вместе. Дети ищут нужные примеры и сами выходят к доске, собирая поезд.
3–2, 1+1, 5-2, 2+2, 4+1, 3+3, 5+2, 9–1, 8+1.
Когда паровозик соберётся, на доске останутся 2 перевёрнутых вагончика. Создаётся проблемная ситуация. А зачем эти вагончики, ведь все цифры от 1 до 9 мы уже собрали? (Выслушиваются предположения детей.)
3. Сообщение темы урока и его целей.
– Действительно, на этих вагонах такие примеры: 1–1, 10+0.
– Давайте определим им место, и ещё раз назовём тему урока и то, над чем мы с
вами будем работать на данном уроке.
Цифра вроде буквы О –
Это ноль иль ничего.
Круглый ноль такой хорошенький,
Но не значит ничегошеньки.Повернуть её ты можешь,
Головой поставить вниз,
Цифра будет всё такой же,
Правда ведь, скажи?
4. Беседа учителя: (немного истории).
– Вот посмотрите на него – 0. (учитель показывает карточку с цифрой 0)
– Его называют нулём или нолём, и обозначают им “ничто”.
– Прибавьте нуль к пяти, получится пять; отнимите нуль от шести, и снова
получится шесть.
– Подумаете, вовсе пустяковая цифра, без которой легко обойтись. Но это вовсе не
так.
– Если разобраться, то выйдет, что нуль – очень даже важная персона.
– Как написать 10?100?1000?1000000? и т.д., если его нет?
– 102, получится 12
– 1001, получится 11, а не то, что надо. Мучение одно!
– Вот так долгое время люди и мучились. Чтобы цифры получались правильными,
чтобы вышло именно 102, 1001, а не 12 и 11, приходилось их записывать на особо
разграфлённой доске – абаке. Там были клеточки отдельно для единиц, десятков,
сотен и т.д.
– На каждую графу абака клали кружок с нужной цифрой, а место нуля оставляли пустым. Потом это пустое место стали накрывать пустым кружком.
Так родился наш нуль.
– В память об абаке он так и остался похожим на кружок, только немного стал
вытянут, как овал.
– На языке арабов слово “нуль” называется “сифр”. Напоминает вам что-либо? (Сифр-цифра.)
– Так уж получилось, что с тех пор всех его братьев и сестёр стали называть
цифрами.
Скок да скок, скок да скок –
Покатился колобок,
Круглый да румяный,
Прямо на поляну.
Нам колобок нарисовать,
Как ноль в тетради написать.
Да только ноль не колобок,
А просто он пустой кружок.
И значит цифра эта,
Что ничего здесь нету,
И звери съели колобок.
Вот что такое
Ноль – кружок.
5. Письмо цифры 0 в тетради.
– Учитель выполняет показ у доски, затем письмо цифры в воздухе. Потом дети
выполняют самостоятельно письмо цифры 0 в своих рабочих тетрадях.
(Страница 37, № 111.)
6. Работа по учебнику:
(Страница 64.)
1) – Рассмотрите рисунки.
– Сколько клубничек на 1 тарелке? (Три.)
– Какой цифрой запишем количество клубничек? (3)
– Сколько клубничек на 2 тарелке? (Пять.)
– Какой цифрой запишем количество клубничек? (5)
– Сколько клубничек на 3 тарелке? (Ноль.)
– Какой цифрой запишем количество клубничек? (0)
2) – Подготовительная работа к решению задач.
– Сколько смородинок на ветке? (5)
– Сколько сорвали? (5)
– Сколько осталось? (0)
– Каким выражением мы можем записать: 5–5=0.
– Сколько лягушек? (3)
– Сколько прыгнули в воду? (3)
– Сколько осталось? (0)
– Каким выражением мы можем записать: 3–3=0.
7. Итог урока.
8. Занимательная математика. (Так как в 1 классе урок длится 35 минут, то 10 минут в конце урока мы занимаем детей чем-нибудь увлекательным.)
– У вас на столах дощечки, пластилин.
– Мы сейчас будем лепить с вами цифры. Каждый вытянет карточку с цифрой и
попытается вылепить её из пластилина.
– После того, как дети вылепят цифры, можно сделать выставку работ. А самое
главное можно в игровой форме порешать с этими карточками примеры.