Традиционно под адаптацией понимается процесс вхождения человека в новую для него среду и приспособление к ее условиям. Адаптация является активным процессом, приводящим или к позитивным (адаптированность, то есть совокупность всех полезных изменений организма и психики) результатам, или негативным (стресс). При этом выделяются два основных критерия успешной адаптации: внутренний комфорт (эмоциональная удовлетворенность) и внешняя адекватность поведения (способность легко и точно выполнять требования среды).
В ходе комплексного исследования, проведенного учеными в разных странах (“Социальная адаптация детей в дошкольных учреждениях” под редакцией Р,В,Тонковой – Ямпольской, Е.Шмид-Кольмер, А.Птанасовой-Буковой . – М., 1980г.) было выделено три фазы адаптационного процесса:
1) Острая фаза, которая сопровождается разнообразными колебаниями в соматическом состоянии и психическом статусе, что приводит к снижению веса, частым респираторным заболеваниям, нарушению сна, снижению аппетита, регрессу в речевом развитии (длится в среднем один месяц);
2) Подострая фаза характеризуется адекватным поведением ребенка, то есть все сдвиги уменьшаются и регистрируются лишь по отдельным параметрам на фоне замедленного темпа развития, особенно психического, по сравнению со средними возрастными нормами (длиться 3-5 месяцев);
3) Фаза компенсации характеризуется убыстрением темпа развития, в результате
дети к концу учебного года преодолевают указанную выше задержку темпов развития.
Важнейшим компонентом адаптации – согласование самооценок и притязаний ребенка с
его возможностями и с реальностью социальной среды. Различают следующие уровни
адаптации:
– физиологический;
– биологический;
– психологический;
– социальный.
Существует ряд критериев , по которым можно судить, как адаптируется ребенок в жизни в организованном детском коллективе.
Основные критерии адаптации ребенка к условиям детского учреждения.
К основным критериям относятся:
– поведенческие реакции;
– уровень нервно-психического развития;
– главные антропометрические показатели физического развития (рост, вес).
Различают три степени тяжести прохождения адаптации в детском учреждении:
1) Легкая адаптация:
Ребенок активен, внешних изменений нет, сдвиги в поведении нормализуются в
течении 1–2 недель;
2) Средняя адаптация:
В течении всего периода настроение может быть неустойчивым, может наблюдаться
отсутствие аппетита, кратковременность сна. Этот период длится 20–40 дней.
3) Тяжелая адаптация:
Длится от 2 до 6 месяцев. Ребенок болеет, теряет в весе, появляются
патологические привычки: грызение ногтей, сосание пальца. Возникает стойкий
энурез.
4) Очень тяжелая адаптация:
Около полугода и более. Встает вопрос – стоит ли ребенку оставаться в детском
учреждении, возможно он “несадовский ребенок”
Как бы не готовили ребенка к детскому учреждению, все равно он, особенно первые дни находится в состоянии стресса. Это проявляется в отказе пищи, негативном эмоциональном состоянии, ухудшения самочувствия (может наблюдаться повышение артериального давления, иногда температуры). Малыш беспокойно спит или не спит вообще, мочится в постель, жмется к взрослым или , наоборот отказывается от контактов с ними. Он вздрагивает во сне, становиться беспричинно обидчивым, теряет приобретенные ранее умения , худеет. Все это может отразится на его здоровье. Влияет на адаптацию тип темперамента ребенка. Замечено, что быстро и легко привыкают к новым условиям сангвиники и холерики. А вот флегматикам и меланхоликам приходится туго. Они медлительны и поэтому не успевают за темпом жизни детского учреждения: не могут быстро одеться , выполнить задание. Их часто подгоняют, подстегивают (причем не только в детском учреждении, но и дома тоже), не давая возможности побыть собой.
Поступая к нам в детский санаторий перед ребенком как бы закрывается его родной мир, в котором он чувствовал себя уверенным и защищенным. Нужно продемонстрировать детям достоинства его нового мира, убедить, что он гораздо шире и интереснее. Уже в первые дни показать детям детский санаторий, провести экскурсии по всем помещениям и рассказать какие процедуры лечебные будет получать ребенок, познакомить с сотрудниками. Во время таких “экскурсий” сотрудникам рекомендуется вступать в дружеский контакт с детьми. Ребенок должен почувствовать что его здесь любят.
Взрослым следует ласкать ребенка, особенно во время укладывания. Хороший эффект для засыпания дает нежное поглаживание головки ребенка и бровей. При этом рука должна касаться лишь кончиков волос.
Установлено, что в психически напряженной, стрессовой ситуации помогает переключение на древнюю и сильную пищевую реакцию. Нужно чаще предлагать ребенку попить. Следует также выставлять на видное место блюдо с конфетами, сухариками и баранками.
Затормаживают отрицательные эмоции монотонные движения руками или сжимание кистей рук. Поэтому есть смысл предложить ребенку нанизывать на шнур пластмассовые шарики, колесики от пирамидок, соединять детали конструктора, типа “Лего”. Хороший эффект дают игры с водой. Это очень успокаивает. Несложно изготовить такую, например, игрушку: налейте в пластмассовую бутылку из-под пепси-колы воды (ее слегка можно подкрасить), опустите туда пипетку и плотно закрутите крышечку на бутылке. На середине бутылки наклейте полоску цветной бумаги и покажите, как можно удержать пипетку возле метки. Ребенок на долго займется такой игрушкой.
Неплохо, если периодически будет звучать негромкая спокойная музыка. В адаптационный период музыка, должна быть особой, которая способствовала бы снятию нервного напряжения.
Лучшее лекарство от стресса – смех. Существует даже термин “смехотерапия”. Нужно создавать такие ситуации, чтобы ребенок больше смеялся. Для этого можно использовать музыкальные игрушки, веселые мультфильмы, веселые подвижные игры, музыкальные занятия.
В период адаптации очень важны индивидуальные общения. Хорошо снимает стресс занятие по изодеятельности, рисование красками, лепка, аппликация.
На время адаптационного периода нужно учитывать все индивидуальные привычки ребенка, в том числе и вредные, и ни в коем случае не перевоспитывать его. Необходимо принять ребенка таким, каков он есть, не высказывая недовольство от неадекватного поведения, отсутствия самостоятельности и прочего. Неплохо будет, если родители привезли из дома любимую игрушку ребенка, с которой он привык засыпать.
Процесс адаптации управляет и дает свои положительные результаты.
Вот некоторые игры и упражнения, направленные на профилактику дезадаптации:
1. При знакомстве с ребенком можно использовать игру “Обведу карандашом руку твою и тебе подарю” – с целью установления контакта. Взрослый просит ребенка разрешить обвести руку, раскрашивает ее и дарит ребенку. Можно украсить “руку” браслетом, часами, колечками.
2. Если ребенку очень грустно, то можно поиграть в “Телефон” – позвонить маме, однако нельзя при этом допустить обмана, ребенок должен знать, что это игра.