Экологический час “Под зеленым парусом – в будущее” проводился в 3-м классе в рамках занятия кружка “Юный эколог”.
Подготовительная работа перед проведением классного часа:
- Изготовление на уроках трудового обучения разноцветных “бусинок” из цветной бумаги для составления “ожерелья”.
- Работа группы детей – “экспертов” над изучением состояния воздуха, воды и почвы в Собинском районе путем знакомства со специальной литературой.
- Рисование на уроках ИЗО на темы: “Каким вы видите наш город сейчас” и “Наш город в будущем” (по выбору учащихся).
Цели занятия:
- Показать красоту родного края; глазами ребят увидеть отношение к природе взрослых, удручающее состояние многих объектов природы.
- Формировать понимание зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды.
- Поразмыслить о том, что могут сделать для сохранения природы школьники.
- Развивать стремление оздоровлять окружающую среду, внося посильный вклад в улучшение санитарно-гигиенических и экологических условий жизни человека.
Девиз занятия:
Мы на месте не сидим,
Землю мы спасти хотим!
I. Учитель: Вы слышите? Кто-то плачет?
Ребенок помощи просил,
Он болен был, он был без сил.
Но равнодушны все вокруг,
Он им никто, с чего бы вдруг!
Им некогда остановиться,
Им не хотелось заразиться.
Ведь у ребенка были лапы
И он мяукал, а не плакал![1]
Кто же это плакал? Почему он плакал? Как он просил о помощи?
Каждый просит о помощи по-своему: кто-то плачет, как мы, кто-то мяукает, как котенок, скулит, как щенок, кричит....
Но есть один международный сигнал о помощи, который понятен всем людям, на каком бы языке они ни говорили, в какой бы стране они ни жили. Знаете ли вы этот сигнал?
Это сигнал SOS. Его подают с тонущих кораблей. Всякий, кто его слышит, знает: где-то гибнут люди, они молят о спасении.
Мой юный друг!
Открой глаза и уши…
Ты слышишь стон…
Спасите наши души!
Кто это просит о помощи? Чей стон мы слышим?
Теперь мольба о помощи идет от природы. Почему природа просит о помощи, как вы думаете? Наша задача услышать этот стон природы и по мере своих сил помочь ей.
Об этом и пойдет речь на нашем очередном экологическом часе, который называется “Под зеленым парусом в будущее!”
Ребята, а вы любите слушать сказки? Я тоже люблю и слушать и рассказывать их, и сегодня мне хочется выступить для вас в роли сказочницы и поведать вам интересную и поучительную историю. Хотите ее услышать? Ну так слушайте! (Учитель “превращается” в сказочницу: накидывает на плечи цветастую шаль и садится на стул рядом с учениками)
Во время прослушивания этой сказки вы должны в соответствии с текстом нанизывать на нитку бусинки определенного цвета так, чтобы по окончании сказки получилось разноцветное ожерелье.
II. Вот рассказ о племени, которое называло себя Дети Солнца. [2]
Племя жило на своих землях много-много лет назад. Оно владело бескрайними лесами, полями, лугами, и долгое время трудолюбивые люди жили привольно и спокойно. Но однажды они заметили, что там, где раньше бурлили прозрачные и быстрые реки, застыли мутные воды; там, где когда-то была плодородная пашня, простирается безжизненная равнина; а там, где когда-то царила красота природы, стало голо.
Тогда Старейший из Старейших созвал племя. Он сказал: "Беда пришла к нам оттого, что мы забыли древние секреты жизни. Нам нужны смелые и благородные юноши и девушки, которые найдут разгадки тайн жизни и помогут нам выжить".
И вышли вперед юноши и девушки. Старейший отвел их в отдаленное урочище, где еще зеленели деревья, вода была чистой, а птицы радовали слух своим пением. Там он показал им волшебную лодку.
"Вы отправитесь в этой лодке вниз по реке, – сказал Старейший,– и по пути познаете 7 тайн жизни и то, как эти тайны связаны между собой шестью основами жизни. Это знание поможет нам вернуть красоту и гармонию природе".
Каждому, из отправившихся в путь Старейший дал по кожаному мешочку. В каждом мешочке было по 6 разноцветных бусинок, по семь белых бусинок и по кожаному шнуру. "На вашем пути,– сказал Старейший, – вы 7 раз подвергнетесь испытаниям и 7 раз познаете озарение по числу белых бусинок. Внимательно следите за тем, что случится с вами, и эти испытания помогут вам понять, каким образом 6 основ жизни – свет и воздух, вода и земля, растения и животные – связаны воедино и составляют одно целое. Нанизывайте цветные бусинки между белыми. Белые бусинки соединят между собой цветные, как 7 тайн связывают воедино всю жизнь"
Молодые путешественники оттолкнули лодку от берега и поплыли вниз по течению. Вскоре они решили, что готовы к своему первому уроку и нанизали первую белую бусинку.
Река сделала неожиданный поворот, и путешественников ослепил яркий свет, сияющий повсюду. Все живое, что окружало их, светилось изнутри. Казалось, внутри каждого существа сияло свое маленькое солнце. И это солнце было источником их жизни. Плывущие в лодке увидели кролика, жующего траву. Солнце травы соединялось с солнцем кролика, и сияние становилось сильнее. Неожиданно на кролика стремительно пал орел. И когда орел терзал кролика, путешественники заметили, что Солнце кролика соединилось с Солнцем орла, и сияние стало сильнее. Плывущие в лодке познали первое озарение, первую тайну жизни.
Тепло и энергия Солнца есть в каждом живом существе, эта энергия пронизывает все живое на Земле. Путешественники поняли, что энергия Солнца передается от растений к мелким животным, а от мелких животных – к крупным. И нанизали путешественники желтую бусинку – символ Солнца, детьми которого они были.
Вскоре пришло время второй белой бусинки. Как только она была нанизана на шнур, все
животные и растения стали прозрачными. И плывущие в лодке смогли увидеть, что они все пронизаны потоками воды. Капли воды неслись в круговороте с неба в реки, в океаны, а потом опять, в небо, становясь облаками. Непрерывное движение воды соединяло небо и землю, живое и неживое и поддерживало жизнь. Путешественники поняли значение увиденного. Какова же была вторая тайна? Чистая вода необходима всем живущим. Непрерывному движению воды обязаны мы своим существованием. И плывущие в лодке нанизали синюю бусинку – символ животворящих вод.
Путешественники продолжали плыть вниз по реке, и когда они добавили третью белую бусинку к предыдущим, все окружающее их стало меняться очень быстро. Стремительно проносились мимо берега, жара сменяла холод, влажные болота-сухие пустыни, цветущие луга – голые скалы одни виды животных – другими. Путешественники познали третий секрет жизни. Что это за секрет?
Разнообразие условий жизни поддерживает чудесное разнообразие животных и растений.
Путешественники нанизали коричневую бусинку, символизирующую Землю-Мать, дающую жизнь своим детям.
Как только путешественники нанизали четвертую белую бусинку, они увидели на берегу женщину, сидящую у небольшого дерева. Путешественники спросили женщину, что она делает. Женщина ответила, что ждет, когда дерево вырастет. Они стали наблюдать за происходящим. Время летело так быстро, что дерево выросло и состарилось на глазах, умерло, распалось и слилось с землей. А затем на том месте появилась свежая веточка новой жизни. И вот уже на месте прежнего дерева высилось новое, цветущее и могучее. Благодаря женщине и дереву, путешественники познали четвертую тайну жизни. Какова же она? Смерть старого дает жизнь новому. Жизнь и смерть связаны в один круговорот. Плывущие в лодке нанизали зеленую бусинку, символ растений и вечной смены жизни на Земле.
После пятой белой бусинки река превратилась в огромное озеро. На каждом из многочисленных островов было только по одному растению и животному, да и те были такими больными, что казалось, вот-вот погибнут. В центре же озера был остров со множеством растений и животных. Им не только не тесно, они прекрасно уживались друг с другом, и повсюду была жизнь. Как разгадать пятую тайну? Все в жизни взаимосвязано. И плывущие в лодке нанизали голубую бусинку – символ воздуха, чтобы лучше запомнить, что все связано со всем.
Не найдя другого выхода из озера, кроме реки, по которой они приплыли, путешественники повернули назад и стали грести против течения. Они нанизали шестую белую бусинку и заметили, что хотя плывут мимо тех же берегов, все изменилось. Там, где громоздились огромные валуны, возникла мель. Луг, на котором орел терзал кролика, превратился в непроходимый лес. И вскоре им открылась шестая тайна жизни. Все в природе меняется, ничто не остается неизменным. Последняя бусинка была красной – символ быстро меняющегося мира и обитателей Земли.
Плывущие в лодке продолжали грести вверх по реке и, наконец, увидели
Старейшего из Старейшин. Он стоял в окружении зверей, живущих в лесах, в реках,
на лугах и в горах.
Путешественники вышли на берег и поведали о своих приключениях. Потом они
спросили: "Как же быть с седьмой белой бусинкой? Есть ли еще тайна, неизвестная
нам?"
"Да, нанижите эту бусинку и начните последний урок". И он объявил состязания
между путешественниками и животными, окружавшими его.
Самые быстрые пытались перегнать оленя, самые сильные – побороть медведя; самые
лучшие пловцы состязались с выдрой; самые ловкие пытались поймать белку. И во
всех без исключения случаях люди проигрывали. "Это состязание несправедливо, –
сказали они Старейшему, – каждое животное обладает даром, дающим ему
преимущество перед человеком".
"Вы правы. Но и вас есть свой дар. У вас есть способность познать тайны жизни и
обратить свои знания на пользу людям. Человек отличается от животных
способностью изменять природную среду. От него зависит, изменится ли она к
лучшему или худшему.
Поэтому человек в ответе за все живое на Земле. Но главное испытание еще впереди: настало время вернуться к людям и вместе с ними восстановить плодородные земли, чистоту воздуха и вод, разнообразие растений и животных".
Люди должны понять, что либо они будут жить в мире и гармонии с Землей, либо им не жить вообще.
Посмотрите, какое красивое ожерелье у вас получилось. Переберите бусинки на нем. Это ожерелье похоже на мои бусы. (Учитель показывает бусы. “Случайно” разрывает и рассыпает бусины по полу.)
Что произошло? Почему рассыпались мои бусы? Наверное, они были не очень прочные, а я с ними обращалась недостаточно осторожно.
Вот так и наше ожерелье, представляющее модель окружающего мира, и сам окружающий нас мир очень непрочные, хрупкие и относится к ним нужно бережно, стараясь не нарушать экологические связи, чтобы природе не пришлось просить о помощи.
Помните: мы несем ответственность за жизнь на Земле.
III. Эта сказка рассказывает нам о событиях, происходивших давным-давно.
Это у тех людей возникли проблемы в отношениях с природой.
И я думала над таким вопросом: ведь сейчас люди стали намного умнее,
грамотнее своих предшественников. Они изобрели столько нужных и полезных вещей,
запустили человека в космос, придумали сотовые телефоны, компьютеры, создают
новые машины, облегчающие жизнь человека. Поэтому мне кажется, что таких проблем
в наше время уже не существует, все экологические проблемы уже давно решены и
остались в прошлом и люди живут в гармонии с природой.
Вы со мной согласны?
Так ли это?
(Предположения детей. Выступления группы экспертов.)
Выступления экспертов с сообщениями о состоянии воздуха, воды и почвы
. (По мере выступления учащихся, доклады, оформленные в виде облачка, капельки и деревца вывешиваются на доске под “ожерельем”, составленным во время прослушивания сказки.)На левой стороне доски рисунки ребят на тему: “Каким вы видите наш город сейчас”. (Дети рассказывают, что они нарисовали.)
Обратите внимание: почему-то на этой стороне доски рисунков у нас получилось
мало, а на правой стороне их гораздо больше. Почему вам захотелось больше
нарисовать рисунков на тему “Наш город в будущем”?
Расскажите, что вы здесь изобразили?
Каким вы хотите видеть свой город?
(Краткие выступления детей.)
А что нужно делать для того, чтобы наш город стал таким, каким вы хотите его видеть? Вы мне можете сказать, что являетесь еще только школьниками и не можете участвовать в решении взрослых проблем. Да, это так и в то же время не так. Школьники здесь тоже могут оказать посильную помощь взрослым. Какие будут ваши предложения?
(Ответы детей.)
IV. Как мы узнали из выступлений наших экспертов, экологические проблемы в нашем городе тоже есть, хотя они и не такие страшные как в других регионах, но они тоже требуют безотлагательного решения.
В школах нашего города есть ребята, неравнодушные к экологическим проблемам нашего края. Они мечтают о том, чтобы наш город был самым чистым, самым красивым, самым уютным уголком России. Ребята изучают состояние растительного и животного мира нашего города, влияние автотранспорта на состояние атмосферного воздуха и занимаются разработкой своих проектов.
Давайте посмотрим несколько слайдов из проектов, созданными старшеклассниками из средней школы № 2.
(Показ слайдов из проекта “Растительность нашего города….”.)
(Приложение 1.)Узнаете ли улицы нашего г. Собинки?
Ребята из нашей школы также участвуют в разработке экологических проектов. И сегодня мы пригласили их к нам в гости с рассказом о том, как они предлагают изменить облик нашего города. Давайте послушаем их.
(Выступления старшеклассников с презентациями проектов “Дадим новую жизнь старому парку” и “Собака – друг и враг человека”.)
[(Приложение 2.)V. Вам понравились проекты ребят?
Возникло ли у вас желание помочь старшеклассникам в реализации этих проектов?
Где бы вы хотели принять участие?
Я думаю, что ребята с удовольствием примут вашу помощь, ведь если каждый сделает
хотя бы совсем маленькое дело, то все человечество сможет жить в гармонии с
природой.
VI. Нашу голубую планету часто сравнивают с гигантским космическим кораблем, летящим по просторам Вселенной. А человечество – экипаж этого корабля. Красивое сравнение. В чем-то даже мудрое. Но все мы должны осознать, что у нашего корабля Земля нет аварийного выхода. Нам нужно беречь богатство планеты – воздух, воду, Землю. Мы должны это сделать, если хотим быть здоровыми, если хотим выжить.
И закончить наше занятие хочется словами поэта Сергея Викулова из сборника стихов “Плуг и борозда” (стихи читают подготовленные ученики):
Услышу ль сосен шум в полдневный час,
Журчанье струй средь камушков у брода,
О, люди, мыслю я, у всех у нас есть Мать одна
По имени Природа!У ней для всех хватает доброты.
И мы живем, запечатлев навеки,
В душе ее прекрасные черты –
Поля, луга, леса, моря и реки.Три клада у природы есть:
Вода, земля и воздух – три основы.
Какая бы ни грянула беда –
Все возродится снова.Но если… Впрочем, в наш жестокий век понятно всем,
Что это “если” значит? О Человек!
Природа-мать ни рек и ни морей от глаз твоих не прячет.
Ни рослых трав, ни голубых озер…
Цени ее доверие. Природы!
Не обмани его! И в темный лес входи, как в храм,
Под мраморные своды.
Список использованных материалов:
- Стихотворение ученицы 7 класса “А” МОУ СОШ № 1 Копцевой Дианы.
- Книга “Экологические сказки” (пособие для учителей 1-6 классов) составитель Г.А. Фадеева. Издательство “Учитель”, Волгоград, 2003.Сказка “Семь тайн жизни”.
- Приложение 1. Проект “Растительность нашего города….” (выполнен учащимися МОУ СОШ № 2 г. Собинки под руководством учителя биологии Герасимовой Т.Н.).
- Приложение 2. Проекты “Дадим новую жизнь старому парку” и “Собака – друг и враг человека” (выполнены учащимися МОУ СОШ № 1 г. Собинки под руководством учителя биологии Пениковой О.А.).