Открытое занятие "Орфоэпические нормы русского литературного языка"

Разделы: Русский язык


Цели:

  1. Закрепление материала по теме “Орфоэпические нормы русского литературного языка”.
  2. Поддержание интереса к изучению русского языка.
  3. Развитие памяти и логического мышления.

Оборудование: карточки с заданиями, плакат с игровым полем.

Ход мероприятия

I. Организационный момент.

Приветствие. Сообщение темы, целей занятия. Учащиеся делятся на две команды. Привлекается внимание учащихся к игровому полю, заранее вывешенному на доске, и напоминаются правила игры “Морской бой”. Команды по очереди открывают клетки игрового поля, на котором спрятано 6 кораблей. Каждый корабль занимает одну клетку игрового поля. Команда, назвавшая номер клетки, на которой расположен корабль, первой отвечает на вопрос. Если ответ неверный, команда-соперница исправляет ошибку и забирает корабль.

Выигрывает команда, которая “захватила” больше кораблей.

Игровое поле

А Б В Г Д Е
1 Корабль
2 Корабль
3 Корабль
4 Корабль
5 Корабль
6 Корабль

 

II. Корабль А2.

Посчитайте количество звуков в каждом из данных слов, обоснуйте ответ.

Безжизненный, рассмеяться, падчерица, сшить, детство, расщедриться, счастье, летчик, тридцать, счетчик.

Ключ: 10, 9, 8, 3, 6, 9, 6, 5, 6, 5.

III. Корабль Б6.

Распределите слова по колонкам в зависимости от того, как произносится ударный гласный.

Ё ([’о]) под ударением Е ([’э] ) под ударением Равноправные варианты

Тренер, акушер, ретушер, пенсионер, блекнуть, одноименный, солитер (червь), острие, желчь, никчемный, блеф, оседлый, разношерстный, крестный (ход), зев, пекло, плеск, валежник, преемник (продолжатель), блеклый, истекший кровью, бытие, опека, новорожденный, головешка, хребет, маневр, клест.

Ключ:

Ё ([’о]) под ударением Е ([’э] ) под ударением Варианты
Ретушёр,
одноимённый,
солитёр(червь),
остриё,
никчёмный, клёст,
разношёрстный,
истёкший кровью, новорождённый.
Тренер, акушер, пенсионер,
блеф, бытие, оседлый, хребет,
крестный (ход), зев, опека,
плеск, валежник, преемник
(продолжатель), пекло,
головешка.
Блеклый,
блекнуть,
желчь,
маневр.

IV. Корабль В4.

Разделите приведённые слова на три группы в зависимости от варианта произношения чн.
а) слова, в которых произносится [чн];
б) слова, в которых произносится [шн];
в) слова, допускающие оба варианта произношения.

Удачный, конечно, булочная, скучно, точечный, нарочно, яичница, горничная, копеечный, справочные, прачечная, скворечник, убыточный, подсвечник, порядочный, научный, солнечный, двоечник, горчичник, лихорадочный, библиотечный, пустячный, Ильинична, закусочная, девичник.

Ключ:

[чн];–Удачный, точечный, справочные, убыточный, научный, солнечный, лихорадочный, библиотечный, закусочная.
[шн] –Конечно, скучно, нарочно, яичница, прачечная, скворечник, девичник, двоечник, горчичник, пустячный, Ильинична.
[чн] и[шн] –Подсвечник, булочная, горничная, копеечный, порядочный.

V. Корабль Г1.

Отгадайте слово по его определению, правильно произнесите.

Команды по очереди зачитывают приготовленные дома определения иностранных слов (по 15 каждая команда).

Выигрывает команда, которая отгадала и правильно произнесла больше слов.

Ключ:

Мягкий согласный перед е Твердый согласный перед е
Текст, брюнет, термин, дебют, конкретно, компетентный, тенор, анемия, компресс, стенокардия, дезинфекция, депрессия, шинель, агрессия. Антисептика, претензия, протекция, тембр, бутерброд, экзема, компьютер, диспансер, свитер, тезис, астения, анестезия, аденоиды, сепсис, темп, сенсорный, протез, инертный.

VI. Корабль Д3.

Исправьте орфографические ошибки, связанные с неправильным произношением слов.
Беспрецендентный, инциндент, дермантин, дикообраз, подчерк, компентентный, экскорт, компроментировать, конъюктивит, скурпулёзный, юрист-консульт, экскалация, мукулатура, константировать, тубаретка, флюрография, явства, бадминктон, военоначальник, почтамп, уплоченный.

Ключ:
Беспрецедентный, инцидент, дерматин, дикобраз, почерк, компетентный, эскорт, компрометировать, конъюнктивит, скрупулёзный, юрисконсульт, эскалация, макулатура, констатировать, табуретка, флюорография, яства, бадминтон, военачальник, почтамт, уплаченный.

VII. Корабль Е5.

Составьте рассказ, используя слова:
Ильинична, яичница, булочная, претензия, бактерии, свитер, бутерброд, инцидент, почтамт, анемия, дезинфекция, горчичник, афера, опека..

Учащиеся по очереди зачитывают рассказы. Побеждает команда, у которой рассказ более связный и нет (меньше) ошибок в произношении слов.

VIII. Подведение итогов.