Цели:
- Закрепление материала по теме “Орфоэпические нормы русского литературного языка”.
- Поддержание интереса к изучению русского языка.
- Развитие памяти и логического мышления.
Оборудование: карточки с заданиями, плакат с игровым полем.
Ход мероприятия
I. Организационный момент.
Приветствие. Сообщение темы, целей занятия. Учащиеся делятся на две команды. Привлекается внимание учащихся к игровому полю, заранее вывешенному на доске, и напоминаются правила игры “Морской бой”. Команды по очереди открывают клетки игрового поля, на котором спрятано 6 кораблей. Каждый корабль занимает одну клетку игрового поля. Команда, назвавшая номер клетки, на которой расположен корабль, первой отвечает на вопрос. Если ответ неверный, команда-соперница исправляет ошибку и забирает корабль.
Выигрывает команда, которая “захватила” больше кораблей.
Игровое поле
А | Б | В | Г | Д | Е | |
1 | Корабль | |||||
2 | Корабль | |||||
3 | Корабль | |||||
4 | Корабль | |||||
5 | Корабль | |||||
6 | Корабль |
II. Корабль А2.
Посчитайте количество звуков в каждом из данных слов, обоснуйте ответ.
Безжизненный, рассмеяться, падчерица, сшить, детство, расщедриться, счастье, летчик, тридцать, счетчик.
Ключ: 10, 9, 8, 3, 6, 9, 6, 5, 6, 5.
III. Корабль Б6.
Распределите слова по колонкам в зависимости от того, как произносится ударный гласный.
Ё ([’о]) под ударением | Е ([’э] ) под ударением | Равноправные варианты |
Тренер, акушер, ретушер, пенсионер, блекнуть, одноименный, солитер (червь), острие, желчь, никчемный, блеф, оседлый, разношерстный, крестный (ход), зев, пекло, плеск, валежник, преемник (продолжатель), блеклый, истекший кровью, бытие, опека, новорожденный, головешка, хребет, маневр, клест.
Ключ:
Ё ([’о]) под ударением | Е ([’э] ) под ударением | Варианты |
Ретушёр, одноимённый, солитёр(червь), остриё, никчёмный, клёст, разношёрстный, истёкший кровью, новорождённый. |
Тренер, акушер, пенсионер, блеф, бытие, оседлый, хребет, крестный (ход), зев, опека, плеск, валежник, преемник (продолжатель), пекло, головешка. |
Блеклый, блекнуть, желчь, маневр. |
IV. Корабль В4.
Разделите приведённые слова на три группы в зависимости от варианта
произношения чн.
а) слова, в которых произносится [чн];
б) слова, в которых произносится [шн];
в) слова, допускающие оба варианта произношения.
Удачный, конечно, булочная, скучно, точечный, нарочно, яичница, горничная, копеечный, справочные, прачечная, скворечник, убыточный, подсвечник, порядочный, научный, солнечный, двоечник, горчичник, лихорадочный, библиотечный, пустячный, Ильинична, закусочная, девичник.
Ключ:
[чн];–Удачный, точечный, справочные,
убыточный, научный, солнечный, лихорадочный,
библиотечный, закусочная.
[шн] –Конечно, скучно, нарочно, яичница, прачечная, скворечник, девичник,
двоечник, горчичник, пустячный, Ильинична.
[чн] и[шн] –Подсвечник, булочная, горничная, копеечный, порядочный.
V. Корабль Г1.
Отгадайте слово по его определению, правильно произнесите.
Команды по очереди зачитывают приготовленные дома определения иностранных слов (по 15 каждая команда).
Выигрывает команда, которая отгадала и правильно произнесла больше слов.
Ключ:
Мягкий согласный перед е | Твердый согласный перед е |
Текст, брюнет, термин, дебют, конкретно, компетентный, тенор, анемия, компресс, стенокардия, дезинфекция, депрессия, шинель, агрессия. | Антисептика, претензия, протекция, тембр, бутерброд, экзема, компьютер, диспансер, свитер, тезис, астения, анестезия, аденоиды, сепсис, темп, сенсорный, протез, инертный. |
VI. Корабль Д3.
Исправьте орфографические ошибки, связанные с неправильным произношением
слов.
Беспрецендентный, инциндент, дермантин, дикообраз, подчерк, компентентный,
экскорт, компроментировать, конъюктивит, скурпулёзный, юрист-консульт,
экскалация, мукулатура, константировать, тубаретка, флюрография, явства,
бадминктон, военоначальник, почтамп, уплоченный.
Ключ:
Беспрецедентный, инцидент, дерматин, дикобраз, почерк, компетентный,
эскорт, компрометировать, конъюнктивит, скрупулёзный, юрисконсульт, эскалация,
макулатура, констатировать, табуретка, флюорография, яства, бадминтон,
военачальник, почтамт, уплаченный.
VII. Корабль Е5.
Составьте рассказ, используя слова:
Ильинична, яичница, булочная, претензия, бактерии, свитер, бутерброд,
инцидент, почтамт, анемия, дезинфекция, горчичник, афера, опека..
Учащиеся по очереди зачитывают рассказы. Побеждает команда, у которой рассказ более связный и нет (меньше) ошибок в произношении слов.
VIII. Подведение итогов.