Тема урока "Откуда берутся снег и лёд?"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  1. Познакомить учащихся со свойствами снега и льда.
  2. Формировать бережное отношение к окружающему миру, умение видеть красоту природы.
  3. Развивать познавательный интерес, внимание, память, мышление.
  4. Формировать умение работать в паре.

Тип урока: Получение новых знаний.

Формы: Коллективная, групповая.

Методы: Объяснительно-иллюстративный, словесный, практический, исследовательский.

Средства: Задания исследовательского характера.

I. Вступительная беседа.

1. Сообщение темы и целей урока.

– Отгадайте загадки:

Без досок, без топоров
Через речку мост готов.
Мост – как синее стекло:
Скользко, весело, светло. .
(Лёд.)

Он летает белой стаей
И сверкает на лету.
Он звездой прохладной тает
На ладони и во рту
(Снег.)

– Сегодня на уроке нам предстоит выяснить, откуда берутся снег и лёд.
– Какие предположения есть у вас на этот счёт?

2. Актуализация знаний.

Дети выполняют задания в тетради “Проверь себя” на странице 20 по вариантам.

I-й вариант : Какие приборы перестанут работать, если отключат электричество?

II-й вариант: Зачеркни рисунки, где электричество опасно.

Вывод: Электричество необходимо человеку, но иногда оно может быть опасным.

II. Организация деятельности.

Кто сегодня привёз нам конверт с загадками? Отгадайте.

В голове – снег,
В животе – снег,
И в ногах снег,
И в руках снег.
Что за чудо – человек?
(Снеговик.)

– Послушайте, что он сам про себя говорит.

Меня не растили,
Из снега лепили.
Вместо носа ловко
Вставили морковку.
Глаза – угольки,
Руки – сучки.
Холодный, большой –
Кто я такой?
(Снеговик.)

– А как называют подружку Снеговика?

На доске появляется Снеговик с конвертом.

Хорошо читающие дети читают загадки от Снеговика:

Он всё время занят делом,
Он не может зря идти.
Он идёт и красит белым
Всё, что видит на пути.
(Снег.)

Рыбам зиму жить тепло:
Крыша – толстое стекло.
(Лёд.)

На доске появляются карточки:

Снег Лёд

– Прежде чем ответить на вопрос: “Откуда берутся снег и лёд?” Снеговик предлагает изучить свойства снега и льда.

– Проведём ряд опытов, чтобы выявить свойства снега и льда. А поможет нам в этом учебник страница 48 и дружба. Затем сравним ваши предположения с выводами, которые мы сделаем в конце нашей работы.

III. Работа над новым материалом.

На партах у детей стоят: 2 стакана с водой, тарелочка со снегом и льдом, салфетки, цветная бумага.

1. Практическая работа.

Опыт 1.

– Сделайте из снега горку, ямку.
– Тоже самое сделайте со льдом. Получилось?
– Каким свойством обладает снег? (Рыхлый.)
– Лёд расколем молотком.
– Каким свойством обладает лёд? (Хрупкий.)

Опыт 2.

– Приложите цветную бумагу к снегу. Какого цвета снег? (Белый.)
– Приложите цветную бумагу ко льду. Какого цвета лёд? (Прозрачный.)

Опыт 3.

– Положите в один стакан с водой лёд, а в другой стакан снег. Что увидели? (Они тают.)
– Что ещё заметили? (Вода в стакане стала холоднее, лёд легче воды, снег и лёд стали водой.)
– А почему же снег и лёд зимой на улице не тают? (Низкая температура воздуха.)
– На тарелочке осталась мутная вода. Скажите, отчего она появилась? (Растаяли снег и лёд.)
– Можно ли снег есть? (Нет ,он грязный и можно простудиться.)

На доске появляются карточки со свойствами снега и льда.

Снег
Рыхлый
Белый
Непрозрачный
  Лёд
Хрупкий
Бесцветный
Прозрачный
  Тает
Вода
 

Вывод: Снег и лёд обладают разными свойствами, но они превращаются в воду и поэтому лёд –это застывшая вода, а снег образуется в облаках при низкой температуре воздуха.

– Снеговик благодарит вас за работу.

Физкультминутка.

Солнце землю греет слабо, (Руки вверх и вниз.)
По ночам трещит мороз, (Руки на пояс, наклоны в стороны.)
Во дворе у Снежной Бабы (Руки на пояс, поворот вокруг себя.)
Побелел морковный нос. (Дети показывают нос.)
В речке стала вдруг вода
Неподвижна и тверда, (Прыжки на месте.)
Вьюга злится,
Снег кружится, (Дети кружатся.)
Заметает всё кругом
Белоснежным серебром. (Имитируют движения руками.)

Закрепление.

Работа в рабочей тетради.
Страница 20 № 1.
– Прочитайте задание.
– Прочитайте слова первого столбика. Это свойства снега или льда?
– Прочитайте слова второго столбика. Чьи это свойства?
– Соедините стрелками соответствующие свойства со снегом и льдом.
Страница 20 № 2.
– Отгадайте загадку:

Покружилась звёздочка
В воздухе немножко,
Села и растаяла
На моей ладошке.
(Снежинка.)

– Снеговик предлагает вам дорисовать снежинку, либо её вырезать. Но прежде выясним ,что мы знаем о снежинке.
– Учёные выяснили, что каждая снежинка имеет 6 лучей. Рисунок каждой снежинки не повторяется.
– Ну, а сейчас за дело!

На доске появляются этапы выполнения снежинки.

– Вспомните правила пользования ножницами.
Вырезанными снежинками ребята украшают доску.
– Ребята, Снеговик очень доволен вашей работой.
– Отгадайте загадки:

Я живу под крышей,
Даже страшно глянуть вниз.
Я могла бы жить и выше,
Если б крыши там нашлись.
(Сосулька.)

– Где вы видели сосульки?

– Что такое сосулька? (Замёрзшая вода.)

На дворе переполох:
С неба сыплется горох.
Съела шесть горошин Нина,
У неё теперь ангина.
(Град.)

– Что вы можете сказать о граде? (Это замёрзшая вода.)
– Необычные случаи , достижения, явления природы заносят в специальную книгу, которая называется “Книга рекордов Гиннеса”. Послушайте, какие необычные данные были занесены в эту книгу .
Самую крупную градину, весом 1 кг 2г наблюдали жители города Бангладеш 14 апреля в 1986 году. От града погибло 92 человека.
Сильный снегопад продолжался 24 часа на Серебряном озере в США с 14 по 15 апреля в 1921 году.
Самый толстый лёд высотой 4 км 776м был зарегистрирован на острове Вилкес 4 января 1975 года.

IV. Подведение итога.

– На какой вопрос отвечали на уроке?
– Подтвердились ли наши предположения?
– Выполните задание на карточке.

Задание на карточке: Найди признаки снега и льда – соедини стрелочками.

 

Фамилия Имя
 

Снег

Лёд

Белый
Непрозрачный
Хрупкий
Рыхлый
Прозрачный
Бесцветный

 

– Кто справился с заданием?
– Кому было трудно?
– Что запомнилось на уроке?
– Что особенно понравилось?