Цели:
- Познакомить учащихся со свойствами снега и льда.
- Формировать бережное отношение к окружающему миру, умение видеть красоту природы.
- Развивать познавательный интерес, внимание, память, мышление.
- Формировать умение работать в паре.
Тип урока: Получение новых знаний.
Формы: Коллективная, групповая.
Методы: Объяснительно-иллюстративный, словесный, практический, исследовательский.
Средства: Задания исследовательского характера.
I. Вступительная беседа.
1. Сообщение темы и целей урока.
– Отгадайте загадки:
Без досок, без топоров
Через речку мост готов.
Мост – как синее стекло:
Скользко, весело, светло. .
(Лёд.)Он летает белой стаей
И сверкает на лету.
Он звездой прохладной тает
На ладони и во рту
(Снег.)
– Сегодня на уроке нам предстоит выяснить, откуда берутся снег и лёд.
– Какие предположения есть у вас на этот счёт?
2. Актуализация знаний.
Дети выполняют задания в тетради “Проверь себя” на странице 20 по вариантам.
I-й вариант : Какие приборы перестанут работать, если отключат электричество?
II-й вариант: Зачеркни рисунки, где электричество опасно.
Вывод: Электричество необходимо человеку, но иногда оно может быть опасным.
II. Организация деятельности.
Кто сегодня привёз нам конверт с загадками? Отгадайте.
В голове – снег,
В животе – снег,
И в ногах снег,
И в руках снег.
Что за чудо – человек?
(Снеговик.)
– Послушайте, что он сам про себя говорит.
Меня не растили,
Из снега лепили.
Вместо носа ловко
Вставили морковку.
Глаза – угольки,
Руки – сучки.
Холодный, большой –
Кто я такой?
(Снеговик.)
– А как называют подружку Снеговика?
На доске появляется Снеговик с конвертом.
Хорошо читающие дети читают загадки от Снеговика:
Он всё время занят делом,
Он не может зря идти.
Он идёт и красит белым
Всё, что видит на пути.
(Снег.)Рыбам зиму жить тепло:
Крыша – толстое стекло.
(Лёд.)
На доске появляются карточки:
Снег Лёд
– Прежде чем ответить на вопрос: “Откуда берутся снег и лёд?” Снеговик предлагает изучить свойства снега и льда.
– Проведём ряд опытов, чтобы выявить свойства снега и льда. А поможет нам в этом учебник страница 48 и дружба. Затем сравним ваши предположения с выводами, которые мы сделаем в конце нашей работы.
III. Работа над новым материалом.
На партах у детей стоят: 2 стакана с водой, тарелочка со снегом и льдом, салфетки, цветная бумага.
1. Практическая работа.
Опыт 1.
– Сделайте из снега горку, ямку.
– Тоже самое сделайте со льдом. Получилось?
– Каким свойством обладает снег? (Рыхлый.)
– Лёд расколем молотком.
– Каким свойством обладает лёд? (Хрупкий.)
Опыт 2.
– Приложите цветную бумагу к снегу. Какого цвета снег? (Белый.)
– Приложите цветную бумагу ко льду. Какого цвета лёд? (Прозрачный.)
Опыт 3.
– Положите в один стакан с водой лёд, а в другой стакан снег. Что увидели?
(Они тают.)
– Что ещё заметили? (Вода в стакане стала холоднее, лёд легче воды, снег и
лёд стали водой.)
– А почему же снег и лёд зимой на улице не тают? (Низкая температура
воздуха.)
– На тарелочке осталась мутная вода. Скажите, отчего она появилась? (Растаяли
снег и лёд.)
– Можно ли снег есть? (Нет ,он грязный и можно простудиться.)
На доске появляются карточки со свойствами снега и льда.
Снег Рыхлый Белый Непрозрачный |
Лёд Хрупкий Бесцветный Прозрачный |
|
Тает Вода |
Вывод: Снег и лёд обладают разными свойствами, но они превращаются в воду и поэтому лёд –это застывшая вода, а снег образуется в облаках при низкой температуре воздуха.
– Снеговик благодарит вас за работу.
Физкультминутка.
Солнце землю греет слабо, (Руки вверх и вниз.)
По ночам трещит мороз, (Руки на пояс, наклоны в стороны.)
Во дворе у Снежной Бабы (Руки на пояс, поворот вокруг себя.)
Побелел морковный нос. (Дети показывают нос.)
В речке стала вдруг вода
Неподвижна и тверда, (Прыжки на месте.)
Вьюга злится,
Снег кружится, (Дети кружатся.)
Заметает всё кругом
Белоснежным серебром. (Имитируют движения руками.)
Закрепление.
Работа в рабочей тетради.
Страница 20 № 1.
– Прочитайте задание.
– Прочитайте слова первого столбика. Это свойства снега или льда?
– Прочитайте слова второго столбика. Чьи это свойства?
– Соедините стрелками соответствующие свойства со снегом и льдом.
Страница 20 № 2.
– Отгадайте загадку:
Покружилась звёздочка
В воздухе немножко,
Села и растаяла
На моей ладошке.
(Снежинка.)
– Снеговик предлагает вам дорисовать снежинку, либо её вырезать. Но прежде
выясним ,что мы знаем о снежинке.
– Учёные выяснили, что каждая снежинка имеет 6 лучей. Рисунок каждой снежинки не
повторяется.
– Ну, а сейчас за дело!
На доске появляются этапы выполнения снежинки.
– Вспомните правила пользования ножницами.
Вырезанными снежинками ребята украшают доску.
– Ребята, Снеговик очень доволен вашей работой.
– Отгадайте загадки:
Я живу под крышей,
Даже страшно глянуть вниз.
Я могла бы жить и выше,
Если б крыши там нашлись.
(Сосулька.)
– Где вы видели сосульки?
– Что такое сосулька? (Замёрзшая вода.)
На дворе переполох:
С неба сыплется горох.
Съела шесть горошин Нина,
У неё теперь ангина.
(Град.)
– Что вы можете сказать о граде? (Это замёрзшая вода.)
– Необычные случаи , достижения, явления природы заносят в специальную
книгу, которая называется “Книга рекордов Гиннеса”. Послушайте, какие необычные
данные были занесены в эту книгу .
Самую крупную градину, весом 1 кг 2г наблюдали жители города Бангладеш 14 апреля
в 1986 году. От града погибло 92 человека.
Сильный снегопад продолжался 24 часа на Серебряном озере в США с 14 по 15 апреля
в 1921 году.
Самый толстый лёд высотой 4 км 776м был зарегистрирован на острове Вилкес 4
января 1975 года.
IV. Подведение итога.
– На какой вопрос отвечали на уроке?
– Подтвердились ли наши предположения?
– Выполните задание на карточке.
Задание на карточке: Найди признаки снега и льда – соедини стрелочками.
Фамилия | Имя |
Снег Лёд |
Белый Непрозрачный Хрупкий Рыхлый Прозрачный Бесцветный |
– Кто справился с заданием?
– Кому было трудно?
– Что запомнилось на уроке?
– Что особенно понравилось?