Система природоведческих понятий, сформированная у учащихся начальной школы – фундамент для успешного и осознанного изучения курсов биологии, ботаники, географии, астрономии в среднем и старшем звене общеобразовательной школы.
Анализируя современные учебно – методические комплекты по естественным дисциплинам для начальной школы разных авторов (А.А.Плешакова, З.А.Клемениной, О.Т.Поглазовой, Н.Ф.Виноградовой и др.) выделяем функциональную систему первоначальных природоведческих понятий, которая должна быть сформирована у учащихся. Данная система, в свою очередь включает в себя 14 подсистем:
- Природа.
- Солнечная система.
- Ориентирование.
- Географическая карта. Глобус.
- Рельеф.
- Полезные ископаемые.
- Почва
- Водоем
- Погода
- Растения
- Животные
- Природное сообщество.
- Организм человека. Здоровье.
- Экология.
Предлагается моделировать подсистемы природоведческих понятий так:
Методические рекомендации по формированию понятий у младших школьников:
- Вместе с учащимися формировать природоведческие понятия методом анализа, сравнений и сопоставлений, классификаций, выводов и обобщений.
- Использовать моделирование схем по каждой подсистеме понятий, выделять сложные и простые, общие и частные.
- Вести словарь понятий, записывать четкие, лаконичные формулировки; обращаться к этому словарю на этапе повторения пройденного, а также на уроках по другим дисциплинам.
- Не добиваться дословного заучивания формулировок, а доводить до понятия изучаемого материала.
- Организовать выполнение творческих заданий (презентации, проекты, аппликации, сообщения, исследования.)