Цели:
- знакомство с новым поэтическим произведением А.С.Пушкина
- сопоставить авторское произведение с устным народным творчеством
- развивать коммуникативные действия, навыки правильного выразительного чтения, мышление, умение сравнивать
Оборудование:
- открытки или фотографии А.С.Пушкина
- иллюстрации со сказочными персонажами
Ход урока
I. Организационный момент. Постановка цели урока
- Сегодня на уроке мы начинаем новый раздел нашей книги "Поэтические страницы".
- Откройте книги и найдите первое произведение в этом разделе.
- Прочитайте фамилию автора. Знакомо ли вам это имя? Чем?
- Вспомните, какие произведения Пушкина вы учили. Что помните наизусть? Расскажите.
- Как называется стихотворение, которое мы будем изучать? (***).
- Да, заглавия здесь нет. Потому что это часть большого художественного произведения. Этот отрывок, является вступлением к знаменитой поэме великого поэта "Руслан и Людмила".
- Попробуйте сами озаглавить его. Рассмотрите иллюстрации в книге. Как вы думаете, о чем идет речь в этом стихотворении?
- Как бы вы назвали этот отрывок, ориентируясь только по рисункам.
II. Работа со стихотворением во время чтения.
- Теперь самостоятельно прочитайте стихотворение и подумайте, подходят ли ваши варианты к нему?
а) Чтение про себя.
- Перед началом чтения обратите внимание на первое задание стр. 87
- Какие картины вы представили, читая этот отрывок? Расскажите.
- Были ли мы правы в своих предположениях?
б) Чтение вслух с комментариями.
- По ходу чтения проследите, откуда наблюдает автор за действием в стихотворении.
1-я строфа
Словарная разминка:
- Какое значение имеет слово ЛУКОМОРЬЕ? (см. сноску) Это слово в некоторых изданиях печатается с большой буквы после предлога у. Как вы думаете, почему? Какие слова, пишутся с большой буквы? (Названия стран) Да, обычно с большой буквы мы пишем названия стран, городов, сел. Является ли Лукоморье страной? (Возможно, это название сказочной страны придуманной автором и издатели решили, что это слово можно написать с большой буквы)
- С каким словом созвучно слово ЗЛАТАЯ? (золотая) В старину говорили ЗЛАТО, а не золото. Так как наш автор, был хорошим учеником своей няни, он употребил это слово в данном произведении. Поэтому мы не будем изменять старорусским традициям и будем употреблять его в нужной форме, так как этого требует автор.
- Хочу обратить ваше внимание на произношение пары слов ПО ЦЕПИ. Как правильно поставить ударение ПО ЦЕПИ или ПО ЦЕПИ, или ПО ЦЕПИ?
Комментирование
- Как вы думаете, в каком темпе нужно читать эту строфу?
- Какие стоки надо выделить голосом?
- Если бы вы решили нарисовать иллюстрацию к этой строфе, что бы вы изобразили? (море, берег, большой дуб, кота, золотую цепь)
- Опишите, как они должны выглядеть. Какие краски используете для изображения этих предметов?
2-я строфа
Словарная разминка:
- Сравните два слова НЕВЕДОМЫЙ и НЕВИДАННЫЙ. Чем они отличаются? Выделите корень в каждом. Какое значение несет каждое из них? Подберите к ним синонимы и антонимы. Если вы затрудняетесь, загляните в словарь синонимов. (неизвестный - пройденный, небывалый, необычайный - ранее увиденный, знакомый).
Комментирование
- Что нарисуете к этой строфе?
- Как представляете себе лешего?
- Как выглядит русалка?
- Какими красками изобразите избушку на курьих ножках?
- Прочитайте с выражением. Подумайте, где сделаете интонационные паузы.
3-я строфа
Словарная разминка:
- В этой строфе мы опять встречаем старорусские слова, которые вышли из употребления в нашей речи. Определите их. Как вы думаете, как сейчас звучат слова ДОЛ, ВИДЕНИЕ, БРЕГ, ВИТЯЗЬ,ЧРЕДА
Комментирование
- Какую картину можно нарисовать к этой строфе?
- С какой интонацией прочитаете эту строфу? (торжественной)
- Прочитайте выразительно, соблюдая интонационные паузы
4-я строфа
Словарная разминка:
- Как вы понимаете значение слов МИМОХОДОМ, ПЛЕНЯЕТ, БРЕДЕТ, ТУЖИТ?
- Найдите в этой строфе старорусское слово. Чтобы узнать его значение обратитесь к сноске.
Комментирование
- Какие эпизоды предстают перед вами, когда вы читаете эти строки?
- Попробуем инсценировать их. Сколько творческих групп нам надо создать? (4)
- Назовите персонажи первого, второго, третьего и четвертого эпизодов. Выберите участников. Распределите роли. Изобразите в жанре пантомимы.
Инсценировка сюжетов стихотворения.
III. Работа со стихотворением после чтения.
- Читая последнюю строфу, обратили ли вы внимание на предложение, выделенное восклицательным знаком. Как вы думаете, почему автор выделил именно это предложение? (Он подчеркнул свою любовь к русскому народному творчеству, свою гордость за духовное богатство своего народа)
- Как вы считаете, где находится рассказчик?
- Какие строки подтверждают о том, что автор был в этой сказочной стране?
- Какой же заголовок мы напишем в начале этого стихотворения?
IV. Заключение. Рассказ учителя.
А.С.Пушкин родился 6 июня в 1799 году в Москве в дворянской семье.
- Сколько лет прошло с тех пор, как родился великий русский поэт?
С раннего детства он хорошо владел французским языком, но особая любовь была у мальчика к русской речи.
Бабушка поэта и его няня Арина Родионовна были самыми близкими людьми для маленького Саши. Арина Родионовна была талантливой сказительницей. Она первая познакомила Александра Пушкина с русской народной поэзией. Ее песни и сказки запомнились ему на всю жизнь. Сюжеты этих сказок и легли в основу его произведений, которыми мы зачитываемся и в наши дни.
- Какие сказки Пушкина вы знаете?
- Почему эти произведения называют сказками, а не просто стихами?
V. Домашнее задание
Подготовить выразительное чтение стихотворение.
- Если вам понравилось это стихотворение можете выучить его наизусть или наиболее понравившийся отрывок.