Цели: ознакомить учащихся с признаками однокоренных слов, учить выделять общую часть родственных слов, подбирать однокоренные слова, сравнить написание однокоренных слов; развивать орфографическую зоркость, мышление, внимание; способствовать повышению интереса к урокам русского языка.
Ход урока
I. Орг.момент.
Психологический настрой: Покажите вашу прямую спинку, покажите правую руку, умные глазки. Подарите мне, друг другу и нашим гостям добрые улыбки.
II. Чистописание.
- Запись числа с комментированием в тетрадях.
- Работа со скороговоркой.
Хохлатые хохотушки хохотом хохотали.
- Прочитайте предложение. Что это? Проговорите скороговорку друг другу (в паре)
- Какой звук произносится чаще всех? Охарактеризуйте его. Произнесите мягкий звук. Назовите слова со звуком Х. Какой буквой обозначаются звуки?
- Посмотрите, какое упражнение выполним на каллиграфической минутке:
(показ на доске учителем).
- На следующей строке запишите скороговорку (с комментированием).
III. Постановка цели.
- Являются ли слова скороговорки родственными? Кто думает по-другому?
Почему?
- Чему будем учиться на уроке?
- Мы уточним, какие слова являются родственными. Позднее вернёмся к нашей скороговорке и выясним, кто же был прав.
IV. Открытие нового.
1. Сказка о корнях (инсценировка).
- Здравствуй, я – корень, а ты кто?
- А я тоже корень.
- Я в земле живу, а ты где живёшь?
- А я живу в словах.
- Ну, какой же корень может жить в словах? Вот я корень так корень! Посмотри: от меня в земле берут начало ростки и вырастает целый куст, а то и целое дерево. А от тебя что растёт?
- Не хвастайся, от меня и от других корней тоже вырастают целые кусты, только не растений, а новых слов. Посмотри-ка…
2. Презентация, слайды 1-2.
- Какие слова выросли на дереве из семечки РОС?
- Как догадались, что все слова из одной семечки? Что означают эти слова? (лексическое значение) Как же называется общая часть слов, близких по значению?
- Почему корень? Это часть слова, на которой держатся все слова, чаще всего – не меняется.
3. Работа с правилом.
- Что такое корень слова?
V. Первичное закрепление.
- Давайте вместе составим цепочку однокоренных слов.
Лист – листок – листик – листочек – пролистать – перелистать – землистый
- Выделите корень слов
- Так какие же слова называются однокоренными? (имеют общую часть и близкие по значению)
- Все ли слова в этой цепочке являются родственными? (землистый-земля)
- Поставьте ударение в словах. Сравните написание корня в ударном и безударном положении.
- Вывод? Корень в ударном и безударном положении пишется одинаково.
VI. Закрепление.
1. Работа в группах.
- Группы однокоренных слов называют словообразовательными гнёздами. Вам предлагаются гнёзда, в которых вы должны найти лишнее слово. Поставьте ударение в однокоренных словах. (Учащиеся разделены на 4 группы, каждой группе дается распечатанный 3-й слайд. Группа работает с одним из «гнёзд»).
2. Фронтальная проверка (Презентация 1, слайд 3).
- Почему удалили эти слова? Как определили родственность слов?
- Какое из слов в каждой группе можно назвать проверочным?
- Кто все задания выполнил верно? Кто уже исправил ошибки?
3. Работа со скороговоркой.
- Давайте вернёмся к нашей скороговорке. Выделите корень в словах и ответьте: все ли слова однокоренные? (самостоятельное выполнение в тетради и у доски)
- Какое слово лишнее и почему?
- В однокоренных словах расставьте ударение и подчеркните безударные гласные. Какие слова нуждаются в проверке? Какое слово проверяет первую безударную гласную? Найдите однокоренное слово, которое позволит проверить написание второй гласной в корне (хохочут – чередование согласной в корне).
- Почему в ударном и безударном положении в корне гласные «О»?
VII. Самостоятельная работа.
С.133 упр.318
Выписать слова по вариантам:
- 1 вар. – с корнем лёд
- 2 вар. – с корнем мороз
- Кто выполнит работу раньше, может попробовать продолжить ряд.
Фронтальная проверка.
- Знание какого правила помогло справиться с работой?
VIII. Итог.
- Что нового узнали?
- Что называется корнем? Однокоренными словами?
- Что можете сказать о безударной гласной в корне?
- Какие новые слова узнали на уроке?
- Кто допускал ошибки? Поняли, почему ошибались?
- Кому понравился результат работы?
IX. Домашнее задание.
В своем уроке использовала фрагменты презентации «Родственные слова» Аствацатурова Г.О. и Шевченко Л.Е. из г.Армавир.