Цели урока:
совершенствовать знания учащихся о произведениях о детях и для детей; учить представлять и интерпретировать образ героя произведения – ребенка опираясь на текст (внешний вид, поступки, отношение к людям); учить определять главную мысль произведения; отрабатывать навык чтения вслух и молча; воспитывать интерес к чтению произведений о детях войны, чувство патриотизма.
Ход урока
1. Организационный момент
2. Проверка домашнего задания
2.1. Повторение произведения о детях: игра “Вспомни и назови”.
“…Заговорившись, ребята забыли о новенькой и не заметили, как прошло время. А за окнами уже совсем рассвело, и вот в коридоре зазвенел звонок, зазвенел как-то особенно – громко и торжественно.
Ребята быстрее, чем обычно, расселись по партам.
В это время в класс вбежала запыхавшаяся длинноногая Вера Макарова.
- Ребята! – закричала она. – Вы знаете… Новость!
- Что? Что такое? Какая? – закричали вокруг.
- Вы знаете… у нас … у нас… новенькая…
- Ха! – захохотали ребята. – Новость! Давно без тебя знаем…
- Новенькая учительница, - сказала Вера.
- Учительница?
- Ага. Вместо Элеоноры Матвеевны будет. Ой, вы бы видели! – Вера всплеснула своими длинными руками. – Хорошенькая…Молоденькая…Глаза голубые, а волосы…
(Л.Пантелеев “Новенькая”)
“…Очень странно! Этот чердак был обитаем. На стене висели мотки веревок, фонарь, два скрещенных сигнальных флага и карта поселка, вся исчерченная непонятными знаками. В углу лежала покрытая мешковиной охапка соломы. Тут же стоял перевернутый фанерный ящик. Возле дырявой замшелой крыши торчало большое, похожее на штурвальное, колесо. Над колесом висел самодельный телефон.
Женя заглянула через щель. Перед ней, как волны моря, колыхалась листва густых садов. В небе играли голуби. И тогда Женя решила: пусть голуби будут чайками, этот старый сарай с его веревками, фонарями и флагами – большой корабль. Она же сама будет капитаном…”.
(А.П.Гайдар “Тимур и его команда”)
3. Формирование новых знаний
3.1. Знакомство с датами из жизни писателя.
Валентин Петрович Катаев родился в Одессе 28 января 1897 года. Он рано научился читать. Шевченко, Пушкин, Гоголь, Никитин, Кольцов, Толстой стали первыми его любимыми писателями и учителями. Большую роль в творческой биографии Валентина Катаева сыграли такие выдающиеся мастера нашей культуры, как В.Маяковский, И.Бунин, Д.Бедный, М.Горький, С.Прокофьев, с которыми в разные годы сталкивала писателя жизнь. Они были верными друзьями Катаева, его добрыми советчиками и учителями.
Повесть “Сын полка” В.Катаев написал в 1944 году, в дни Отечественной войны нашего народа с гитлеровскими захватчиками. Прочитав эту повесть, вы узнаете о судьбе простого деревенского мальчишки Вани Солнцева, у которого война отняла всё: родных и близких, дом и самое детство. Вы узнаете, как, став смелым разведчиком, Ваня мстил фашистам за своё и народное горе. Вместе с Ваней Солнцевым вы пройдете через многие испытания и познаете радость подвига во имя победы над врагом. Вы познакомитесь с замечательными людьми, воинами нашей армии, - сержантом Егоровым и капитаном Енакиевым, наводчиком орудия Ковалевым и ефрейтором Биденко, которые не только помогли Ване стать смелым разведчиком, но и воспитали в нем лучшие качества настоящего советского человека. И, прочитав повесть “Сын полка”, вы, конечно, поймете, что подвиг – это не просто смелость и героизм, а большой, великий труд, железная дисциплина, несгибаемость воли и, самое главное, огромная любовь к своей Родине.
3.2. Ознакомительное чтение отдельных глав из повести В.П.Катаева “Сын полка” учителем и учащимися вслух цепочкой.
3.3. Работа с текстом произведения.
- чтение смысловых частей из первой главы; выделение и чтение эпизода “встреча с мальчиком”.
- описание жизни мальчика у разведчиков из четвёртой главы.
- чтение эпизода “Побег Вани от разведчика Биденко” из шестой главы.
- чтение эпизода “Встреча с капитаном Енакиевым” из девятой главы.
4. Составление рассказа “Ваня Солнцев” по плану
- Портрет Вани Солнцева.
- Жизнь мальчика до встречи с разведчиками.
- Жизнь у разведчиков.
- Побег от Биденко.
- Встреча с капитаном Енакиевым.
5. Работа в рабочей тетради.
Вторая часть стр.51-52
Проталинки. Перечитать описание первого знакомства с мальчиком. Прочитать выразительно.
Ученики читают эпизод знакомства разведчиков с мальчиком и описание его портрета, отмечают, как автор говорит о Ване, какие слова выбирает, чтобы показать страдающего от войны ребенка.
№1 Поиск. Как жил Ваня до встречи с разведчиками? В каких словах слышится огорчение мальчика?
Ученики указывают сравнения и слова, передающие переживания Вани, его нежелание расстаться с разведчиками, страх мальчика потерять обретенную было семью-приютивших его разведчиков.
Задание. Работа с кроссвордом (поисковое чтение). Герои повести.
Ученики находят главу, в которой есть предложения и абзацы с данными словами, читают текст, выбирают нужное слово.
1ё 1, 2, 3. Какие воинские звания были у Егорова, Биденко и Горбунова, Енакиева?
4. Как разведчики назвали Ваню?
6. Составление рассказа – характеристика героев повести
Учитель. Литература – очень богатый и глубокий вид искусства, способный передать с помощью слов не только внешность человека, но и его внутренний мир.
Мы много узнали о Ване, о разведчиках, об их взаимоотношениях, давайте вспомним их поступки, выясним причины, обобщим все, что знаем, составим рассказ характеристику. Какие они?
Работа в группах.
ВАНЯ самостоятельный |
РАЗВЕДЧИКИ добрые |
- Какие взаимоотношения сложились у героев?
Анализируя взаимоотношения героев, делаем вывод: какие бы трудности не возникли на твоем пути, нужно их достойно преодолевать, прикладывая определенные усилия. Хорошо когда рядом с тобой люди, которые могут поддержать в трудный момент и всегда придти на помощь.
7. Работа с текстом произведения
Выразительное чтение эпизода “Встреча с капитаном Енакиевым”.
- Как относится автор к своему герою – Ване Солнцеву?
- Почему повесть озаглавлена “Сын полка”?
8. Итог урока
9. Домашнее задание
1. Подготовить рассказ “Ваня Солнцев” по плану.
2. Выразительное чтение в лицах диалога Вани и капитана Енакиева.