Урок развития речи по теме "Изображение пейзажа в живописи и поэзии. Подготовка к сочинению-описанию"

Разделы: Русский язык


Цели урока:

  • дать понятие о пейзажной зарисовке;
  • закрепить и углубить представление об описании;
  • закрепить навыки работы над сочинением-описанием;
  • развивать орфографические умения и навыки;
  • воспитывать наблюдательность;
  • формировать потребность в самовыражении.
  • создать условия для раскрытия всех интеллектуальных и духовных возможностей детей;
  • воспитывать любовь к природе, чувство прекрасного.

Оборудование урока: стихотворения поэтов; репродукции картин И. Грабаря “Февральская лазурь”, “Русская зима” К. Юона, И.Шишкина “На севере диком”, Ю.Клевера “Зимний закат в еловом лесу”, А.Саврасова “Зима”; запись “Времена года” П.И.Чайковского; выставка книг, записи на доске.

Ход урока

1. Орг.момент

Речевая разминка:

Облака,
Облака –
Кучерявые бока,
Облака кудрявые,
Целые,
Дырявые,
Легкие,
Воздушные,
Ветерку послушные.

- О чем это стихотворение?

- Какие из представленных репродукций к нему подойдут?

- Как можно озаглавить текст и картину?

- Прочитаем стихотворение вместе?

- К какому типу речи относится стихотворение?

2. Актуализация знаний

- Словарный диктант:

Природа, пейзаж, повествование, описание, рассуждение, сочинение, устное рисование.

- Есть ли общая тема у этих слов?

- Объясните орфограммы в выделенных словах (называю эти слова).

- Какие слова можно объединить одной темой? Назвать одним термином? (Повествование, описание, рассуждение — типы речи.)

- Какой тип речи называется повествованием?

- Что называется рассуждением?

- Что такое описание?

- Что может быть объектом описания? (Природа, человек, животное, предмет, помещение, здание, памятник)

- По какому плану строится описание?

(1. Дается общее представление описываемого.

2. Описание его деталей, частей.

3. Отношение автора к тому, что он описывает.)

3. Обращаемся к учебнику на стр. 178

4. Сообщение темы, целей урока

- Описание природы... Вот об этом мы сегодня и поговорим. Тема нашего урока

“Изображение пейзажа в живописи и поэзии. Подготовка к сочинению – описанию” (тема записывается в тетради).

Работа по репродукциям.

- Что такое пейзаж?

Жанр изобразительного искусства, в котором основным предметом изображения является природа.

В переводе с французского – означает вид, какой либо местности и картины природы. Элементы окружающей природы первобытный человек изображал уже в наскальных росписях. пейзажные мотивы мы можем встретить в искусстве любой страны и эпохи. Лишь 500 лет назад в европейской живописи пейзажный фон становиться важным элементом картины, а затем пейзаж утверждается как самостоятельный жанр. Понятие пейзаж постепенно из живописи перешел в литературу и поэзию. Послушайте внимательно отрывки из некоторых произведений русских поэтов:

Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора,
Весь день стоит как бы хрустальный
И лучезарны вечера…

Тютчев

Льет дождь, холодный, словно лед,
Кружатся листья над поляной,
И гуси длинным караванном
Над лесом держат перелет…

И. Бунин

- О чем говорится в данных стихотворениях? (О природе, пейзаже)

- Поэтому стихи, посвященные описанию природы, называют пейзажными стихами.

- Какие чувства стараются передать поэты через стихотворения, а художники через картины? (любовь к родной природе, чувство печали о прошедших днях, величаво монументальное и поэтическое звучание русской природы).

- Нам хорошо знакомо имя великого русского поэта А.С. Пушкина. Нет времени года, которое не изобразил бы Пушкин.

5. Материал урока

1) Чтение учителем отрывка из стихотворения А.С.Пушкина:

(Репродукция картины)

Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит;
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.

- Знакомы ли вам эти строки?

- Кто их автор?

- Определите, каково отношение поэта к зимнему пейзажу?

- Какие слова передают это отношение?

- Какие выразительные средства языка использует поэт?

- Что позволяет нам увидеть и представить себе то, о чем пишет поэт?

Вывод: в каждом времени года есть свое очарование, и поэты не могли не заметить, как удивительна зима.

2) Слово учителя.

- Русские художники тоже не раз признавались в своей любви к зиме. Вот несколько примеров. Перед вами репродукция картины Игоря Грабаря “Февральская лазурь”. Рассмотрите ее.

- Нравится ли она вам?

- Какие ощущения, какое настроение создает этот пейзаж?

- Что поразило художника в зимнем пейзаже?

- Как он это изобразил?

Вот как сам автор передал свое восхищение красотой февральского дня: “Вся природа праздновала какой-то праздник - праздник лазоревого неба, жемчужных берез, коралловых веток и сапфировых теней на сиреневом снегу”.

- Что такое жемчуг, кораллы, сапфиры? (Драгоценные камни)

- Что объединяет картины зимы в стихотворении Пушкина и в пейзаже Грабаря?

Вывод: Любовь к природе и восхищение ее красотой.

3) А сейчас прослушайте фрагмент из цикла концертов композитора П.И.Чайковского “Времена года”. (Звучит “Январь”) Пока будете слушать, закройте глаза и попытайтесь представить себе зимнюю картину.

Так композитор с помощью звуков передал свое восприятие зимнего пейзажа.

- Какие чувства вызывает у вас музыка?

- Какую картину рисует ваше воображение?

Вывод: Итак, мы обратились к изображению природы в разных видах искусства: в литературе, в живописи, в музыке.

А теперь обратимся к теме нашего урока. И начнем с толкового словаря:

Зарисовка - то же, что и рисунок.

Рисунок — нарисованное изображение, воспроизведение чего-либо.

- Таким образом, пейзажная зарисовка - изображение природы (в живописи, в музыке, в литературе). Сделанные вами рисунки – это тоже пейзажные зарисовки.

- Что общего вы смогли заметить в пейзажных зарисовках в разных видах искусства? Что их объединяет?

Вывод: И поэт, и художник, и композитор изображают природу такой, какой ее видят, стремятся передать то, что привлекло, взволновало. Вот что писал об этом К. Г. Паустовский:

“Если писатель, работая, не видит за словами того, о чем он пишет, то и читатель ничего не увидит за ними.

Но если писатель хорошо видит то, о чем он пишет, то самые простые и порой стертые слова приобретают новизну, действуют на читателя с разительной силой и вызывают у него те мысли, чувства и состояния, какие писатель хотел ему передать”.

4) Итак, что же видит за словами писатель? Обратимся к отрывку из романа И. С. Шмелева “Лето Господне”.

… красота-то какая! Первая зв..зда, а вон - другая... Звезд все больше. А какие звезды! Усатые, ж..вые, бью(тся, ться), колют глаз. В воздухе мерзлость, через нее-то звезды больше, разными ..гнями блещут, — г..лубой хрусталь, и синий, и з..леный, - в стрелках..

… К..литку тронешь, — так и осыплет треском. Моро..! Сне.. синий, крепкий, попискивает тонко-тонко. По ул..це — сугробы, горы.

...А воздух... — синий, с..ре..бри(тся, ться) пылью, дымный, звездный. С..ды дымятся. Б..резы — белые в..дения...

- Озаглавьте текст.

- Определите тип текста.

- Вставьте пропущенные буквы.

- Подготовьте выразительное чтение отрывка. (Текст есть на каждой парте.)

(Чтение текста вслух.)

- Что в центре внимания писателя?

- Какие предложения по цели высказывания и по интонации использует автор?

- Выполните разбор последнего предложения, выпишите словосочетания, разберите их, сделайте фонетический разбор слова огнями (индивидуальные задания у доски)

- Обратите внимание на описание звезд. Какие слова, выражения показались вам наиболее яркими?

- Какие эпитеты подбирает автор к слову воздух? Почему именно такие? (Синий — от света звезд на синем небе; звездный — от снега, который искрится; дымный - так как предметы едва можно различить в снежной дымке.)

- Какое необычное сравнение встретилось вам в последней части? Как вы его понимаете? (Березы - белые видения. Белые стволы сливаются с сугробами снега, поэтому в морозном воздухе кажутся отдаленными.)

- Какие еще средства выразительности использует автор?

Вывод: Мы проанализировали несколько пейзажей и пейзажных зарисовок. Очень хочется, чтобы и мы с вами научились так же красиво “рисовать” словами, создавать пейзажные зарисовки.

5) Творческая работа (дифференцированное задание)

- Учащиеся выполняют по рядам: подберите определения к словам, составьте словосочетания.

иней, снежинка (1-й ряд);

береза, небо (2-й ряд)

снег, тишина (3-й ряд)

- Кто составил словосочетания, составляем предложения.

Вывод: вы подобрали удачные определения к предложенным словам, придумали хорошие предложения. Их вы можете использовать в своих сочинениях.

6. Подведение итогов урока

- О чем мы сегодня говорили на уроке?

- Что повторили?

- С какими новыми словами познакомились?

7. Домашнее задание: написать пейзажную зарисовку на тему: “Морозно”, “Падающий снег”, “Тишина пришла в лес”, “Солнечный день”.