Занятие интегрированное объединение “Цветочная мозаика” совместно с объединением “Цветоводы”.
Образовательные программы.
1. “Калейдоскоп ремесел”, педагог д/о Хрулева Ирина Владимировна.
2. “Цветоводы”, педагог д/о Раздорских Наталья Викторовна.
Тема программы:
1. Садовые цветы.
2. Комнатные растения.
Тема занятия: В соавторстве с природой.
Тип занятия:
- Обобщение и систематизация занятий и умений.
- Выявление компетентности учащихся.
Цель: Создать условия для систематизации изученного материала, выявление уровня овладения системой знаний и умений, опытом творческой деятельности путем защиты творческих проектов, представление докладов.
Задачи:
- научить приобретать знания самостоятельно, уметь пользоваться приобретенными знаниями для решения новы познавательных и практических работ.
- формировать умения, пользоваться исследовательскими методами: собирать необходимую информацию, факты, уметь их анализировать с разных точек зрения, выдвигать гипотезы, делать выводы и заключения.
- научить находить и решать проблемы, использовать знания из разных областей, способность прогнозировать результаты.
- оказать помощь обучающимся в самовыражении, профессиональном самоопределении.
- воспитание ценностного отношения к природе, развитие эстетических чувств.
- формировать ответственность, самоконтроль, терпимость, самостоятельность
- осуществлять межпредметную связь с биологией. Развивать понятие о строении цветка.
Материалы и оборудования
Наглядность
1. Мини выставка комнатных растений: кала, спатифиллум, фуксия, колокольчики “Жених и невеста”, бильбергия, сансивирия, марант, герань, фиалки.
2. Мини выставка цветов из ткани: кала, спатифиллум, фуксия, колокольчики “Жених и невеста”, маки, колокольчик, василек, фиалки, хризантема, лилейник, монтреция, антириум.
3. Схема строения цветка.
4. Оценочная таблица качества изделий.
5. Оценочная таблица творческих работ.
6. Алгоритм изготовления цветов.
7. Образцы цветов: жасмин, незабудка, яблоневый цвет, фиалки, шиповник, мак.
Дидактический материал для учащихся:
Таблица № 1. В поле, в доме и в саду <Приложение № 1>.
Таблица № 2. Калейдоскоп цветов <Приложение № 2>.
Актуальность занятия
Идея проведения такого интегрированного занятия “В соавторстве с природой” возникла у педагогов дополнительного образования и обучающихся в связи с тем, что в данных объединениях изучают окружающие нас растения. Всех нас объединяет любовь к природе, с ее богатством красок и цветов, стремление беречь, ценить и воссоздавать эту красоту. Уровень мастерства обучающихся объединения “Цветочная мозаика” высокий, и последние два года они сами разрабатывают технологию изготовления тех цветов, которые находят в природе, на своих подоконниках, в цветочных магазинах.
Обучающиеся объединения “Цветоводы” могут помочь сориентировать воспитанников объединения “Цветочная мозаика” на изготовление неизвестных нам ранее цветов, так как они более подробно изучают широкий мир садовых и комнатных растений.
В начале 2009-2010 учебного года обучающиеся объединения “Цветоводы” предложили обучающимся объединения “Цветочная мозаика” разработать и изготовить творческие проекты по таким цветам, как спатифиллум, календула, калла, крокус.
Сами же ребята объединения “Цветоводы” подготовили доклады об этих цветах, где более подробно расскажут о них, а именно родине происхождения, периоде цветения, способах разведения и ухаживания, а так же найдут легенды, сказания, мифы и другой интересный материал.
Такая работа обогатит всех ребят более прочными и разносторонними знаниями в этой области. Что в дальнейшем позволит создавать новые авторские изделия из ткани.
Для проведения занятия оформляется выставка комнатных растений и цветов, изготовленных в объединении “Цветочная мозаика”.
Ход занятия
1. Организационный момент - 4 минуты.
Приветствие. Проверка обучающихся к занятию. Проверка посещаемости.
2. Целеполагание и мотивация
Мотивация к занятиям. Сообщение темы. Формулирование педагогом цели и задачи.
3. Актуализация
Вступительное слово.
- Педагог объединения “Цветоводы” демонстрирует комнатные растения, представленные на мини-выставке. Особое внимание уделяет разнообразию комнатных растений.
- Педагог объединения “Цветочная мозаика” Хрулева И.В. представляет виды цветов, изготовленных учащимися объединения, уделяя внимание сложности изготовления этих цветов, и напоминает алгоритм изготовления любого цветка. <Рисунок № 1>.
- Учащаяся Захарова Л. вспоминает строение любого цветка по рисунку “Строение цветка” <Рисунок №2>.
- Все учащиеся внимательно слушают и заполняют таблицу № 1 “В поле, в доме и в саду”, где систематизируют растение по группам: полевые, садовые, комнатные.
4. Систематизация и обобщение
Учащиеся объединения “Цветоводы” представляют доклады о комнатных и садовых растениях: крокус, спатифиллум, калла, календула.
Учащиеся объединения “Цветочная мозаика” защищают творческие
проекты по этим цветам и демонстрируют свои изделия. Особое внимание уделяют вопросам: - обоснование выбора темы;
- сложность темы;
- звездочка обдумывания;
- вывод.
1. Крокус - Горбунова Ольга <Приложение № 3>.
2. Спатифиллум – Кинсфатер Оксана <Приложение № 4>.
3.Фуксия – Захарова Любовь <Приложение № 5>.
Во время представления докладов и защиты творческих проектов остальные учащиеся работают над таблицей № 2 “Калейдоскоп цветов” <Рисунок № 3>.
5 . Проверка уровня обученности
Педагоги совместно с учащимися проверяют правильность заполняя таблицы № 1, № 2.
6. Рефлексия (Подведение итогов)
Беседа.
Выступление обучающейся объединения Захаровой Любови, студентки авиамеханического колледжа, отделения “Дизайн” с выбранной профессии и применении знаний полученных в объединении “Цветочная мозаика” по программе “Калейдоскоп ремесел”.
Выступление выпускника объединения “Цветоводы” Лебединского Александра, учащегося Ивановской аграрной академии о своей выбранной профессии (профессия агроном).
Заключительное слово педагогов о сотрудничестве двух объединений “Цветочная мозаика” и “Цветоводы”. Что удалось при проведении такого занятия, какие проблемы вскрыты, что нового узнали обучающиеся.
Проведение такого занятия подготавливает детей к творческой конференции “Добрых рук ремесло”, нацеливает их на правильное оформление творческих проектов, учит грамотному представлению и защите проектов, ориентирует на профессиональное определение. Показывает детям широкий выбор школьных предметов, где можно применить знания, полученные на данном занятии.
В дальнейшем сотрудничество двух объединений будет продолжено, и в новом учебном году (2010-2011) обучающимся предлагается подготовить новые виды растений для более глубокого изучения и проектирования.
Список литературы
- Аржанухина Н.В. “Искусственные и сухие цветы”, М.: изд. “Вече”, 2000 г.
- Евстратова Л.М. “Цветы из ткани”, “Цветы из ткани, бумаги, шерсти, кожи, бисера, перьев”. - М.: Культура и традиции. 1997 г. – 248 с.
- Д-р Д.Г.Хессайон, “Все о комнатньх растениях”.
- Д-р Д.Г.Хессайон “Все о цветах в нашем саду”.
- Сухорукова Е.П., Чечулинская Л.Г. “Искусство делать цветы”. - М.: Культура и традиции. 1994 г.
- Суханова Н.П. “1000 способов как украсить дом цветами”. - М.: Олма-Пресс, 2001 г.
- Журнал “Цветоводство” № 3/1978 г., № 4/1987 г., № 1/1992 г.