Оценочная деятельность

Разделы: Начальная школа, Общепедагогические технологии


…Дорогою свободной
Иди, куда влечет тебя свободный ум,
Усовершенствуя плоды любимых дум,
Не требуя наград за подвиг благородный,
Они в самом тебе. Ты сам свой высший суд;
Всех строже оценить умеешь ты свой труд.
Ты им доволен ли?..

А.С. Пушкин

I. Обоснование актуальности темы работы

Ускорение темпов развития общества и процессов информатизации влечет за собой изменение целей образования. Помимо прочных предметных знаний современному школьнику необходимы умения активной познавательной деятельности, планирования, контроля, оценки собственной деятельности.

Оценивание – процесс соотношения полученных результатов и запланированных целей. Как показывают исследования последних лет, самый большой страх у учащихся – это страх проверки знаний.

Для ребенка что оценка,
Чаще страх или сомненье?
Грусть, тревога, удивленье…
Но не радость, не стремленье
К вдохновенью, восхищенью.

Чем младше школьник, тем больше он нуждается в оценке каждого своего учебного усилия. Поэтому так важно сделать оценку более содержательной, объективной и дифференцированной.

Несколько лет назад я обратила внимание на то, что в моем классе мониторинг проверки эмоционального состояния детей показал высокий уровень тревожности, связанный с оцениванием и отметками. Это нацелило меня на преодоление этой проблемы и на то, что необходимо найти пути совершенствования оценочной деятельности.

Конечно, мы пока не можем совсем отказаться от отметки, не готовы отойти от такого простого и удобного способа измерения и сопоставления детей. Но с того момента, как мы начинаем говорить о гуманной педагогике и о личностно – ориентированном образовании, мы не можем не задумываться о том, чем дополнить стандартную отметку.

II. Цели и задачи данной работы

Над совершенствованием современной системы оценивания работает большая группа ученых. По мнению разработчиков проекта Street Law (“Живое право”) система оценивания должна базироваться на следующих принципах:

  1. Важность. Для оценивания необходимо выбрать лишь самые важные ожидаемые результаты.
  2. Адекватность. Необходимо выбрать точный инструмент оценивания, то есть упражнение, задачу, которые показали бы нам, что ученик овладел необходимыми знаниями, умениями, навыками.
  3. Объективность. Необходимо разработать очень конкретные критерии оценивания.
  4. Интегрированность. Оценивание должно быть включено в сам процесс обучения.
  5. Открытость. Ученики должны знать заранее, что и как будет оценено.
  6. Простота. Процесс и формы оценки должны быть просты и доступны в применении и пользовании. Можно вводить критерии постепенно, по мере освоения самого инструмента оценки.

Цель реформы оценивания – сделать оценку содержательной, объективной, дифференцированной.

Какие же достижения надо оценивать? Это не только знания и умения, устные и письменные ответы, домашние задания, но и самостоятельность, прогресс учебных достижений, организация труда, особенные идеи, сотрудничество. В первом классе дети вообще не в состоянии понять, что отметкой оценивается результат их работы, а не они сами. Следовательно, прежде, чем оценивать результат труда ребенка отметкой, необходимо сформировать у него одно из сложнейших интеллектуальных умений - контролирующую и оценочную деятельность.

Особая роль в оценивании учебной деятельности начинающих учеников отводится самооценке. Самооценка, как один из компонентов деятельности, также связана не с выставлением себе отметок, а с процедурой оценивания. При самооценке ученик сам себе дает содержательную и развернутую характеристику своих результатов по заданным критериям, анализирует свои достоинства и недостатки, а также ищет пути устранения последних. Важность самооценки заключается не только в том, что она позволяет увидеть ребенку сильные и слабые стороны своей работы, но и в том, что на основе осмысления этих результатов он получает возможность выстроить собственную программу дальнейшей деятельности.

Ввести процедуру самооценки в педагогический процесс простым распоряжением нельзя. Ее применение требует кропотливой, основательной, достаточно продолжительной профессиональной работы со стороны учителя. Самооценке ребенка нужно научить в специально организованной оценочной деятельности.

Учителю необходимо с первого дня учебы в системе на основе четких критериев организовать эту деятельность, вовлекая каждого ученика. При этом, каждому виду деятельности, к каждому этапу урока необходимо подбирать свои, наиболее подходящие способы оценивания.

III. Формы работы по формированию оценочной деятельности

Оценивание деятельности ребенка ведется с первых дней обучения. Главным требованием его организации на первых порах является опора на успех. Начинаю оценочную деятельность с оценивания готовности детей к уроку, соблюдения ими правил школьной жизни, проявления навыков культурного общения и поведения. Обязательно подчеркиваю, как хорошо дети готовы к уроку, выделяю при этом, что значит “хорошо готов к уроку”.

Очень важно выделять именно успехи, так как они помогают эмоциональному благополучию детей и позволяют лучше понять требования школьной жизни. Уже на второй неделе обучения сфера оценочной деятельности расширяется. В нее включаются успехи в учебном труде маленьких учеников. Оцениванию уже подлежат правильность, аккуратность, старательность при выполнении работы, соответствие результатов труда образцу. Расширяя оценочную деятельность, учитель должен каждый раз вводить четкие критерии оценивания: что значит аккуратно, правильно... И только на третьем этапе оценочной деятельности, после усвоения критериев правильности и критериев соответствия требований детьми, учитель может вводить фиксацию трудностей ребенка (а вот здесь тебе еще нужно поработать). Фиксация трудностей предполагает, прежде всего, очерчивание перспектив ребенку, показ что именно и как нужно сделать. Фиксируя трудности, учитель вселяет в ребенка веру в то, что у него все обязательно получится и дает ему столько помощи, чтобы получилось.

Мы делаем важные в школе шаги.
Сначала успех, а потом усложненье.
А после критерий оценки введем,
Фиксируем трудности в паре, вдвоем.
И самая главная наша ступенька –
Введение памятки “Самооценка”.

Каждый шаг выполняется с опорой на успех, что реализует здоровьесберегающую, психологическую, динамическую функции оценочной деятельности.

Необходимо приучение ребенка к мысли, что человек может и должен оценивать себя сам, эта оценка самая важная, так как она позволяет двигаться дальше самостоятельно, а не оглядываться на окружающих: а что они скажут, как оценят мои действия. В достижении этой цели поможет использование схемы самооценки

“Учись контролировать себя”

  1. Попробуй сам оценить свою работу, часть работы, почувствуй удовлетворение (неудовлетворение).
  2. Попроси товарища, родителей, других членов семьи оценить твою работу.
  3. Определи круг проблем, вопросов, которые появились в результате самооценки или оценки выполненного тобой задания для дальнейшего совершенствования. Такими проблемами могут быть: неаккуратный внешний вид работы, ее расположение, правильность, полнота, выполнение задания другим способом и т.д.
  4. Определи окончательный вариант оценки (плохо, удовлетворительно, хорошо, очень хорошо, отлично).

В повседневной педагогической практике объектом контроля является конечный результат. К сожалению, на этот путь педагогов толкают нормативные документы, требующие “освоить, изучить, сформировать…” Но моя задача - отследить и зафиксировать продвижение каждого ребенка. Для объективной системы оценивания я использую:

1. “Светофор”

Для самооценки детьми своего внутреннего состояния и самочувствия по отношению к выполняемым на уроке заданиям, применяю так называемый “Светофор”. В первом классе предложила детям зажигать цветные огоньки в тетрадях. Если работа на уроке прошла успешно, ученик активно работал, не испытывал трудностей при изучении нового материала, все задания были понятны, то он рисует на полях зеленый кружок: “Можно двигаться дальше”. Если были небольшие затруднения, не всегда быстро справлялся с поставленной задачей или что-то осталось неясным, то в тетради рисуется желтый кружок: “Нужна небольшая помощь”. Если были значительные затруднения, ученик не смог самостоятельно справиться с новой задачей, то он рисует красный кружок: “Стоп! Мне нужна помощь!” Нужно отметить, что этим приемом дети с удовольствием пользуются на протяжении всех лет обучения в начальной школе.

2. Так же мы пользуемся “Карточками сомнений”

+ “Я понял все

- “ Не совсем усвоил, сомневаюсь”

? “Не понял”

3. “Волшебные линеечки”

Волшебные линеечки”, описанные Г.А. Цукерман являются безобидной и содержательной формой отметки. Эта линеечка напоминает ребенку измерительный прибор. С помощью линеечек можно измерить все что угодно. Такая оценка:

- позволяет любому ребенку увидеть свои успехи (всегда есть критерий, по которому ребенка можно оценить как “успешного”);

- удерживает учебную функцию отметки: крестик на линеечке отражает реальное продвижение в изучаемом предметном содержании;

- помогает избежать сравнения детей между собой (поскольку у каждого из них оценочная линеечка только в собственной тетрадке).

Вот как можно оценить письменную работу:

Это значит, что работа написана неаккуратным почерком, но ребенок был очень внимателен. Ясно, что это - не просто отметка, а руководство к действию: завтра надо сохранить все сегодняшние достижения и постараться хоть немного улучшить почерк. Оценка при помощи линеечек организуется следующим образом. Сначала учитель задает критерии оценки - названия линеечек. Они должны быть четкими, однозначными и понятными детям. Каждый критерий обязательно обсуждается с детьми, чтобы всем было понятно, как оценивать по этому критерию. Учитель и дети договариваются, например, что на линеечке “почерк” отметка (крестик) ставится вверху, если написано аккуратно: без помарок и исправлений, все буквы соответствуют правилам каллиграфии, не выходят за рамки рабочей строки, соблюден наклон. Внизу крестик ставится, если буквы “пляшут” на строке, много помарок и исправлений, элементы букв написаны не по образцу, буквы разного размера, расстояние между элементами не соответствует требованиям. После того, как обсужден каждый критерий дети свою работу оценивают самостоятельно.

После самооценки наступает очередь оценки учителя.

Собрав тетради, учитель ставит свои плюсики на линеечках. Совпадения детской и учительской оценок (вне зависимости оттого, низко или высоко оценил свою работу ребенок) означает: “Молодец! Ты умеешь себя оценивать”. В случае завышенной, а тем более заниженной самооценки учеником своей работы, учитель еще раз раскрывает ребенку критерии оценивания и просит в следующий раз быть к себе добрее или строже.

Этими линеечки мы так же пользуемся, когда необходимо спрогнозировать результат своей работы. Прогностическая самооценка позволяет ребенку оценить свои возможности и результаты.

4. “Дерево успехов”

Итоги дня подводим на Дереве успехов. После уроков дети прикрепляют на дерево (нарисован плакат) плод, цветок или листок: яблоко – все удалось; цветок – неплохо поработал, но что-то не совсем получилось; листок – сегодня не получилось, но я не отчаиваюсь.

5. Карта индивидуального развития (индивидуальных достижений)

Для объективного и систематического оценивания учебных достижений ученика, диагностирования качества образовательного процесса на каждого ученика с момента поступления его в школу заводится “Карта индивидуального развития (индивидуальных достижений)”. В карту заносятся основные программные требования по учебному предмету, которые должен освоить ребенок в ходе обучения (достижения).

Успехи фиксируются условными обозначениями:

+ - материал усвоен в полном объеме

- материал усвоен частично

? - материал не усвоен

Благодаря дифференциации самооценки и оценки учащийся не чувствует себя ущербным, он понимает, что если что-то не поучается сейчас, он сможет, приложив усилия и потренировавшись, выполнить задание позже и продемонстрировать положительный результат.

6. Портфолио достижений

Раскрыть динамику личностного развития каждого ученика, отследить результативность его деятельности, как в количественном, так и качественном плане позволяет портфолио достижений. В эту папку собираются все контрольные и творческие работы: сочинения, изложения, рисунки, поделки, зачетные работы и т.д.

Одна из серьезных задач обучения, которая может быть решена при использовании портфолио - развитие рефлексии школьника, как основы его дальнейшего индивидуального роста и развития.

Динамику развития
И индивидуального роста
Отследить необходимо,
Хотя и не просто.
Но однако каждый рад
Показать свой результат.
И портфолио у нас –
Скажем честно, высший класс!

IV. Правила оценочной безопасности

Для того, чтобы успех пришел к ребенку, каждому учителю необходимо соблюдать правила оценочной безопасности. Это путь к успеху.

- Учитель, начни практику оценочной безопасности с собственной самооценки!

- Ставь перед ребенком конкретные задачи

- Не скупись на похвалу

- Хвали исполнителя, критикуй только исполнение

- Формула “опять ты не…” - верный способ взращивания неудачников!

- “На бочку дегтя – ложку меда”.

Даже в море неуспеха можно найти островок успешности.

Чтоб быстрей пришел успех -
Помни правила для всех:
На оценку не скупись,
С похвалой поторопись,
Детям вовсе не до смеха,
Если море неуспеха.
Значит, ставь конкретно цель –
И не сядешь ты на мель.
Самооценку проведи -
И на остров попади.
Точно, без погрешностей
На островок успешности.

V. Заключение

Если считать важнейшими показателями субъектности младшего школьника учебную мотивацию, способность ставить перед собой цель деятельности, оценивать свои поступки и результаты, то именно в условиях альтернативного оценивания можно сформировать субъекта учебной деятельности. Результаты исследований это подтверждают. Так, в моем классе, начиная с сентября 2007 года мы наблюдаем за формированием у учащихся структурных компонентов учебной деятельности. Для исследования использовались метод педагогического наблюдения, методика оценки уровня сформированности учебной деятельности Г.В.Репкиной и Е.В.Заики, так же привлекался школьный психолог.

Практическая значимость данного опыта состоит в том, что:

  1. Повышается уровень профессионализма учителей начальной школы в формировании умений самоорганизации младших школьников.
  2. Повышается уровень сознательности, самостоятельности и активности младших школьников в учебной деятельности.
  3. Повышается качество уровня обученности младших школьников, уровень воспитанности.
  4. Формируется контрольно-оценочная деятельность школьников.
  5. Сохраняется и укрепляется их физическое и социально-психологическое здоровье.

За любые проблемы и технологии
Мы берёмся, не глядя на сложности!
На свои невзирая возможности,
И на хлопоты и на заботы!