Данный урок проводился на базе УМК для 10 класса общеобразовательных школ “New Millennium English” (тема модуля “Family Issues”, авторы О.Л. Гроза, О.Б. Дворецкая и др.) и являлся обобщающим уроком по теме.
Предшествующие уроки были посвящены целому спектру вопросов, касающихся проблем молодёжи и подростков, роли семьи в жизни каждого человека, видов семейного воспитания, причин и решений конфликтных ситуаций, психологии, а также проблем детей, оставшихся без родителей.
Учащиеся изучали и анализировали типы семейных отношений, проводили опрос по теме “Язык порицания учителей и родителей” в своем классе, составляли правила бесконфликтного общения в семье и писали советы для подростков и родителей о том, как избежать конфликтов и недопонимания в семье.
Цели урока.
Воспитательные цели:
- воспитание культуры общения (толерантности и уважительного отношения к различным взглядам, партнерского общения),
- воспитание умения работать в команде,
- способности концентрироваться и отстаивать свои идеи, критического мышления,
- формирование мировоззрения,
- ответственности за себя и происходящее вокруг.
Развивающие цели:
- формирование способностей к аналитической деятельности,
- развитие логики (сравнения, умозаключения),
- развитие коммуникативных и презентационных компетенций,
- развитие языковой культуры как основы социализации учащихся.
Образовательные цели:
- активно использовать лексику в речи в различных коммуникативных ситуациях;
- совершенствовать навыки говорения,
- высказываться логично и связано как в структурном, так и смысловом отношении.
Средства обучения и оборудование: компьютер, видеопроектор, экран, наушники, дидактический материал и карточки для ролевой игры, аудиозапись диалогов.
План-конспект урока
Этапы урока, их задачи |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Форма взаимодействия |
Время |
1 этап: вводная часть - введение в тематику урока, настрой на готовность к уроку | 1. Приветствие и введение в
тематику урока посредством видеоклипа. 2. Определение темы урока учениками. |
а) ответы на вопросы учителя,
связанные с темой урока б) просмотр видеоклипа |
Фронтальная: учитель-ученик | 10 мин. |
2 этап: основная часть а) повторение лексики по теме б) подбор аргументов для блиц-дискуссии по теме в) дискуссия г) аудирование и изложение прослушанного отрывка группе д) построение сюжета и изложение своей истории другой группе е) ролевая игра ж) язык общения родителей и детей друг с другом - новая лексика по теме з) комментарии по забавным высказыванием известных людей по теме |
1. Организация компьютерной
проверки выполнения лексического задания с
выводом ответов на экран 2. Деление учеников на две группы 3. Группам предлагается проблемный вопрос по теме 4. Направление блиц-дискуссии 5. Распределение заданий для аудирования (у каждой группы – своя история, у каждого ученика – свой отрывок, отрывки для аудирования-разноуровневые) 6. Организация ролевой игры, распределение ролей, раздача заданий 7. Введение понятий “mommisms”, “daddisms”, “kiddisms” 8. Вопросы по проблеме “отцы и дети” 9. Предложение решений для улаживания конфликтов 10. Направление обсуждения забавных высказываний известных людей по теме 11. Объяснение домашнего задания |
а) самостоятельная работа за
компьютером, выполнение лексического задания б) подбор аргументов и оглашение позиций по предложенному утверждению (блиц-дискуссия) в) аудирование и изложение прослушанного отрывка группе г) построение сюжета, выбор докладчика в каждой группе и изложение своей истории другой группе д) участие в ролевой игре е) обсуждение языка порицания взрослых и причин возникновения конфликтов между детьми и их родителями ж) поиск компромисса з) комментарии по забавным высказываниям известных людей по теме |
Работа в группах Индивидуальная |
30 мин. |
3 этап: заключительная часть - подведение итогов работы, самооценка и оценка деятельности учащихся | 1. Подведение итогов через
видеоклип 2. Объяснение домашнего задания 3. Оценка деятельности учащихся |
1) просмотр видеоклипа и
подведение итогов 2) самооценка |
Фронтальная: учитель-ученик | 5 мин. |
При подготовке к этому уроку детям необходимо было самостоятельно собрать дополнительную информацию по вышеуказанным проблемам.
Основная часть урока проходила в форме ролевой игры. Тема урока “Дела семейные” Цели урока планировались в цикле уроков по данной теме. Наиболее важными из них в рамках развития коммуникативных компетенций, на мой взгляд, являются воспитательные цели (воспитание культуры общения; толерантности и уважительного отношения к различным взглядам, партнерского общения; воспитание критического мышления, умения работать в команде, способности отстаивать свои идеи; формирование мировоззрения, ответственности за себя, свои поступки и происходящее вокруг). Поэтому главный акцент урока был сделан на собственно ролевой игре.
На первом этапе урока, детям был показан видеоклип “What’s Your Home Like?”[1], посвященный взаимоотношениям между детьми и родителями. Слова, которые прозвучали в фильме, настроили детей на решение главной задачи - найти ответ на вопрос, что нужно делать для того, чтобы избежать конфликтов со своими близкими. Кроме того, видеоклип помог учащимся самим определить тему урока.
После повторения лексики по теме и деления участников на две группы команды получили задание по аудированию[2]. У каждой группы была своя история, у каждого ученика – свой отрывок, отрывки для аудирования - разноуровневые. После прослушивания своих отрывков дети начали обсуждения в рамках своих групп с целью логического выстраивания сюжета рассказа группы, а затем выбрали спикеров, которые изложили содержание рассказа, предложенного для аудирования, другой группе.
Второй этап был посвящен ролевой игре, участие в которой приняли практически все ученики. После получения задания на карточках, построение сюжета и подбора аргументов последовали выступления участников. Дети не боялись высказывать свое мнение, активно отстаивали свою точку зрения, приводя доказательства от имени своих героев и корректно опровергая аргументы других участников. Конечно, игра была направлена больше на поиск истины, чем на простое упражнение в риторике. Вторая часть основного этапа была посвящена обсуждению языка порицания взрослых и причин возникновения конфликтов между детьми и их родителями, поиску компромисса и выстраиванию моста понимания своих близких. А затем ребята прокомментировали забавные высказывания известных людей по данной теме.
В конце урока был показан еще один видеоклип “Parents”[3], после чего учащиеся совместно с учителем подвели итоги урока. Учитель огласил и объяснил домашнее задание.
Ролевая игра позволяет ученикам приобрести умения и навыки:
• логического и критического мышления;
• концентрации на определенной проблеме;
• организации совместной деятельности;
• сбора и осмысления разнообразной информации;
• формирования и отстаивания собственной позиции;
• публичных выступлений;
• грамотного диалогического общения и взаимообучения.
Считаю, что поставленные цели и задачи урока удалось реализовать.
Работа на уроке основывалась на смене видов деятельности. Кроме того, при подготовке к уроку были учтены возрастные и индивидуальные особенности учащихся, их высокий интерес к изучению предмета, развитые на достаточном уровне общие учебные умения и навыки, хорошие потенциальные возможности к овладению иностранного языка, достаточно высокая мотивация, которая стимулировалась нетрадиционной формой урока. В заключение хотелось бы отметить, что данный тип урока содействует становлению нового поколения граждан открытого общества; создает условия для принятия учениками многообразия действительности и признания наличия взаимосвязей изучаемых событий и явлений. Комфортная, бесконфликтная атмосфера ролевой игры помогает детям абстрагироваться от их личных проблем и находить ответы на многие вопросы, касающиеся взаимоотношений между людьми разных возрастов и поколений, а значит, и решать собственные проблемы.
[1] - видеоклип “What’s Your Home Like?” был показан со страниц YouTube.
[2] – тексты для аудирования взяты из учебника для 10 класса общеобразовательных школ “New Millennium English” (тема модуля “Family Issues”, авторы О.Л.
Гроза, О.Б. Дворецкая и др.)- упр.1 стр.75 и упр.1 стр.78 и начитаны носителем языка (см www.learning.9151394).
[3] - видеоклип “Parents” был показан со страниц YouTube.