Урок английского языка в 10-м классе по теме "Дела семейные"

Разделы: Иностранные языки


Данный урок проводился на базе УМК для 10 класса общеобразовательных школ “New Millennium English” (тема модуля “Family Issues”, авторы О.Л. Гроза, О.Б. Дворецкая и др.) и являлся обобщающим уроком по теме.

Предшествующие уроки были посвящены целому спектру вопросов, касающихся проблем молодёжи и подростков, роли семьи в жизни каждого человека, видов семейного воспитания, причин и решений конфликтных ситуаций, психологии, а также проблем детей, оставшихся без родителей.

Учащиеся изучали и анализировали типы семейных отношений, проводили опрос по теме “Язык порицания учителей и родителей” в своем классе, составляли правила бесконфликтного общения в семье и писали советы для подростков и родителей о том, как избежать конфликтов и недопонимания в семье.

Цели урока.

Воспитательные цели:

- воспитание культуры общения (толерантности и уважительного отношения к различным взглядам, партнерского общения),

- воспитание умения работать в команде,

- способности концентрироваться и отстаивать свои идеи, критического мышления,

- формирование мировоззрения,

- ответственности за себя и происходящее вокруг.

Развивающие цели:

- формирование способностей к аналитической деятельности,

- развитие логики (сравнения, умозаключения),

- развитие коммуникативных и презентационных компетенций,

- развитие языковой культуры как основы социализации учащихся.

Образовательные цели:

- активно использовать лексику в речи в различных коммуникативных ситуациях;

- совершенствовать навыки говорения,

- высказываться логично и связано как в структурном, так и смысловом отношении.

Средства обучения и оборудование: компьютер, видеопроектор, экран, наушники, дидактический материал и карточки для ролевой игры, аудиозапись диалогов.

План-конспект урока

Этапы урока,
их задачи
Деятельность
учителя
Деятельность
учащихся
Форма
взаимодействия
Время
1 этап: вводная часть - введение в тематику урока, настрой на готовность к уроку 1. Приветствие и введение в тематику урока посредством видеоклипа.

2. Определение темы урока учениками.

а) ответы на вопросы учителя, связанные с темой урока

б) просмотр видеоклипа

Фронтальная: учитель-ученик 10 мин.
2 этап: основная часть

а) повторение лексики по теме

б) подбор аргументов для блиц-дискуссии по теме

в) дискуссия

г) аудирование

и изложение прослушанного отрывка группе

д) построение сюжета и изложение своей истории другой группе

е) ролевая игра

ж) язык общения родителей и детей друг с другом - новая лексика по теме

з) комментарии по забавным высказыванием известных людей по теме

1. Организация компьютерной проверки выполнения лексического задания с выводом ответов на экран

2. Деление учеников на две группы

3. Группам предлагается проблемный вопрос по теме

4. Направление блиц-дискуссии

5. Распределение заданий для аудирования (у каждой группы – своя история, у каждого ученика – свой отрывок, отрывки для аудирования-разноуровневые)

6. Организация ролевой игры, распределение ролей, раздача заданий

7. Введение понятий “mommisms”, “daddisms”, “kiddisms”

8. Вопросы по проблеме “отцы и дети”

9. Предложение решений для улаживания конфликтов

10. Направление обсуждения забавных высказываний известных людей по теме

11. Объяснение домашнего задания

а) самостоятельная работа за компьютером, выполнение лексического задания

б) подбор аргументов и оглашение позиций по предложенному утверждению (блиц-дискуссия)

в) аудирование и изложение прослушанного отрывка группе

г) построение сюжета, выбор докладчика в каждой группе и изложение своей истории другой группе

д) участие в ролевой игре

е) обсуждение языка порицания взрослых и причин возникновения конфликтов между детьми и их родителями

ж) поиск компромисса

з) комментарии по забавным высказываниям известных людей по теме

Работа в группах

Индивидуальная

30 мин.
3 этап: заключительная часть - подведение итогов работы, самооценка и оценка деятельности учащихся 1. Подведение итогов через видеоклип

2. Объяснение домашнего задания

3. Оценка деятельности учащихся

1) просмотр видеоклипа и подведение итогов

2) самооценка

Фронтальная: учитель-ученик 5 мин.

При подготовке к этому уроку детям необходимо было самостоятельно собрать дополнительную информацию по вышеуказанным проблемам.

Основная часть урока проходила в форме ролевой игры. Тема урока “Дела семейные” Цели урока планировались в цикле уроков по данной теме. Наиболее важными из них в рамках развития коммуникативных компетенций, на мой взгляд, являются воспитательные цели (воспитание культуры общения; толерантности и уважительного отношения к различным взглядам, партнерского общения; воспитание критического мышления, умения работать в команде, способности отстаивать свои идеи; формирование мировоззрения, ответственности за себя, свои поступки и происходящее вокруг). Поэтому главный акцент урока был сделан на собственно ролевой игре.

На первом этапе урока, детям был показан видеоклип “What’s Your Home Like?”[1], посвященный взаимоотношениям между детьми и родителями. Слова, которые прозвучали в фильме, настроили детей на решение главной задачи - найти ответ на вопрос, что нужно делать для того, чтобы избежать конфликтов со своими близкими. Кроме того, видеоклип помог учащимся самим определить тему урока.

После повторения лексики по теме и деления участников на две группы команды получили задание по аудированию[2]. У каждой группы была своя история, у каждого ученика – свой отрывок, отрывки для аудирования - разноуровневые. После прослушивания своих отрывков дети начали обсуждения в рамках своих групп с целью логического выстраивания сюжета рассказа группы, а затем выбрали спикеров, которые изложили содержание рассказа, предложенного для аудирования, другой группе.

Второй этап был посвящен ролевой игре, участие в которой приняли практически все ученики. После получения задания на карточках, построение сюжета и подбора аргументов последовали выступления участников. Дети не боялись высказывать свое мнение, активно отстаивали свою точку зрения, приводя доказательства от имени своих героев и корректно опровергая аргументы других участников. Конечно, игра была направлена больше на поиск истины, чем на простое упражнение в риторике. Вторая часть основного этапа была посвящена обсуждению языка порицания взрослых и причин возникновения конфликтов между детьми и их родителями, поиску компромисса и выстраиванию моста понимания своих близких. А затем ребята прокомментировали забавные высказывания известных людей по данной теме.

В конце урока был показан еще один видеоклип “Parents”[3], после чего учащиеся совместно с учителем подвели итоги урока. Учитель огласил и объяснил домашнее задание.

Ролевая игра позволяет ученикам приобрести умения и навыки:

•  логического и критического мышления;

•  концентрации на определенной проблеме;

•  организации совместной деятельности;

•  сбора и осмысления разнообразной информации;

•  формирования и отстаивания собственной позиции;

•  публичных выступлений;

•  грамотного диалогического общения и взаимообучения.

Считаю, что поставленные цели и задачи урока удалось реализовать.

Работа на уроке основывалась на смене видов деятельности. Кроме того, при подготовке к уроку были учтены возрастные и индивидуальные особенности учащихся, их высокий интерес к изучению предмета, развитые на достаточном уровне общие учебные умения и навыки, хорошие потенциальные возможности к овладению иностранного языка, достаточно высокая мотивация, которая стимулировалась нетрадиционной формой урока. В заключение хотелось бы отметить, что данный тип урока содействует становлению нового поколения граждан открытого общества; создает условия для принятия учениками многообразия действительности и признания наличия взаимосвязей изучаемых событий и явлений. Комфортная, бесконфликтная атмосфера ролевой игры помогает детям абстрагироваться от их личных проблем и находить ответы на многие вопросы, касающиеся взаимоотношений между людьми разных возрастов и поколений, а значит, и решать собственные проблемы.

[1] - видеоклип “What’s Your Home Like?” был показан со страниц YouTube.

[2] – тексты для аудирования взяты из учебника для 10 класса общеобразовательных школ “New Millennium English” (тема модуля “Family Issues”, авторы О.Л.

Гроза, О.Б. Дворецкая и др.)- упр.1 стр.75 и упр.1 стр.78 и начитаны носителем языка (см www.learning.9151394).

[3] - видеоклип “Parents” был показан со страниц YouTube.

Презентация 1

Презентация 2