Суд над Интернетом (ролевая игра)

Разделы: Информатика


Цели урока:

  • повторить и обобщить знания о компьютерных сетях и Интернете, о правовых аспектах работы с информацией на основе самостоятельного поиска и осмысления дополнительного материала для игры;
  • развитие познавательного интереса, творческой активности учащихся;
  • развитие у школьников умения излагать свои мысли;
  • повторение и закрепление основного программного материала, выраженного в неординарных ситуациях;
  • установление межпредметных связей;
  • воспитание уважения к сопернику, умения достойно вести спор, стойкости, воли к победе, находчивости, умения работать в команде.

Действующие лица:

Судья

Обвиняемый (Интернет)

Прокурор

Адвокат

Свидетели защиты

Свидетели обвинения

Пользователь

12 присяжных заседателей

Секретарь суда

Охранники

Публика в зале

Роли распределяются заранее. Участники игры, исполняющие роли, подбирают необходимый материал.

На уроке имитируется заседание суда. В центре находится стол и кресло судьи. Слева сидят 12 присяжных и секретарь суда, справа подсудимый Интернет и адвокат. По обе стороны от него – охранники.

Секретарь суда: Встать, суд идет!

Судья: Прошу садиться!

Слушается дело по обвинению так называемой глобальной сети Интернет по статье 273 УК “Создание, использование и распространение вредоносных программ для ЭВМ”. Есть заявления, отводы суду, прокурору, присяжным? Слушание объявляется открытым. Слово предоставляется прокурору.

Прокурор: Ваша честь, уважаемая публика и присяжные!

Обвиняемый Интернет опутал своей паутиной весь мир. С его помощью совершается множество преступлений. Свидетели обвинения многочисленными эпизодами докажут этот факт. Человечество много лет жило без Интернета. Поэтому в начале заседания хотелось бы задать вопрос стороне защиты: как, когда и зачем появился Интернет?

Адвокат: Ваша честь, позвольте вызвать нашего свидетеля – историка.

Судья: Разрешаю вызвать для дачи показаний свидетеля – историка.

1-й свидетель защиты: Клянусь говорить правду и только правду.

Судья: Ответьте на вопрос прокурора. Как, когда и зачем Интернет появился на свет?

Выступает 1-й свидетель защиты (приложение 1).

Судья: Есть вопросы к свидетелю?

Присяжные и публика задает вопросы по показаниям свидетеля.

Прокурор: С помощью Интернет совершают преступления хакеры. Позвольте вызвать свидетеля обвинения.

Судья: Вызываем свидетеля обвинения.

1-й свидетель обвинения: Клянусь говорить правду и только правду.

Выступает 1-й свидетель обвинения (приложение 2).

Судья: Вызываем второго свидетеля обвинения.

2-й свидетель обвинения: Клянусь говорить правду и только правду.

Выступает 2-й свидетель обвинения (приложение 2).

Судья: Вызываем третьего свидетеля обвинения.

3-й свидетель обвинения: Клянусь говорить правду и только правду.

Выступает 3-й свидетель обвинения (приложение 2).

Адвокат: Хакерами просто пугают людей! Знаете, как ограбить банкомат с помощью ноутбука и кувалды?

Судья: Нет!

Адвокат: Очень просто! Подходите к банкомату, разбиваете его вдребезги кувалдой, забираете деньги и уходите. Зачем же тогда ноутбук, спросите? Отвечаю: какой же вы хакер без ноутбука…

Судья: Делаю вам замечание. Попрошу не отвлекаться от сути дела.

Прокурор: Ваша честь! С помощью Интернет орудуют многие мошенники! Прошу выслушать ещё свидетелей обвинения.

Судья: Вызываем 4-го свидетеля обвинения.

4-й свидетель обвинения: Клянусь говорить правду и только правду.

Выступает 4-й свидетель обвинения (приложение 2).

Судья: Вызываем 5-го свидетеля обвинения.

5-й свидетель обвинения: Клянусь говорить правду и только правду.

Выступает 5-й свидетель обвинения (приложение 2).

Прокурор: В зале есть ещё свидетели обвинения. Прошу приводить доказательства.

(Выступают зрители со своими сообщениями)

Адвокат: Я протестую. Есть же ещё положительные примеры. Интернет – это окно в деловой мир. Позвольте вызвать свидетеля – бизнесмена.

Судья: Вызываем 2-го свидетеля защиты.

2-й свидетель защиты: Клянусь говорить правду и только правду.

Выступает 2-й свидетель защиты (приложение 1).

Адвокат: Сайт фирмы оказывает предпринимателям неоценимую помощь. Прошу вызвать следующего свидетеля защиты.

Судья: Вызываем 3-го свидетеля защиты.

3-й свидетель защиты: Клянусь говорить правду и только правду.

Выступает 3-й свидетель защиты (приложение 1).

Прокурор: А все эти иностранные слова: провайдеры, браузеры, домены, модемы… Объясните по-русски, что это значит?!

Адвокат: Я протестую! Ведь русское слово “спутник” вошло во многие языки мира, и его употребление не является преступлением!

Судья: Протест отклонен!

Обвиняемый! Отвечайте на вопрос прокурора. Может быть, вам захочет помочь публика?!

Интернет и зрители в зале дают определение основным терминам (приложение 3). Прокурор и присяжные заседатели могут задавать обвиняемому дополнительные вопросы.

Судья: А какая польза от Интернета, например, образованию?

Адвокат: С помощью Интернет можно получить доступ к обучающим программам, к системе дистанционного образования, особенно интересно изучать искусство, используя сайты различных музеев. Вы сможете путешествовать по залам Эрмитажа, не выходя из дома и не толкаясь в толпе туристов. Вы сможете попасть в Белый дом в Вашингтоне, познакомиться с семьей американского президента. Правда, для этого нужно ещё знать английский язык.

Прокурор: То есть необходимо ещё найти учителя английского языка!

Судья: Что вы можете сказать на это?

Адвокат: Для изучения английского языка не надо искать учителя! Вам поможет Интернет. Предоставьте слово моему подзащитному!

Интернет рассказывает о возможностях изучения иностранного языка (приложение 3)

Прокурор: Для подключения к Интернет требуется куча денег: нужен компьютер, модем, нужно оплатить услуги провайдера!

Адвокат: С развитием современных средств связи это уже не такая большая проблема. К тому же можно обойтись и без компьютера – достаточно мобильного телефона. Выслушайте свидетеля защиты.

Судья: Вызываем 4-го свидетеля защиты.

4-й свидетель защиты: Клянусь говорить правду и только правду.

Выступает 4-й свидетель защиты, рассказывает о существующих в данном регионе тарифах и трафиках подключения к Интернет.

Судья: А что ещё можно делать с помощью Интернет?

Адвокат: Прошу вызвать Пользователя для дачи показаний.

Судья: Прошу ответить Пользователя на поставленный вопрос.

Выступление Пользователя (приложение 4)

Судья: Обвиняемый, ваше последнее слово!

Последнее слово обвиняемого (приложение 3)

Судья: Попрошу присяжных вынести вердикт.

Присяжные: Не виновен.

Судья: Освободить обвиняемого. Выношу частное определение: всем участникам процесса рекомендуется освоить Интернет и научиться в нем работать. Слушание дела закончено.