Цели урока:
Действующие лица:
Судья
Обвиняемый (Интернет)
Прокурор
Адвокат
Свидетели защиты
Свидетели обвинения
Пользователь
12 присяжных заседателей
Секретарь суда
Охранники
Публика в зале
Роли распределяются заранее. Участники игры, исполняющие роли, подбирают необходимый материал.
На уроке имитируется заседание суда. В центре находится стол и кресло судьи. Слева сидят 12 присяжных и секретарь суда, справа подсудимый Интернет и адвокат. По обе стороны от него – охранники.
Секретарь суда: Встать, суд идет!
Судья: Прошу садиться!
Слушается дело по обвинению так называемой глобальной сети Интернет по статье 273 УК “Создание, использование и распространение вредоносных программ для ЭВМ”. Есть заявления, отводы суду, прокурору, присяжным? Слушание объявляется открытым. Слово предоставляется прокурору.
Прокурор: Ваша честь, уважаемая публика и присяжные!
Обвиняемый Интернет опутал своей паутиной весь мир. С его помощью совершается множество преступлений. Свидетели обвинения многочисленными эпизодами докажут этот факт. Человечество много лет жило без Интернета. Поэтому в начале заседания хотелось бы задать вопрос стороне защиты: как, когда и зачем появился Интернет?
Адвокат: Ваша честь, позвольте вызвать нашего свидетеля – историка.
Судья: Разрешаю вызвать для дачи показаний свидетеля – историка.
1-й свидетель защиты: Клянусь говорить правду и только правду.
Судья: Ответьте на вопрос прокурора. Как, когда и зачем Интернет появился на свет?
Выступает 1-й свидетель защиты (приложение 1).
Судья: Есть вопросы к свидетелю?
Присяжные и публика задает вопросы по показаниям свидетеля.
Прокурор: С помощью Интернет совершают преступления хакеры. Позвольте вызвать свидетеля обвинения.
Судья: Вызываем свидетеля обвинения.
1-й свидетель обвинения: Клянусь говорить правду и только правду.
Выступает 1-й свидетель обвинения (приложение 2).
Судья: Вызываем второго свидетеля обвинения.
2-й свидетель обвинения: Клянусь говорить правду и только правду.
Выступает 2-й свидетель обвинения (приложение 2).
Судья: Вызываем третьего свидетеля обвинения.
3-й свидетель обвинения: Клянусь говорить правду и только правду.
Выступает 3-й свидетель обвинения (приложение 2).
Адвокат: Хакерами просто пугают людей! Знаете, как ограбить банкомат с помощью ноутбука и кувалды?
Судья: Нет!
Адвокат: Очень просто! Подходите к банкомату, разбиваете его вдребезги кувалдой, забираете деньги и уходите. Зачем же тогда ноутбук, спросите? Отвечаю: какой же вы хакер без ноутбука…
Судья: Делаю вам замечание. Попрошу не отвлекаться от сути дела.
Прокурор: Ваша честь! С помощью Интернет орудуют многие мошенники! Прошу выслушать ещё свидетелей обвинения.
Судья: Вызываем 4-го свидетеля обвинения.
4-й свидетель обвинения: Клянусь говорить правду и только правду.
Выступает 4-й свидетель обвинения (приложение 2).
Судья: Вызываем 5-го свидетеля обвинения.
5-й свидетель обвинения: Клянусь говорить правду и только правду.
Выступает 5-й свидетель обвинения (приложение 2).
Прокурор: В зале есть ещё свидетели обвинения. Прошу приводить доказательства.
(Выступают зрители со своими сообщениями)
Адвокат: Я протестую. Есть же ещё положительные примеры. Интернет – это окно в деловой мир. Позвольте вызвать свидетеля – бизнесмена.
Судья: Вызываем 2-го свидетеля защиты.
2-й свидетель защиты: Клянусь говорить правду и только правду.
Выступает 2-й свидетель защиты (приложение 1).
Адвокат: Сайт фирмы оказывает предпринимателям неоценимую помощь. Прошу вызвать следующего свидетеля защиты.
Судья: Вызываем 3-го свидетеля защиты.
3-й свидетель защиты: Клянусь говорить правду и только правду.
Выступает 3-й свидетель защиты (приложение 1).
Прокурор: А все эти иностранные слова: провайдеры, браузеры, домены, модемы… Объясните по-русски, что это значит?!
Адвокат: Я протестую! Ведь русское слово “спутник” вошло во многие языки мира, и его употребление не является преступлением!
Судья: Протест отклонен!
Обвиняемый! Отвечайте на вопрос прокурора. Может быть, вам захочет помочь публика?!
Интернет и зрители в зале дают определение основным терминам (приложение 3). Прокурор и присяжные заседатели могут задавать обвиняемому дополнительные вопросы.
Судья: А какая польза от Интернета, например, образованию?
Адвокат: С помощью Интернет можно получить доступ к обучающим программам, к системе дистанционного образования, особенно интересно изучать искусство, используя сайты различных музеев. Вы сможете путешествовать по залам Эрмитажа, не выходя из дома и не толкаясь в толпе туристов. Вы сможете попасть в Белый дом в Вашингтоне, познакомиться с семьей американского президента. Правда, для этого нужно ещё знать английский язык.
Прокурор: То есть необходимо ещё найти учителя английского языка!
Судья: Что вы можете сказать на это?
Адвокат: Для изучения английского языка не надо искать учителя! Вам поможет Интернет. Предоставьте слово моему подзащитному!
Интернет рассказывает о возможностях изучения иностранного языка (приложение 3)
Прокурор: Для подключения к Интернет требуется куча денег: нужен компьютер, модем, нужно оплатить услуги провайдера!
Адвокат: С развитием современных средств связи это уже не такая большая проблема. К тому же можно обойтись и без компьютера – достаточно мобильного телефона. Выслушайте свидетеля защиты.
Судья: Вызываем 4-го свидетеля защиты.
4-й свидетель защиты: Клянусь говорить правду и только правду.
Выступает 4-й свидетель защиты, рассказывает о существующих в данном регионе тарифах и трафиках подключения к Интернет.
Судья: А что ещё можно делать с помощью Интернет?
Адвокат: Прошу вызвать Пользователя для дачи показаний.
Судья: Прошу ответить Пользователя на поставленный вопрос.
Выступление Пользователя (приложение 4)
Судья: Обвиняемый, ваше последнее слово!
Последнее слово обвиняемого (приложение 3)
Судья: Попрошу присяжных вынести вердикт.
Присяжные: Не виновен.
Судья: Освободить обвиняемого. Выношу частное определение: всем участникам процесса рекомендуется освоить Интернет и научиться в нем работать. Слушание дела закончено.