Работа с текстом задачи как средство развития информационной компетентности

Разделы: Математика


План

  • Краткое теоретическое обоснование основных идей
  • Определение проблем и перспектив
  • Представление практического опыта, основных приемов работы

Цели:

  • Строить процесс овладения понятиями на осмысленном преобразовании информации.
  • Способствовать у учащегося выработке привычки самостоятельно думать и принимать решение в зависимости от конкретной ситуации.

Задачи:

  • Учить школьников лаконично и точно выражать свою мысль, выделять существенное в тексте задачи.
  • Развивать у школьников навыки кодирования, декодирования, перекодирования информации, что дает возможность ученику избежать механического заучивания.

Компетентностный подход предполагает соединение в единое целое образовательного процесса и его осмысления. Компетентность - умение активно использовать полученные личные и профессиональные знания и навыки в практической или научной деятельности.

Различают образовательную, общекультурную, - информационную, коммуникативную и др. компетентности (Из ФГОС).

Информационная компетентность - способность и умение самостоятельно искать, анализировать, отбирать, обрабатывать и передавать необходимую информацию при помощи устных и письменных коммуникативных информационных технологий. (ИЗ ФГОС).

Информационная культура – часть общечеловеческой культуры, обеспечивающей полноценное развитие личности: уметь быстро ориентироваться в информационном потоке, анализировать, кодировать, декодировать и перекодировать информацию.

Информация может быть представлена в нескольких формах, например:

  • письменность – кодирование речи
  • арифметика – кодирование числовой информации
  • условные знаки, таблицы, формулы – кодирование в математике, физике, химии
  • ноты – кодирование музыки

Из опыта работы я заметила, что усвоение информации идет успешнее, если одновременно используются различные системы кодирования

  • Идет работа над терминологией (производная понимается как изменение - скорость)
  • Строится модель (план, рисунок, чертеж, формула, схема взаимосвязей)

Таким образом, целенаправленная работа по развитию у школьников навыков кодирования, декодирования, перекодирования информации рассматривается нами как самостоятельный вид оперирования информацией, который дает возможность ученику избежать механического заучивания и построить процесс овладения понятиями на осмысленном преобразовании информации (решается проблема здоровьесбережения).

Проблема

  • нежелание учащихся применять таблицы при решении задач в 5, 6 классах, т.к. в начальной школе таблицы применяют мало.

Перспективы

  • Применение сжатой формы текста задачи позволяет быстрее найти путь к решению задачи, составить математическую модель к задаче и решить задачу.
  • Для практической педагогики, озабоченной проблемой перегрузки детей, важно сосредоточить внимание на тех способах кодирования, которые могут рационализировать учебный процесс.
  • Умение говорить лаконично и точно, выделять существенное напрямую связано со способом кодирования информации.
  • На уроках математики находит место специальное обучение сжиманию информации.
  • Математика предоставляет большие возможности для формирования у школьников знаково-символических умений: кодирования, схематизации, моделирования.

Работа с текстом задачи как средство развития информационной компетентности

Начиная с начальной школы, мы учим учащихся выделению ключевых слов в тексте задачи, применению краткой записи задачи, схематических рисунков, таблиц, чертежей, схем, диаграмм. Все это является кодированием информации и делает ее более понятной, удобной доступной (как инструкции по сборке мебели – доступная информация). Потому что скорость восприятия сжатой информации, по сравнению с текстовой, очень велика: смысл графического изображения воспринимается почти мгновенно.

Рассмотрим некоторые формы кодирования (перекодирования) информации на текстовых примерах задач (приложение 1).

Схематическая запись задачи

Задача. Составить уравнение, корни которого соответственно равны квадратам корней уравнения 2х2 - 5х + 1=0.

План решения:

  1. Работа над терминологией (уточнение задачи или закона)
  2. Построение модели (план, рисунок, чертеж, формула, схема взаимосвязей)

Анализ.

  • Надо составить квадратное уравнение – т.к. это простейшее     уравнение с двумя корнями
  • Известно: корни уравнения 2х2 - 5х + 1=0 есть х1 и х2, корни уравнения ay2 + by + c=0 есть y1 и y2, y1 = х12 и y2 = х22

 Найти a, b, c

Решение любой математической задачи будет осознанным, когда ученик умеет выявлять ее математический смысл – математическую закономерность. Среди текстовых задач есть целый класс задач, которые решаются с использованием формулы А*В=С (на движение, совместную работу, покупки…)

Эту математическую закономерность доступно и точно демонстрирует следующая таблица (приложение 2).

А·В=С

v·t = А

 v·t = s

1 объект

2 объект

вместе

Цена А

Скорость работы v

Скорость
v (км/ч)

 

 

 

Количество В

Время t

Время
t (ч)

 

 

 

Стоимость С

Объем выполненной работы А

Расстояние
S (км)

 

 

 

Даже в 5-6 классах задачи на движение, совместную работу, покупки без составления уравнения решаются быстрее и осознаннее, если применить эту таблицу.

Для примера рассмотрим следующую задачу.

Задача 1. (6 кл) (приложение 2). Ремонт здания первая бригада может выполнить за 6 дней, а вторая – за 3 дня. За какое время выполнят ремонт обе бригады, если будут работать вместе одновременно?

v·t = А

1 бригада

2 бригада

вместе

Скорость работы v(часть/день)

 

 

 

Время t(дни)

6

3

?

Объем выполненной работы А(часть)

1

1

1

Сначала по условию задачи заполняется 3-я срока таблицы( время), затем 4-я строка.

Если в столбце или в строке таблицы одна клетка остается незаполненной, то она заполняется по закону таблицы. Таким образом, далее по столбцам работает закон v·t = А.

v·t = А

1 бригада

2 бригада

вместе

Скорость работы v(часть/день)

 

Время t(дни)

6

3

?

Объем выполненной работы А(часть)

1

1

1

Первое действие задачи получаем по столбцу «1 бригада», второе – по столбцу «2 бригада»

  1. 1: 6 =  (часть/день)
  2. 1: 3 =  (часть/день)

Третье действие задачи получаем по строке «Скорость работы»

  1.  (часть/день)

Последнее четвертое действие подсказано последним столбцом, используя закон v·t = А

  1. 1 :  (дня).

Ответ: 2 дня.

Составление схем движения также помогает быстрее найти путь к решению задачи. Иногда полезно использовать схему движения и таблицу одновременно. (См. задачу 4 (приложение 2).).

В задачах на проценты полезно использовать такие схемы. (См. задачу 6 (приложение 2).)

Задача 6. Собрали 140 кг свежих грибов, имеющих влажность 98%. Грибы высушили до влажности 93%. Какова масса высушенных грибов? (Ответ: 40 кг)

Пути формирования информационной компетентности

  • выделение ключевых слов в тексте задачи,
  •  применение краткой записи задачи,
  • схематических рисунков,
  • таблиц, чертежей,
  • схем, диаграмм
  • обучение сжиманию информации

Все это является кодированием информации и делает ее более понятной, удобной, доступной. Таким образом, целенаправленная работа по развитию у школьников навыков кодирования, дает возможность ученику избежать механического заучивания и построить процесс овладения понятиями на осмысленном преобразовании информации, что и приводит к формированию информационной компетентности на уроках математики.