Пояснительная записка
Дирижирование является одним из наиболее сложных видов музыкально-исполнительского искусства. Дирижирование (дирижерское исполнительство) – искусство сравнительно молодое. Как всякое другое музыкально-исполнительское искусство, оно развивается и совершенствуется в процессе постоянного общения со своим «инструментом», т.е. в процессе систематической работы дирижера с каким-либо творческим исполнительским коллективом (хором, оркестром и т. д.). Оркестр является сложнейшим «музыкальным инструментом», с помощью которого дирижер раскрывает содержание музыкальных произведений различных стилей и эпох, жанров и направлений, различной степени технической сложности и художественной содержательности. Являясь единым организмом, состоящим из числа ярко выраженных индивидуальностей (музыкантов), оркестр представляет собой достаточно «капризный» и «непослушный» музыкальный инструмент. Для мастерского владения данным «музыкальным инструментом» дирижеру необходимы такие качества, как профессионализм, воля и авторитет. Глубокое знание природных особенностей и технических возможностей инструментов, входящих в состав оркестра, фундаментальные музыкально-теоретические знания, тонкий слух, знания педагогики и психологии дают право музыканту становиться за пульт дирижера.
Курс рассчитан на 2 года. Количество часов: 1 час в неделю. Объём курса – 32 часа в год.
Программа предназначена для учащихся музыкальных училищ, колледжей и школ с углублённым изучением музыки.
Цель курса
- развитие музыкальных способностей;
Задачи курса
- изучение основ дирижерской техники;
- формирование личности музыканта;
- воспитание эмоционально-волевых качеств;
Основные формы и методы обучения
- изучение партитуры музыкального произведения с помощью фортепиано;
- исполнение мелодии и основных голосов методом сольфеджирования;
- анализ музыкального произведения и работа по освоению дирижёрских технических движений при исполнении произведения;
- дирижирование произведения без инструмента, на основе музыкально-слуховых представлений;
- дирижирование под аккомпанемент концертмейстера;
Критерий оценки знаний учащихся
- дирижирование произведения наизусть;
- пение мелодии и основных голосов произведения наизусть;
- письменная аннотация на произведение;
Творческие задания
- Разучивание и дирижирование произведения с оркестром.
Тематический план
1 год обучения (10 класс)
№№ |
Название темы |
Количество |
Практическое задание |
1 |
История и предмет дирижирования |
1 час |
|
2 |
Подготовка дирижёрского аппарата |
3 часа |
Гимнастические упражнения с элементами дирижирования |
3 |
Элементы дирижёрского жеста |
3 часа |
Показ ауфтакта и видов дирижёрского жеста |
4 |
Формирование дирижерской техники в простых размерах |
1 час |
Тактовые схемы на 2/4, 3/4, 4/4 |
5 |
Прекращение звучания |
1 час |
Снятие круговым движением, на отражении, в точку |
6 |
Затакты в дирижировании |
1 час |
Затакты с полной и неполной счетной доли |
7 |
Паузы в дирижировании |
1 час |
Показать паузы обозначающим и атакирующим жестом |
8 |
Штрихи в дирижировании |
1 час |
Продирижировать деташе, стаккато и легато |
9 |
Синкопы в дирижировании |
1 час |
Показать синкопы долевые, междольные и внутридолевые |
10 |
Темп в дирижировании |
1 час |
Ускорение, замедление и внезапное изменение темпа |
11 |
Динамика в дирижировании |
1 час |
Устойчивое, постепенное и внезапное изменение динамика |
12 |
Координация движения и функции рук |
1 час |
Самостоятельная работа рук при дирижировании |
13 |
Дирижирование произведения под аккомпанемент концертмейстера |
16 часов |
Выразить эмоционально-смысловое содержание произведения |
Итого: |
32 часа |
|
2 год обучения (11 класс)
№№ |
Название темы |
Количество |
Практическое задание |
1 |
Формирование дирижерской техники в сложных размерах |
2 часа |
Тактовые схемы на 5/4, 6/4, 7/4, 8/4, 9/4 |
2 |
Ферматы в дирижировании |
2 часа |
Показать ферматы на различные доли такта |
3 |
Дирижерская палочка |
2 часа |
Способы держания дирижерской палочки |
4 |
Координация движения и функции рук |
2 часа |
Развитие пластики и самостоятельности рук в дирижировании |
5 |
Дирижирование произведения под аккомпанемент концертмейстера |
24 часа |
Выразить эмоционально-смысловое содержание произведения |
Итого: |
32 часа |
|
Содержание курса
1 год обучения (10 класс)
Дирижирование – 32 часа:
- Введение (1 час):
- История и предмет дирижирования - 1 час;
- Подготовка дирижёрского аппарата (3 часа):
- Упражнение на расслабление мышц рук, кистей, предплечья – 1 час;
- Положение ног, корпуса, головы, рук, взгляд и мимика – 1 час;
- Позиции рук, диапазон дирижерских движений – 1 час;
- Элементы дирижёрского жеста (3 часа):
- Ауфтакт (замах, стремление, точка, отражение) – 1 час;
- Жесты исполнительской организации (атакирующие, поддерживающие и обозначающие) – 1 час;
- Жесты образной выразительности – 1 час;
- Формирование дирижерской техники в простых размерах (1 час):
- Тактовые схемы на 2/4, 3/4 – 0,5 часа;
- Тактовая схема на 4/4 – 0,5 часа;
- Прекращение звучания (1 час):
- Снятие звучания круговым движением – 0,5 часа;
- Снятие звучания на отражении и приходом руки в точку – 0,5 часа;
- Затакты в дирижировании (1 час):
- Затакт с полной счетной доли такта – 0,5 часа;
- Затакт с неполной счетной доли такта – 0,5 часа;
- Паузы в дирижировании (1 час):
- Обозначающий жест – 0,5 часа;
- Атакирующий жест последующего звучания – 0,5 часа;
- Штрихи в дирижировании (1 час):
- Штрих стаккато – 0,5 часа;
- Штрих деташе и легато – 0,5 часа;
- Синкопы в дирижировании (1 час):
- Долевые и междольные – 0,5 часа;
- Внутридолевые – 0,5 часа;
- Темп в дирижировании (1 час):
- Ускорение и замедление темпа – 0,5 часа;
- Внезапное изменение темпа – 0,5 часа;
- Координация движения и функции рук (1 час):
- Координация движения – 0,5 часа;
- Функции рук – 0,5 часа;
- Динамика в дирижировании (1 час):
- Устойчивая и постепенно изменяющаяся динамика – 0,5 часа;
- Внезапное изменение динамики – 0,5 часа;
- Дирижирование произведения под аккомпанемент концертмейстера (16 часов)
Зачетные требования к контрольному уроку
- Дирижирование небольшого произведения для фортепиано под аккомпанемент концертмейстера;
Критерий оценки
- Умение выразить эмоционально-смысловое содержание произведения с помощью приобретённых дирижёрских навыков;
- Дирижирование произведения наизусть;
- Пение мелодии и основных голосов произведения наизусть;
- Письменная аннотация на произведение.
2 год обучения (11 класс)
Дирижирование – 32 часа:
- Формирование дирижерской техники в сложных размерах (2 часа):
- Тактовые схемы на 5/4, 6/4 – 1 час;
- Тактовые схемы на 7/4, 8/4, 9/4 – 1 час;
- Ферматы в дирижировании (2 часа):
- Снятие звучания под ферматой круговым движением – 0,5 часа;;
- Снятие звучания под ферматой замахом – 0,5 часа;
- Ферматы с неизменной и с развивающейся динамикой – 0,5 часа;
- Фермата над паузой и тактовой чертой – 0,5 часа;
- Дирижерская палочка (2 часа)
- Способы держания дирижёрской палочки – 1 час;
- Практическое применение дирижёрской палочки – 1 час;
- Координация движения и функции рук (2 часа):
- Координация движения – 1 час;
- Функции рук – 1 час;
- Дирижирование произведения под аккомпанемент концертмейстера (24 часа)
Контрольная оценка
- Дирижирование развёрнутого произведения для фортепиано под аккомпанемент концертмейстера;
Критерий оценки
- Умение выразить эмоционально-смысловое содержание произведения с помощью приобретённых дирижёрских навыков;
- Дирижирование произведения наизусть;
- Пение мелодии и основных голосов произведения наизусть;
- Письменная аннотация на произведение.
Литература
- Асафьев Б.В. О хоровом искусстве. — Л.: 1980. — 213 с.
- Ержемский Г.Л. Закономерности и парадоксы дирижирования. –СПб: 1993
- Казачков С.А. Дирижерский аппарат и его постановка. — М.: Музыка. 1967
- Казачков С. .А От урока к концерту — Казань: Издательство Казанского государственного ун-та, 1990
- Мусин И.А. Техника дирижирования. — Л.: Музыка, 1967
- Мусин И.А. О воспитании дирижёра — Л.: Музыка, 1987
- Мусин И.А. Язык дирижёрского жеста. — М. Музыка, 2006
- Ольхов К.А. Теоретические основы дирижерской техники — Л.: Музыка, 1984
- Багриновский Техника рук. — М.: Высшее училище военных дирижеров Советской армии. 1947
- Малько Н. Основы техники дирижирования. Л.: Музыка 1965
- Безбородова Л.А. Дирижирование. М.: Просвещение 1990
- Сидельников Л. Симфоническое исполнительство: Эстетика и теория. Исторический очерк. М.: Сов. композитор, 1991
- Гинзбург Л.М. Дирижёрское исполнительство. М.: Музыка 1975
- Еремиаш О. Практические советы по дирижированию. — М.: Музыка, 1964
- Иванов-Радкевич А. О воспитании дирижера. — М.: Музыка,1973
- Канерштейн М. Вопросы дирижирования. — М.: Музыка, 1972
- Фомин В. Оркестр и дирижер. — Л.: Музыка, 1969
- Орлов В.И., Комиссаров Е.В. Учебник по дирижированию. — МВМУ, 2000