Урок русского языка по теме "Типы речи. Повествование". 5-й класс

Разделы: Русский язык

Класс: 5


Цели урока:

  • познакомить учащихся с понятием тип речи, с типом речи – повествование;
  • развивать умение анализировать текст, определять его особенности, выделять основные части текста повествовательного типа;
  • развивать умение сравнивать, обобщать;
  • развивать монологическую речь учащихся, умение работать в паре, коллективно.

ХОД УРОКА

1. Беседа с учащимися.

  • На первых уроках русского языка мы говорили о том, зачем нужно изучать язык. Для чего же это нам нужно?
  • Какие виды общения мы знаем?

Общаясь, мы создаем высказывания (тексты).

Давайте послушаем выступления ваших товарищей и определим, что объединяет тексты и чем они отличаются.

2. Выступления учащихся с подготовленными рассказами 3 типов на тему “Летние каникулы”. Анализ текстов (тема, идея…).

  • Повествование (“Что я делал во время летних каникул”),
  • описание (“Каким было прошедшее лето”),
  • рассуждение (“Почему я запомнил летние каникулы”).
  • Что общего между этими выступлениями? (устные выступления, тексты, темы – о летних каникулах).
  • Чем различаются? Какие вопросы можно задать к каждому тексту?

Определение (постановка) вопросов к текстам.

Создание каждого текста преследовало определенную цель.

Когда мы хотим рассказать о том, что происходило, мы создаем текст – повествование.

Когда мы хотим описать предмет, человека, мы строим текст – описание, когда доказываем свое мнение – рассуждение.

3. Тема урока.

Сегодня мы говорим о типах речи.

ТИПЫ РЕЧИ. ПОВЕСТВОВАНИЕ (запись в тетради).

Повествовать – рассказывать о том, что произошло.

Повествование – рассказ о развитии событий во времени.

ЗАПИШИТЕ в тетрадь схему-подсказку. См. презентацию (Приложение 1).

Поможет нам узнать о типе речи повествование сказка “Репка” (Приложение 2).

4. Чтение сказки.

5. Анализ сказки.

  • О чем эта сказка? Какова ее тема? (дружная семья, дружная работа и т.п.)
  • Какова основная мысль/идея этой сказки? (Чему учит?)

Идею/основную мысль сказки можно выразить с помощью пословиц. “Берись дружно, не будет грузно”, “Сообща и гору своротишь” и др.

Повествование в сказке идет от третьего лица, что позволяет сосредоточиться на ДЕЙСТВИИ.

  • Кто герои сказки? Что мы знаем о героях сказки?

Назовите героев сказки.

  • Даны ли в сказке описания героев?

Только о репке сказано, что она большая-пребольшая… (для русских сказок характерны сложные определения, они используются, когда требуется усилить впечатление). Все остальные персонажи только названы.

  • Что же составляет содержание сказки? Что в ней самое главное?

Важно, как тянули репку.

  • Как же это происходило?
  • Какие глаголы употреблены в сказке? Почему их так много в тексте сказки?

К нашей сказке нарисованы ИЛЛЮСТРАЦИИ, которые помогут при пересказе текста (иллюстрации расположены на доске не по порядку).

  • Можно ли по данным картинкам пересказать текст, не меняя их порядок?

Почему нельзя, объясните.

Расположите иллюстрации в нужной последовательности, как происходили события.

  • Почему расположили картинки в такой последовательности? Какие слова помогли нам расположить рисунки по порядку? (наречия сначала, потом, затем, наконец…)
  • Можно ли по-другому расположить картинки? Почему? Нарушится порядок действия; исказится смысл, заложенный в сказке…

В общем деле важна помощь каждого. Даже очень маленькая. Показано, это последовательным уменьшением героев, позванных на помощь.

Сказка сложена экономно, выразительно. Ее краткость, быстрый темп развития действия ощутимы с первых слов.

К нашей сказке, как и к другим текстам повествовательного характера, можно поставить вопросы. Что произошло? Как? Когда? Где? Что было в начале? Что случилось потом? Чем все закончилось?

  • Как вы думаете, какие части можно выделить в тексте повествовательного типа?

Повествовательный текст строится по определенному плану (запись в тетрадях). Композиция – это построение текста.

– Начало (Что было в начале).

– Основная часть (Что было потом, как развивались события).

– Конец (Чем все закончилось).

И в сказке “Репка” мы можем выделить начало, основную часть и конец.

6. Закрепление. Беседа с учащимися.

  • Какой текст относится к повествовательному типу речи? Как определить?

Повествование – развитие событий во времени. Повествовать – рассказывать.

С помощью каких частей речи можно это сделать? Глаголы, наречия.

  • Как строится повествовательный текст?

Работа с текстами (Приложение 3).

Выберите из нескольких отрывков повествовательный текст. Докажите свою точку зрения (тексты на каждой парте, учащиеся работают в парах).

Рецензирование ответов одноклассников.

7. Подведение итогов урока.

  • О чем узнали сегодня на уроке? (о типах речи, о повествовании).

Мы быстро оделись и бодро пошли,
Вдруг встретили маму на нашем пути,
Шла из школы она после собрания.
Этот текст называем мы повествование.
Волшебная палочка-чудо блестящее.
Новая, яркая и настоящая.
С ней легче исполнить любое желание.
Этот текст называем мы описание.
Для чего этот мир? Почему я такой?
Зачем это солнце блестит надо мной?
На эти вопросы ответ, без сомнения,
Найдете вы в тексте рассуждение.

8. Домашнее задание: написать небольшой текст повествовательного типа. Например: что произошло со мной прошлым летом…

Приложение:

Приложение 1. Презентация к уроку.

Приложение 2. Сказка “Репка”.

Приложение 3. Отрывки из текстов разного типа.