Цели урока:
- познакомить учащихся с понятием тип речи, с типом речи – повествование;
- развивать умение анализировать текст, определять его особенности, выделять основные части текста повествовательного типа;
- развивать умение сравнивать, обобщать;
- развивать монологическую речь учащихся, умение работать в паре, коллективно.
ХОД УРОКА
1. Беседа с учащимися.
Общаясь, мы создаем высказывания (тексты).
Давайте послушаем выступления ваших товарищей и определим, что объединяет тексты и чем они отличаются.
2. Выступления учащихся с подготовленными рассказами 3 типов на тему “Летние каникулы”. Анализ текстов (тема, идея…).
- Что общего между этими выступлениями? (устные выступления, тексты, темы – о летних каникулах).
- Чем различаются? Какие вопросы можно задать к каждому тексту?
Определение (постановка) вопросов к текстам.
Создание каждого текста преследовало определенную цель.
Когда мы хотим рассказать о том, что происходило, мы создаем текст – повествование.
Когда мы хотим описать предмет, человека, мы строим текст – описание, когда доказываем свое мнение – рассуждение.
3. Тема урока.
Сегодня мы говорим о типах речи.
ТИПЫ РЕЧИ. ПОВЕСТВОВАНИЕ (запись в тетради).
Повествовать – рассказывать о том, что произошло.
Повествование – рассказ о развитии событий во времени.
ЗАПИШИТЕ в тетрадь схему-подсказку. См. презентацию (Приложение 1).
Поможет нам узнать о типе речи повествование сказка “Репка” (Приложение 2).
4. Чтение сказки.
5. Анализ сказки.
Идею/основную мысль сказки можно выразить с помощью пословиц. “Берись дружно, не будет грузно”, “Сообща и гору своротишь” и др.
Повествование в сказке идет от третьего лица, что позволяет сосредоточиться на ДЕЙСТВИИ.
- Кто герои сказки? Что мы знаем о героях сказки?
Назовите героев сказки.
- Даны ли в сказке описания героев?
Только о репке сказано, что она большая-пребольшая… (для русских сказок характерны сложные определения, они используются, когда требуется усилить впечатление). Все остальные персонажи только названы.
- Что же составляет содержание сказки? Что в ней самое главное?
Важно, как тянули репку.
- Как же это происходило?
- Какие глаголы употреблены в сказке? Почему их так много в тексте сказки?
К нашей сказке нарисованы ИЛЛЮСТРАЦИИ, которые помогут при пересказе текста (иллюстрации расположены на доске не по порядку).
- Можно ли по данным картинкам пересказать текст, не меняя их порядок?
Почему нельзя, объясните.
Расположите иллюстрации в нужной последовательности, как происходили события.
- Почему расположили картинки в такой последовательности? Какие слова помогли нам расположить рисунки по порядку? (наречия сначала, потом, затем, наконец…)
- Можно ли по-другому расположить картинки? Почему? Нарушится порядок действия; исказится смысл, заложенный в сказке…
В общем деле важна помощь каждого. Даже очень маленькая. Показано, это последовательным уменьшением героев, позванных на помощь.
Сказка сложена экономно, выразительно. Ее краткость, быстрый темп развития действия ощутимы с первых слов.
К нашей сказке, как и к другим текстам повествовательного характера, можно поставить вопросы. Что произошло? Как? Когда? Где? Что было в начале? Что случилось потом? Чем все закончилось?
- Как вы думаете, какие части можно выделить в тексте повествовательного типа?
Повествовательный текст строится по определенному плану (запись в тетрадях). Композиция – это построение текста.
– Начало (Что было в начале).
– Основная часть (Что было потом, как развивались события).
– Конец (Чем все закончилось).
И в сказке “Репка” мы можем выделить начало, основную часть и конец.
6. Закрепление. Беседа с учащимися.
- Какой текст относится к повествовательному типу речи? Как определить?
Повествование – развитие событий во времени. Повествовать – рассказывать.
С помощью каких частей речи можно это сделать? Глаголы, наречия.
- Как строится повествовательный текст?
Работа с текстами (Приложение 3).
Выберите из нескольких отрывков повествовательный текст. Докажите свою точку зрения (тексты на каждой парте, учащиеся работают в парах).
Рецензирование ответов одноклассников.
7. Подведение итогов урока.
- О чем узнали сегодня на уроке? (о типах речи, о повествовании).
Мы быстро оделись и бодро пошли,
Вдруг встретили маму на нашем пути,
Шла из школы она после собрания.
Этот текст называем мы повествование.
Волшебная палочка-чудо блестящее.
Новая, яркая и настоящая.
С ней легче исполнить любое желание.
Этот текст называем мы описание.
Для чего этот мир? Почему я такой?
Зачем это солнце блестит надо мной?
На эти вопросы ответ, без сомнения,
Найдете вы в тексте рассуждение.
8. Домашнее задание: написать небольшой текст повествовательного типа. Например: что произошло со мной прошлым летом…
Приложение: