Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний с применением компьютерных технологий.
Форма проведения: групповая, фронтальная, индивидуальная.
Цели урока:
- повторить, обобщить полученные знания по теме “Положительные и отрицательные числа”
- способствовать формированию умений: обобщать, сравнивать, выделять главное, развивать математический кругозор, мышление, внимание и память.
- содействовать воспитанию интереса к математике.
- подготовка к контрольной работе.
Оборудование к уроку:
- Мультимедийная установка.
- Маршрутные листы.
- Карточки для блиц-опроса.
- Карточки с заданиями для комплексной самостоятельной работы.
- Карточки с вариативной самостоятельной работой (в виде тестов)
- Сигнальные карточки для мониторинга.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент.
(Слайд 1)Учитель: Здравствуйте, ребята! Сегодня мы получили приглашение поучаствовать в конкурсе на лучшего математика-счетовода, который проходит сегодня на планете “Отрицательных и положительных чисел” МАГИСТР отрицательных наук отправил за нами свой личный корабль. Он предлагает нам отправиться в космическое путешествие на эту планету. Прежде, чем мы совершим это удивительное и увлекательное путешествие, нам необходимо перед полётом проверить готовность наших экипажей. Итак, проведём экзамен на готовность к полёту. Я прошу моих помощников-консультантов взять маршрутные карты экипажа (можно работать в 3-4 группы, консультанты – одни из лучших учеников, система оценивания: “+” – отвечает всё, “±” – частично, “-” – не отвечает.)
(Маршрутный лист. Приложение 1)
2. Готовность экипажей “Блиц-опрос”.
(Слайд 2)- Сформулируйте правило сложения отрицательных чисел.
- Сформулируйте правило сложения чисел с разными знаками.
- Что означает вычитание отрицательных чисел? Каким действием можно заменить вычитание числа a и числа b?
- Как найти произведение двух положительных чисел?
- Как найти произведение двух чисел с разными знаками?
- Чему равно произведение, если один из множителей равен нулю?
- Как найти частное двух отрицательных чисел?
- Как найти частное двух чисел с разными знаками?
- Что можно сказать о частном от деления нуля?
- Как найти неизвестный множитель?
- Какие законы умножения вы знаете?
(Карточки с вопросами раздаются каждому экипажу и отображаются на экране)
3. Разминка
Учитель: Мы готовы! Перед полётом надо заполнить баки горючим. Даже баки с горючим закрыты на математические замки. Чтобы их открыть, надо всем экипажам ответить на вопросы.
(Вопросы можно написать на доске, можно вывести на экран. Слайд 3)
Даны числа: – 12 и 3.
- Назвать модули этих чисел.
- Какое их этих чисел больше?
- Назовите два целых числа, расположенных между ними.
- Назовите два целых числа, которые меньше этих чисел.
- Назовите два целых числа, которые больше этих чисел.
- Найдите сумму данных чисел.
- Найдите разность данных чисел.
- Найдите произведение данных чисел.
- Найдите частное данных чисел.)
Учитель: Отлично! Баки заполнены топливом, у нас хорошее настроение и мы готовы к старту. Прошу занять свои места. Корабль держит курс на планету “Отрицательных и положительных чисел” (желательно, чтобы в это время зазвучала космическая музыка)
(Слышатся громкие позывные: SOS! SOS! SOS! SOS! SOS!)
Учитель: Внимание! Наш компьютер сообщает, что поступил сигнал SOS! с планеты “Отрицательных и положительных чисел”, пиратами похищен МАГИСТР отрицательных наук. Просьба ко всем, кто находится близко к зоне похищения, ПОМОГИТЕ! Капитанам экипажей принять решение! Решено! Корабль меняет курс на планету “Космических пиратов” Экипажам быть в полной боевой математической готовности. Внимание! Прямо по курсу планета “Ветряных мельниц”
4. Ветряных мельниц.
(Слайд 4)Учитель: Пираты побывали и здесь, они испортили механизм мельниц. Необходимо оказать помощь местным жителям. Жители просят, чтобы мы выполнили все действия и решили примеры – этим мы исправим механизмы мельниц.
(Каждому экипажу раздаётся карточка с математической мельницей, решают все в тетрадях, потом выходят к доске и записывают ответы на доске. Приложение 2, Приложение 3, Приложение 4)
Учитель: Молодцы! Все справились с этим заданием. Продолжаем наш полёт. Посмотрите в иллюминатор, какие красивые крупные звёзды в ночном небе! Мы с вами сейчас пролетаем через скопления звёзд, которые образуют созвездия. Определите, какие созвездия встречаются на нашем пути. (Слайд 5)
5.
Звёздные созвездия.(Каждому экипажу выдаются карточки с зашифрованным названием созвездия. Приложение 5)
Учитель: Внимание экипажам! Мы с гордостью выполнили свою миссию, и можем лететь дальше!
Впереди по курсу планета “Горы мозгодрома”.
6. Планета “Горы мозгодрома”
(Слайд 6,7 )Учитель: Задача экипажам: необходимо подняться на вершину горы, чтобы посмотреть. где находится планета пиратов. Чтобы подняться на вершину, необходимо преодолеть 3 трудности (не мотивированные ученики выполняют уровень 1 и 2, мотивированные – все уровни)
1 уровень:
Найди ошибку:
1) 45 – (-23) = 68
2) -3,7– (-4,5) = -0,8
3) -26 – 39 = 65
5)
2 уровень:
Заменить звёздочку числом, чтобы равенство было верным:
1) * – 2,5 = -4,2
2) 0,77 : (*) = -0,11
3)
3 уровень:
Продолжить ряд чисел (заметив последовательность)
1) -2; 0; 2; 4; …
2) -98; -94; -90; …
3) 1; -5; 6; -10; 11; -15; …
7. Условия пиратов.
Учитель: Прекрасная видимость! Понятно, что просто так, пираты не отпустят МАГИСТРА! Придётся соглашаться на их условия. У вас есть письменные математические задания, решив их мы, достигнем своей цели (Карточки. Приложение 6). Давайте угадаем имя главного пирата. (Слайд 8)
Учитель: Молодцы ребята! Вы сделали всё правильно, пираты согласились отпустить МАГИСТРА отрицательных чисел, благодаря вашей помощи, вашим знаниям и находчивости, вашей крепкой дружбы! И в благодарность магистр обещает вас пригласить на следующую конференцию по теме “Уравнения”, которая состоится в 4 четверти. Поэтому сейчас мы возвращаемся домой. Корабль держит курс на планету Земля, а пока мы летим домой, подведём итоги.
- Понравилось путешествие?
- С каким настроением вы пришли на урок?
- С каким настроением вы уходите с урока?
- Какие знания вам помогли на уроке?
- Какое приключение было самым трудным?
- Какой экипаж оказался самым надёжным?
Учитель: Капитанам экипажей сдать маршрутные листы с данными на каждого члена экипажа. Сегодня каждый из вас получил оценку. Молодцы! И напоследок вам домашнее задание: придумать математическую задачу по уравнению:
2 • Х + 6,8 = 34,8.