Обобщающий урок по математике в 6-м классе по теме "Положительные и отрицательные числа"

Разделы: Математика


Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний с применением компьютерных технологий.

Форма проведения: групповая, фронтальная, индивидуальная.

Цели урока:

  • повторить, обобщить полученные знания по теме “Положительные и отрицательные числа”
  • способствовать формированию умений: обобщать, сравнивать, выделять главное, развивать математический кругозор, мышление, внимание и память.
  • содействовать воспитанию интереса к математике.
  • подготовка к контрольной работе.

Оборудование к уроку:

  • Мультимедийная установка.
  • Маршрутные листы.
  • Карточки для блиц-опроса.
  • Карточки с заданиями для комплексной самостоятельной работы.
  • Карточки с вариативной самостоятельной работой (в виде тестов)
  • Сигнальные карточки для мониторинга.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент. (Слайд 1)

Учитель: Здравствуйте, ребята! Сегодня мы получили приглашение поучаствовать в конкурсе на лучшего математика-счетовода, который проходит сегодня на планете “Отрицательных и положительных чисел” МАГИСТР отрицательных наук отправил за нами свой личный корабль. Он предлагает нам отправиться в космическое путешествие на эту планету. Прежде, чем мы совершим это удивительное и увлекательное путешествие, нам необходимо перед полётом проверить готовность наших экипажей. Итак, проведём экзамен на готовность к полёту. Я прошу моих помощников-консультантов взять маршрутные карты экипажа (можно работать в 3-4 группы, консультанты – одни из лучших учеников, система оценивания: “+” – отвечает всё, “±” – частично, “-” – не отвечает.)

(Маршрутный лист. Приложение 1)

2. Готовность экипажей “Блиц-опрос”. (Слайд 2)

  1. Сформулируйте правило сложения отрицательных чисел.
  2. Сформулируйте правило сложения чисел с разными знаками.
  3. Что означает вычитание отрицательных чисел? Каким действием можно заменить вычитание числа a и числа b?
  4. Как найти произведение двух положительных чисел?
  5. Как найти произведение двух чисел с разными знаками?
  6. Чему равно произведение, если один из множителей равен нулю?
  7. Как найти частное двух отрицательных чисел?
  8. Как найти частное двух чисел с разными знаками?
  9. Что можно сказать о частном от деления нуля?
  10. Как найти неизвестный множитель?
  11. Какие законы умножения вы знаете?

(Карточки с вопросами раздаются каждому экипажу и отображаются на экране)

3. Разминка

Учитель: Мы готовы! Перед полётом надо заполнить баки горючим. Даже баки с горючим закрыты на математические замки. Чтобы их открыть, надо всем экипажам ответить на вопросы.

(Вопросы можно написать на доске, можно вывести на экран. Слайд 3)

Даны числа: – 12 и 3.

  1. Назвать модули этих чисел.
  2. Какое их этих чисел больше?
  3. Назовите два целых числа, расположенных между ними.
  4. Назовите два целых числа, которые меньше этих чисел.
  5. Назовите два целых числа, которые больше этих чисел.
  6. Найдите сумму данных чисел.
  7. Найдите разность данных чисел.
  8. Найдите произведение данных чисел.
  9. Найдите частное данных чисел.)

Учитель: Отлично! Баки заполнены топливом, у нас хорошее настроение и мы готовы к старту. Прошу занять свои места. Корабль держит курс на планету “Отрицательных и положительных чисел” (желательно, чтобы в это время зазвучала космическая музыка)

(Слышатся громкие позывные: SOS! SOS! SOS! SOS! SOS!)

Учитель: Внимание! Наш компьютер сообщает, что поступил сигнал SOS! с планеты “Отрицательных и положительных чисел”, пиратами похищен МАГИСТР отрицательных наук. Просьба ко всем, кто находится близко к зоне похищения, ПОМОГИТЕ! Капитанам экипажей принять решение! Решено! Корабль меняет курс на планету “Космических пиратов” Экипажам быть в полной боевой математической готовности. Внимание! Прямо по курсу планета “Ветряных мельниц”

4. Ветряных мельниц. (Слайд 4)

Учитель: Пираты побывали и здесь, они испортили механизм мельниц. Необходимо оказать помощь местным жителям. Жители просят, чтобы мы выполнили все действия и решили примеры – этим мы исправим механизмы мельниц.

(Каждому экипажу раздаётся карточка с математической мельницей, решают все в тетрадях, потом выходят к доске и записывают ответы на доске. Приложение 2, Приложение 3, Приложение 4)

Учитель: Молодцы! Все справились с этим заданием. Продолжаем наш полёт. Посмотрите в иллюминатор, какие красивые крупные звёзды в ночном небе! Мы с вами сейчас пролетаем через скопления звёзд, которые образуют созвездия. Определите, какие созвездия встречаются на нашем пути. (Слайд 5)

5. Звёздные созвездия.

(Каждому экипажу выдаются карточки с зашифрованным названием созвездия. Приложение 5)

Учитель: Внимание экипажам! Мы с гордостью выполнили свою миссию, и можем лететь дальше!

Впереди по курсу планета “Горы мозгодрома”.

6. Планета “Горы мозгодрома” (Слайд 6,7 )

Учитель: Задача экипажам: необходимо подняться на вершину горы, чтобы посмотреть. где находится планета пиратов. Чтобы подняться на вершину, необходимо преодолеть 3 трудности (не мотивированные ученики выполняют уровень 1 и 2, мотивированные – все уровни)

1 уровень:

Найди ошибку:

1) 45 – (-23) = 68
2) -3,7– (-4,5) = -0,8
3) -26 – 39 = 65

4)

5)

2 уровень:

Заменить звёздочку числом, чтобы равенство было верным:

1) * – 2,5 = -4,2

2) 0,77 : (*) = -0,11

3)

3 уровень:

Продолжить ряд чисел (заметив последовательность)

1) -2; 0; 2; 4; …

2) -98; -94; -90; …

3) 1; -5; 6; -10; 11; -15; …

7. Условия пиратов.

Учитель: Прекрасная видимость! Понятно, что просто так, пираты не отпустят МАГИСТРА! Придётся соглашаться на их условия. У вас есть письменные математические задания, решив их мы, достигнем своей цели (Карточки. Приложение 6). Давайте угадаем имя главного пирата. (Слайд 8)

Учитель: Молодцы ребята! Вы сделали всё правильно, пираты согласились отпустить МАГИСТРА отрицательных чисел, благодаря вашей помощи, вашим знаниям и находчивости, вашей крепкой дружбы! И в благодарность магистр обещает вас пригласить на следующую конференцию по теме “Уравнения”, которая состоится в 4 четверти. Поэтому сейчас мы возвращаемся домой. Корабль держит курс на планету Земля, а пока мы летим домой, подведём итоги.

  1. Понравилось путешествие?
  2. С каким настроением вы пришли на урок?
  3. С каким настроением вы уходите с урока?
  4. Какие знания вам помогли на уроке?
  5. Какое приключение было самым трудным?
  6. Какой экипаж оказался самым надёжным?

Учитель: Капитанам экипажей сдать маршрутные листы с данными на каждого члена экипажа. Сегодня каждый из вас получил оценку. Молодцы! И напоследок вам домашнее задание: придумать математическую задачу по уравнению:

2 • Х + 6,8 = 34,8.

Презентация