Урок-мастерская в 5-м классе по теме "Площадь. Единицы измерения площадей"

Разделы: Математика


Цель урока:

Обобщить и закрепить знания, умения и навыки учащихся по использованию формул для вычисления площади прямоугольника, квадрата, перевода единиц измерения.

Задачи:

  • Отработать навык использования формул для вычисления площадей прямоугольника, квадрата, сложных фигур.
  • Отработать навык использования математических навыков в жизни.
  • Отработать навык перевода единиц измерения.
  • Формирование социально-трудовой компетенции в ходе работы над проектом “Ремонт”.

Ход урока

I. Вступительное слово учителя

Ребята, мы изучили много тем: прямоугольник; квадрат; площадь прямоугольника, квадрата; новые единицы площади.

Сегодня мы проведём обобщающий урок, на котором вы поделитесь своими знаниями, покажите применение математики в самых разных областях и необходимость изучения этого важного предмета.

II. Работа по теме урока.

Вступительная беседа.

Учитель: Мы очень часто говорили о практическом применении математических знаний в жизни человека. Необходимость заставила человека уже в древности измерять не только длину, расстояние, но и площадь. В обычной жизни площадью мы называем большое, открытое пространство на улице, покрытое асфальтом. Но оказывается, что площадь можно найти и у крышки стола, и у тетради, и у учебника, и у пола в классе, и у земельного участка. Для измерения площади у русского народа были свои особые мерки: копна, выть, соха, обжа, коробь, веревка, жеребья. Но основными стали “десятина” и “четь”. Сейчас мы не используем этих мер площади. От древних землемеров нам досталось только само слово “площадь”.

Проблемная ситуация.

Учитель: Ребята, а теперь мы с вами ещё раз убедимся, что математика в жизни человека играет огромную роль!

Посмотрите на предметы, которые я для вас приготовила: рулон обоев, банка краски, кисти. Что они вам напоминают? Правильно, ремонт. Сегодня мы с вами тоже займемся планированием ремонта классной комнаты.

Цель проекта: определить необходимое количество обоев и краски для ремонта классной комнаты.

Задачи: выполнить необходимые измерения и вычисления для определения количества материалов.

Учитель: Ребята, давайте подумаем, как можно рассчитать количество рулонов обоев, необходимых для оклейки стен в нашем классе? (Из беседы с родителями) Если учащиеся затрудняются, учитель направляет их.

Учащиеся предлагают способы решения проблемы.

А теперь разберемся с количеством краски для покраски дверей и потолка.

Ну что ж, план наших действий понятен. Осталось определить, какие математические знания помогут нам в нашей работе?

Устная работа.

– Как вычислить площадь прямоугольника?

(Записать: S=ab)

– Как вычислить площадь квадрата?

(Записать.S=a2)

– Перечислить единицы измерения площадей.

(кв. мм., кв.см. – 10мм, кв. дм., кв. м., ар. (сотка), га (гектар), кв. км.) (слайд 2-4)

– Какими единицами измеряются площади небольших участков?

– Правильно ли составлено соотношение между единицами площадей?

1. 1кв. см. = 100 кв.мм.

2. 1 кв. дм. = 100 кв. см.

3. 1 кв. м. = 100 кв. дм. = 1000 кв. см.

4. 1 а = 100 кв. м.

5. 1 га = 10 000 кв. м. = 1000 а

6. 1кв. км.=100 га = 100 000 кв. м.

III. Игра: “Составь формулу”.

Правила игры: из предложенных на карточках букв сложить формулу.

s=vt P=2(a+b) P=4a S=ab S=a2

IV. Работа над проектом “Ремонт”.

Класс разбивается для работы в группах (парах).

Группа 1: Измерение длины, ширины и высоты комнаты, размера дверей.

Группа 2: Вычисление площади оклеиваемой поверхности и площади одного рулона обоев.

Группа 3: Вычисление площади потолка и подсчет количества краски.

Выполнение работы.

V. Физкультминутка. (Слайд 5)

VI. Итог работы над проектом: составление списка необходимых материалов.

Сверка с оригинальным решением. Обсуждение проблем, которые могут возникнуть в реальной жизни. Самооценка собственной деятельности.

Резерв урока.

Индивидуальная практическая работа.

  1. Измерьте площадь одной страницы учебника.

  2. Вычислить площадь всей бумаги, из которой изготовлен весь учебник.

  3. Посмотрите, каков тираж учебника, и вычислите, сколько квадратных метров бумаги израсходовано на изготовление всех экземпляров учебника.

  4. Для производства 4000 м2 бумаги требуется вырубить лес с 1 га. С какой площади потребовалось вырубить лес, чтобы выпустить весь тираж учебника?

Воспитательный момент урока: Необходимо бережно относится к учебникам и книгам, чтобы сохранять леса – зелёные “лёгкие планеты”.

VII. Домашнее задание:

Рассчитать необходимое количество обоев для вашей комнаты.

Презентация