Цель урока:
Обобщить и закрепить знания, умения и навыки учащихся по использованию формул для вычисления площади прямоугольника, квадрата, перевода единиц измерения.
Задачи:
- Отработать навык использования формул для вычисления площадей прямоугольника, квадрата, сложных фигур.
- Отработать навык использования математических навыков в жизни.
- Отработать навык перевода единиц измерения.
- Формирование социально-трудовой компетенции в ходе работы над проектом “Ремонт”.
Ход урока
I.
Вступительное слово учителяРебята, мы изучили много тем: прямоугольник; квадрат; площадь прямоугольника, квадрата; новые единицы площади.
Сегодня мы проведём обобщающий урок, на котором вы поделитесь своими знаниями, покажите применение математики в самых разных областях и необходимость изучения этого важного предмета.
II
. Работа по теме урока.Вступительная беседа.
Учитель: Мы очень часто говорили о практическом применении математических знаний в жизни человека. Необходимость заставила человека уже в древности измерять не только длину, расстояние, но и площадь. В обычной жизни площадью мы называем большое, открытое пространство на улице, покрытое асфальтом. Но оказывается, что площадь можно найти и у крышки стола, и у тетради, и у учебника, и у пола в классе, и у земельного участка. Для измерения площади у русского народа были свои особые мерки: копна, выть, соха, обжа, коробь, веревка, жеребья. Но основными стали “десятина” и “четь”. Сейчас мы не используем этих мер площади. От древних землемеров нам досталось только само слово “площадь”.
Проблемная ситуация.
Учитель: Ребята, а теперь мы с вами ещё раз убедимся, что математика в жизни человека играет огромную роль!
Посмотрите на предметы, которые я для вас приготовила: рулон обоев, банка краски, кисти. Что они вам напоминают? Правильно, ремонт. Сегодня мы с вами тоже займемся планированием ремонта классной комнаты.
Цель проекта: определить необходимое количество обоев и краски для ремонта классной комнаты.
Задачи: выполнить необходимые измерения и вычисления для определения количества материалов.
Учитель: Ребята, давайте подумаем, как можно рассчитать количество рулонов обоев, необходимых для оклейки стен в нашем классе? (Из беседы с родителями) Если учащиеся затрудняются, учитель направляет их.
Учащиеся предлагают способы решения проблемы.
А теперь разберемся с количеством краски для покраски дверей и потолка.
Ну что ж, план наших действий понятен. Осталось определить, какие математические знания помогут нам в нашей работе?
Устная работа.
– Как вычислить площадь прямоугольника?
(Записать: S=ab)
– Как вычислить площадь квадрата?
(Записать.S=a2)
– Перечислить единицы измерения площадей.
(кв. мм., кв.см. – 10мм, кв. дм., кв. м., ар. (сотка), га (гектар), кв. км.) (слайд 2-4)
– Какими единицами измеряются площади небольших участков?
– Правильно ли составлено соотношение между единицами площадей?
1. 1кв. см. = 100 кв.мм.
2. 1 кв. дм. = 100 кв. см.
3. 1 кв. м. = 100 кв. дм. = 1000 кв. см.
4. 1 а = 100 кв. м.
5. 1 га = 10 000 кв. м. = 1000 а
6. 1кв. км.=100 га = 100 000 кв. м.
III.
Игра: “Составь формулу”.Правила игры: из предложенных на карточках букв сложить формулу.
s=vt P=2(a+b) P=4a S=ab S=a2
IV. Работа над проектом “Ремонт”.
Класс разбивается для работы в группах (парах).
Группа 1: Измерение длины, ширины и высоты комнаты, размера дверей.
Группа 2: Вычисление площади оклеиваемой поверхности и площади одного рулона обоев.
Группа 3: Вычисление площади потолка и подсчет количества краски.
Выполнение работы.
V. Физкультминутка. (Слайд 5)
VI. Итог работы над проектом
: составление списка необходимых материалов.Сверка с оригинальным решением. Обсуждение проблем, которые могут возникнуть в реальной жизни. Самооценка собственной деятельности.
Резерв урока.
Индивидуальная практическая работа.
Измерьте площадь одной страницы учебника.
Вычислить площадь всей бумаги, из которой изготовлен весь учебник.
Посмотрите, каков тираж учебника, и вычислите, сколько квадратных метров бумаги израсходовано на изготовление всех экземпляров учебника.
Для производства 4000 м2 бумаги требуется вырубить лес с 1 га. С какой площади потребовалось вырубить лес, чтобы выпустить весь тираж учебника?
Воспитательный момент урока: Необходимо бережно относится к учебникам и книгам, чтобы сохранять леса – зелёные “лёгкие планеты”.
VII. Домашнее задание:
Рассчитать необходимое количество обоев для вашей комнаты.