Начальная школа по праву рассматривается в качестве основополагающего звена в системе образовательной и профессиональной школы. Именно на этом этапе формируется учебный потенциал развивающейся личности, закладывается фундамент ее нравственных и эмоциональных качеств. Поэтому в настоящее время перед учителями и школьными психологами возникла необходимость практического решения актуальнейшей проблемы – предупреждения и преодоления школьной дезадаптации.
Неподготовленность ребенка к школе часто выявляется в ходе первого года обучения, выражаясь в повышенной тревожности, страхах, перерастающих в школьные неврозы и, соответственно, в неуспеваемость.
Данное занятие “Развиваем внимание и память” – проект одного из занятий в рамках развивающей программы “Лестница роста” ориентированной на оказание помощи и поддержки детям 1-го класса, имеющим трудности в формировании познавательной, эмоциональной и коммуникативной сфер, способствует поиску эффективных путей преодоления возникающих трудностей в совместной учебно-игровой деятельности с педагогом и сверстниками.
Занятие рассчитано на 40 минут, его может проводить как педагог-психолог в рамках коррекционно-развивающих занятий с учащимися, так и учителем начальных классов в качестве внеклассного мероприятия.
Оборудование: проектор, интерактивная доска, для детей – тетради в клетку, цветные карандаши, бланки к упражнению “Поросята”.
Цели и задачи занятия:
- развитие зрительной памяти и произвольности внимания;
- развитие двигательной сферы ребёнка, умения выполнять несколько действий одновременно;
- развитие мелкой моторики средствами продуктивной деятельности.
- развитие коммуникативных навыков.
- формирование и развитие общеучебных навыков (умение работать в заданном темпе самостоятельно, умение контролировать и оценивать свою работу).
Ход занятия
1.(Слайд 2)
Добрый день ребята, и прежде чем начать работать, давайте вспомним наше прошлое занятие. Какое было настроение? Чем занимались?
2.(Слайд 3) Начнем наше занятие с упражнения “Мой любимый фрукт”.
(Упражнение позволяет ведущему создать рабочий настрой в группе, также происходит развитие памяти, развитие способности к длительной концентрации внимания). Ученики класса представляются по очереди, передавая мяч друг другу. Назвав себя по имени, каждый участник называет свой любимый фрукт. После того, как последний назовет свое имя и любимый фрукт, педагог задает вопросы всему классу:
- Какой любимый фрукт у Сережи?
- Кто из ребят назвал яблоко? И т.д.
3.(Слайд 4) “Интеллектуальная разминка”.
В качестве разминки я предлагаю ответить вам на следующие вопросы:
- Сколько дней в недели?
- Какое число больше? 7 или 9
- Назови день недели после воскресенья?
- Назови дни недели, в названии которых есть звук [с]
- У собаки есть шерсть, а что есть у рыбы?
- Вилка, тарелка, кастрюля… назови одним словом?
- Яблоко, груша, помидор, банан… что лишнее?
4.(Слайд 5) Тренировка зрительной памяти.
Установка: в течение15 сек. смотрите внимательно на картинки, запомните их. После того как дети выполнят это задание, предложите ответить на следующие вопросы:
- Сколько картинок было представлено?
- Какого цвета самолет?
- Сколько птенцов в гнезде?
- Какого цвета трактор?
- Какие картинки двигались?
- Сколько грибов было? Знаешь ли ты его название?
5.(Слайд 6) Физ. минутка
Постарайтесь правильно выполнить движения:
- Если услышишь название цветка – хлопни в ладоши,
- Если услышишь название птицы – потопай ногами,
- Если услышишь название дерева – подними руки вверх.
Дятел, ромашка, береза, воробей, осина, сова, одуванчик, василек, голубь, тополь, гвоздика, дуб, ель, ласточка, роза, сосна, подснежник, аист, василек, пальма, цапля, колокольчик.
6.(Слайд 7) Упражнение “Заячьи дорожки” изображение фигур под диктовку (педагог заранее проставляет красные точки в тетрадях).
Однажды спешил зайчонок домой, да вот беда – по пятам гнался за ним серый волк. Вот и пришлось ему бежать до ближайшего домика.…А кто хозяин дома, мы сейчас узнаем.
Откройте тетради, найдите красную точку, поставьте на нее карандаш. Надо внимательно слушать меня. Я буду говорить, в какую сторону и на сколько клеток провести линию. Проводите только те линии, которые я буду диктовать. Когда проведете линию, подождите, пока я не скажу, куда направить следующую. Каждую новую линию начинайте там, где закончилась предыдущая, не отрывайте карандаш от бумаги. Итак, начнем.
Одну клетку вверх, одну – вправо, две клетки вверх, одну – вправо, одну – вверх, одну клетку – вправо, одну – вниз, одну – вправо, одну клетку вверх, одну – вправо, одну –вниз, одну клетку вправо, одну – вверх, одну клетку право, одну – вниз, одну – вправо, одну – вверх, одну – вправо, одну – вниз, одну – вправо, одну клетку вниз, одну клетку влево, одну – вниз, одну – вправо, одну – вниз, одну влево, одну – вниз, одну клетку влево, одну – вниз, две клетки влево, одну – вверх, три клетки влево, одну вниз, две клетки влево, одну – вверх, две клетки влево.
(Читается загадка.) Под кустами, под елками катится клубок с иголками.
Так кто хозяин домика к которому прибежал наш зайчик? Правильно, это ежик. Дорисуйте своему ежику глазки, а на иголках нарисуйте листочки и яблочки.
7.(Слайд 8) Игра “Пожалуйста”.
Ребята, сейчас мы поиграем. Вы должны внимательно слушать меня и выполнять задания в том случае, если мое обращение к вам будет со слов “Пожалуйста”. Выиграет тот, кто не допустит в течение всей игры ни одной ошибки:
- Пожалуйста, вытяните в сторону правую руку;
- Поверните голову влево;
- Пожалуйста, опустите правую руку;
- Хлопните в ладоши как я;
- Пожалуйста, хлопните в ладоши два раза;
- Поднимите вверх две руки как я;
- Пожалуйста, присядьте;
- Встаньте;
- Пожалуйста, встаньте;
- Сядьте за парты;
- Пожалуйста, сядьте тихо на свои места.
Победителям дарим аплодисменты.
Что же помогло ребятам выиграть в этой игре? (Выслушиваются ответы детей).
Сделаем вывод: что же значит быть внимательным – замечать все вокруг, быть сосредоточенным на нужном деле, не отвлекаться, работать без ошибок.
8.(Слайд 9) Упражнение “Поросята” детям раздаются бланки корректурной пробы (Приложение 2)
А теперь, когда вы уже знаете, что значит быть внимательным, проверим, умеете ли вы быть такими? Ребята, посмотрите на доску, здесь изображены поросята. Пока ничего писать не нужно. Рассмотрите, чем отличаются поросята. (Поиск различий вместе с педагогом). После этого дается инструкция 1: “Найди и зачеркни всех поросят, только веселых с двумя ушками и без челки”.
После выполнения задания ребята обмениваются бланками с соседом по парте для проверки ошибок друг у друга.
Инструкция 2: “Найди и подчеркни всех поросят, только у которых одно правое ушко, нет челки и при этом он веселый”.
После выполнения задания ребята опять обмениваются бланками с соседом по парте для проверки ошибок друг у друга.
9.(Слайд 10) Игра “Счёт”.
Сегодня при счёте запрещается говорить цифру “2”, вместо неё необходимо хлопать в ладоши. Например, 1, хлопок ,3,4,5,,6,7,8,9,10,11, хлопок,13, 14, 15, 16, 17, 18, 19,хлопок. Считать будем до 20. Давайте попробуем поиграть. Сейчас запрещается говорить цифру “5”. Далее цифру “3”потом цифру “1”.
10.(Слайд 11-12) Рефлексия занятия. “Коробочка эмоций”.
Вот и закончилось наше занятие. Понравилось ли вам урок? Что особенно запомнилось, показалось интересным? Какое задание было для вас самым легким? А какое самым трудным?
А теперь оцените свою работу выбрав прямоугольник соответствующего цвета.
- Красный – получилось все отлично;
- Зеленый – старался, но были некоторые ошибки, что-то не получилось сегодня.
- Синий – был в настроении, не получилось сегодня, получится на следующем занятии.
Всем спасибо.
Литература
- Степанова О. А. Профилактика школьных трудностей. Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2003.
- Аржакаева Т. А., Вачков И.В., Попова А.Х. Психологическая азбука. Начальная школа (Первый год обучения)./ Под ред. И.В.Вачкова – М.: Издательств “Ось-89”, 2003.
- Глазунов Д.А . Психология. 1 класс. Развивающие занятия. Методическое пособие. – М.: Глобус, 2008.
- Екжанова Е.А., Фроликова О.А. Эффективная коррекция для первоклассников в играх и упражнениях: Научно – методическое пособие. – Спб.: КАРО, 2007.
- Локалова Н.П. 120 уроков психологического развития младших школьников. – М.: “Ось – 89”, 2006.