Тип урока: комбинированный
Методы:
- репродуктивный,
- объяснительно-иллюстративный,
- частично-поисковый
Принципы обучения:
- научность,
- доступность,
- наглядность,
- сознательность,
- связь теории с практикой,
- систематичность.
Цели:
- Обучающие:
- познакомить с информацией и сформировать навыки через совместную деятельность,
- сформировать умение учащихся находить производную,
- повторить учебный материал, проверить усвоение вопросов теории и умение решать задачи связанные с физикой и техникой, выявление того, что не усвоено, с целью последующей корректировки.
- Развивающе:
- способствовать развитию обобщения, как метода научного познания, аналитико-синтетического мышления, смысловой памяти и произвольного внимания, самостоятельности.
- Воспитательные:
- воспитывать у учащихся культуру общения, умение работать в группах,
- прививать аккуратность в оформлении заданий,
- развивать трудолюбие, понимание, устойчивый интерес к изучению математики, ответственность и серьёзное отношения к занятиям.
Оборудование и материалы: учебные пособия, дидактический (разноуровневый) раздаточный материал, устный тренажер.
Структура урока:
Этапы | Время |
I. Постановка целей и задач ( орг. момент, вступление учителя) | 3 мин. |
II. Устная работа | 5 мин. |
III. Закрепление материала | 20 мин. |
IV. Контроль | 10 мин. |
V. Итог (рефлексия) | 2 мин. |
ХОД УРОКА
I. Графиня (учащаяся) сидит на троне.
Учитель: (к графине) Начинаем? (Графиня окидывает взглядом, кивает) Начинаем! Дамы и господа! Леди и джентльмены! Сегодня у нас аукцион, с целью повторения и закрепления материала по теме «Производная». С молотка пойдёт имение графини…
Наша графиня – большая оригиналка, у каждого её
лота изюминка. Просим принять участие в аукционе
и заработать акции, (за каждое задание от 3-х до
1-й акции)
чтобы стать главными акционерами имения…
II. Наша уважаемая графиня очень любит живопись, и она представляет визитную карточку имения её фамильный герб. Разгадайте, что здесь изображено:
(Производная)
Да продаётся имение графини «ПРОИЗВОДНАЯ».
III. Имение графини очень большое и без маршрутного листа и инструкционной карты здесь не обойтись. Кто же станет обладателем этого лота.
Работа по тренажеру (Приложение 1)
Получите теперь акции, инструкции и маршрутные листы. (Приложение 2)
Следующий лот имения зашифрован в этой записи производной функции (Поле чудес)
(Группы получают разноуровневые карточки и, решая их в тетрадях, отгадывают название производной)
Ф |
Л |
Ю |
К |
С |
И |
Я |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
Карточки
1. (Х9)’ = 2. (4 – 9Х)’ = 3. (9)’ = 4. (– 9/х)’ = 5. (9/х + 10sinx)’ = 6. (9х +10 cosx)’ = 7. (2х3 + 3х – 4)’ = в точке с абсциссой 1 |
Ответы найди в таблице
Р |
1 |
Л |
– 9 |
И |
9 – 10sinx |
Ф |
9х8 |
А |
1 – 10cosx |
Я |
9 |
М |
5 |
К |
9/ (х2) |
Д |
9 +10cosx |
С |
9/ (2х) + 10cosx |
Ю |
0 |
П |
18х +10cosx |
– Молодцы, а теперь прослушайте справку:
Термин «производная» является буквальным
переводом на русский французского слова derive,
которое ввёл в 1797 году Ж. Лагранж, он же ввел
современные обозначения y’ ,f’. Такое название
отражает смысл понятия: функция f’(х) происходит
из f(х), является производным от f(х). И.Ньютон
назвал производную функцию флюксией, а саму
функцию – флюентой.
Чтобы определить следующий лот нужно принять
участие в следующей работе. Я говорю, а вы
закончите:
Конь – лошадь – жеребёнок
Кот – кошка – котёнок
Бык – корова – телёнок
аран – овца – ягнёнок
Граф – графиня – … (график)
(Рисунок на интерактивной доске)
– В чём заключается геометрический смысл производной? Определите знак углового коэффициента касательной проведённой к графику функции через точки с абсциссами х1, х2, х3, х4. А также угол (острый, тупой, развёрнутый)
IV. Графиня продаёт и свой роскошный
автомобиль – карету (рисунок автомобиля одного
из учащихся). Скажите, как же автомобиль связан с
производной?
– Где применяется производная? (В нахождении
мощности, линейной плотности, в астрономии,
оптики, создании параболических антенн,
изготовлении прожекторов и фонарей).
– В чём заключается физический смысл
производной?
Выбираем задачу для решения по мере сложности
(А – средний уровень, В – уровень базовый, С –
высокий уровень)
А: Материальная точка движется прямолинейно
по закону S = 4t3 – 3t + 5. Найдите,
скорость в момент времени 1 сек.
В: Материальная точка движется прямолинейно
по закону S = 4t3 – 3t + 5. Найдите,
скорость, и ускорение в момент времени 1 сек.
С: Найдите силу F, действующую на материальную
точку с массой m, движущуюся прямолинейно по
закону x(t) = 2t3 – t2 при t = 2.
V. Теперь выясним, кто стал главным акционером. Аукцион окончен. Имение графини продано! (подведение итогов)
– Продолжите:
- Сегодня на уроке я научился …
- Сегодня на уроке я узнал …
- Сегодня на уроке я познакомился …
- Сегодня на уроке я повторил …
- Сегодня на уроке я закрепил …