Детская аудитория традиционно является приоритетной категорией музейного обслуживания.
Понятие «музейная педагогика» появилось в начале 80-х годов ХХ века и было заимствовано из немецкой терминологии.
Это понятие прочно вошло в нашу отечественную педагогическую практику, о чем свидетельствуют разнообразные музейно-образовательные программы для учащихся и разные виды школьных музеев.
Музейно-образовательные программы активно внедряются в школьную практику.
Главная их задача – развитие эмоционально-познавательной сферы учащихся, его творческой деятельности. Для этого необходимо создать условия.
Музейная педагогика, пришедшая в школу –
большой помощник для учителя. Музей не ставит
задачу только дать ответ на все вопросы, а
совместно с детьми искать пути их решения.
Учитель оказывается вооруженным новыми
эффективными методами образования и воспитания
на основе включения предмета в
учебно-воспитательный процесс.
Музейная педагогика значительно расширяет возможности учителя, в решении задач, связанных с историческим, культурологическим образованием. Она направлена на повышение внимания учащихся к окружающей действительности, помогает обнаружить вокруг себя реалии музейного значения, раритеты, ценить подлинные вещи ушедших эпох, семейные реликвии.
Все это делает жизнь детей более насыщенной и интересной, поднимает его культуру, развивает интеллект, дает ему в руки новый инструмент для познания мира.
Работа этнографического зала музейного комплекса школы направлена на всестороннее изучение нашего края. Школьное краеведение – важный фактор нравственного, трудового, экологического, эстетического, физического воспитания. Оно способствует патриотическому воспитанию, расширяет кругозор.
Объектами изучения для школьного музейного комплекса являются природа, коренное население округа, население и его деятельность (освоение округа, например), историческое прошлое, искусство, культура.
Формы работы разнообразны: кружки, факультативы, общества, клубы, походы, встречи (например, встречи с ветеранами Великой Отечественной войны),, вечера, конкурсы, олимпиады, подготовка временных краеведческих уголков.
Основной целью деятельности этнографического зала школьного музейного комплекса является: удовлетворение образовательных потребностей школы в области историко-культурного наследия, формирования у учащихся любви к Родине, родному округу.
Основные задачи зала: создание базы исторических данных о городе, округе, коренном населении ХМАО; совершенствование учебно-воспитательного процесса в школе при помощи музея; содействие развитию общественно-политической активности учащихся; овладение учащимися практическими навыками поисковой, научно-исследовательской работы; обеспечение полной сохранности коллекций музейных предметов.
Виды деятельности зала Этнографии: научно-исследовательская, научно-экспозиционная, научно-просветительская, научное комплектование фондов (учет и хранение).
Материалы музейного комплекса используется не только на уроках истории и во внеклассной работе, но и в изучении других предметов, таких как биология (тема: «Влияние природных условий на быт коренных народов Югры»), рисование (Тема: «Узоры и орнаменты ханты»), физкультура («Игры и состязания в традиционном физическом воспитании хантов и манси»), технологии для девушек по теме: «Моделирование платья на основе ночной сорочки с элементами национального кроя и отделки» или «Обработка рыбы коренных народов Севера», и юношей по теме: «Художественная обработка дерева народа ханты», географии – тема: «Географическое положение ХМАО» и т.п.
Из опыта работы.
Преобразования в системе административно-территориальной системы Югорской земли в курсе изучения истории России XIXв.
Тема: Либеральные реформы 60-70-х гг. ХIXв. (8 класс).
В начале XIXв. В административно-территориальном делении и управлении Сибири произошли важные изменения. Некоторым изменением подверглась и организация самоуправления у нерусского населения. В основе ее был положен «Устав об управлении инородцев в Сибири».
Сибирские народы разделились по Уставу на 3 разряда:
- на оседлых инородцев, земледельцы;
- кочевых;
- бродячих.
Главной обязанностью всех местных
органов власти оставался сбор ясака,
составляющего здесь основной доход казны.
Контроль за деятельностью крестьянского
самоуправления стали осуществлять специальные
чиновники – крестьянские начальники.
Вопросы:
- Какие реформы управления были проведены в России во второй половине XIXв. ? каково их содержание?
- Раскройте содержание по изменению территориально-административной системы края в XIXв.
«Югра в древности». Традиционное хозяйство коренного населения Западной Сибири в курсе изучения истории древнего мира 5 класса
Тема: «Возникновение земледелия и скотоводства».
Природно-климатические условия
таежного Приобья замедлили социально
экономическое развитие обитавшего здесь
населения по сравнению с его южными соседями. С
древнейших времен и надолго для аборигенного
населения Западной Сибири основой
жизнедеятельности стало присваивающее
хозяйство, ориентированное на охоту и
рыболовство. В относительно ограниченном виде
формировалось скотоводство, земледелие же почти
не получило распространение.
Археологические материалы свидетельствуют, что
с древних пор и до средневековья важными
промысловыми животными были: олень, лось, бобр.
Позднее – соболь, белка и дичь. По способам охота
делилась на пассивную и активную. Пассивная – с
помощью загородей и ловчих ям.
Древнейшим занятием народов Севера было
рыболовство. На особенности ведения рыболовного
промысла в этих местах наложили отпечаток 2
фактора: огромные разливы рек в низменных
районах равнины после весенних паводков и
продолжительные дожди, а также губительные для
рыбы заморы, которые происходили обычно после
ледостава. Один из видов рыболовной ловли –
запорное рыболовство. Применялись и сетевые
ловушки.
Кроме присваивающих отраслей экономики – охоты
и рыболовства, древнее население тайги было
знакомо с производящим хозяйством – разведением
домашних животных. С конца 2 тыс. до н.э. они
задействовали у скотоводов лесостепи
коневодство. До сих пор не известно, когда был
одомашнен северный олень.
Вопросы:
- Назовите характерные черты присваивающего, производящего и натурального хозяйства.
- Что появилось раньше – охота или скотоводство? Обоснуйте свой ответ.
- Что замедляло социально-экономического развития коренного населения Западной Сибири от других регионов первобытного общества? (природно-климатические условия таежного Приобья)
Походы новгородцев на Северный Урал и в Зауралье в XI – первой половине XVв. в курсе изучения истории государства и народов России в средние века (6 класс)
Тема: Новгородская республика.
Издавна пути в Сибирь для русских людей,
помимо морского «хода» вдоль побережья ледового
океана с волоком через полуостров Ямал, пролегал
также по рекам Печоре и Каме и их протокам. Другой
путь проходил еще по одному правому притоку
Печоры – Щугору. Хорошо была известна в те
времена еще одна сибирская дорога: от верховья
Камы до Тобола реки.
Первое достоверное известие о знакомстве
новгородцев с югорским племенами относится к
концу XIв., о чем свидетельствует рассказ Гюряты
Роговича о путешествие его отрока « в землю
Югорскую».
Уже в следующем веке господин Великий Новгород
пытается обложить югричей данью, забирая у них
соболя и встречая при этом сопротивление с их
стороны.
В результате походов в Югра номинально была
присоединена к новгородским волостям, в числе
которых она упоминается в грамотах XIIIв.. Югра
нерегулярно выплачивала дань.
По мере своего возвышения Москва стала
составлять серьезную конкуренцию Новгороду. В
XIVв. Новгород утратил свои позиции на севере, но в
период феодальной войны Московского княжества,
новгородцы вновь предприняли попытку силой
удержать Югорскую землю. Укрепившись в остроге,
они начали совершать опустошительные рейды по
окрестностям. Последний поход XVв. новгородцев в
Сибирь оказался для них неудачным.
Вопросы:
- На основании сведений из курса отечественной истории расскажите, чем отличалось экономическое положение и политическое устройство Новгорода и Московского княжества в XII – XVвв..
- Назовите основные причины борьбы Новгорода и Москвы за сферы влияния в северо-восточных землях.
- Как югричи отвечали новгородцам на насильственное обложение их данью?
Преобразования в системе административно-территориальной системы Югорской земли в курсе изучения истории России XIXв.
Тема: Либеральные реформы 60-70-х гг. ХIXв. (8 класс).
В начале XIXв. В административно-территориальном делении и управлении Сибири произошли важные изменения. Некоторым изменением подверглась и организация самоуправления у нерусского населения. В основе ее был положен «Устав об управлении инородцев в Сибири». Сибирские народы разделились по Уставу на 3 разряда:
- на оседлых инородцев, земледельцы;
- кочевых;
- бродячих.
Главной обязанностью всех местных
органов власти оставался сбор ясака,
составляющего здесь основной доход казны.
Контроль за деятельностью крестьянского
самоуправления стали осуществлять специальные
чиновники – крестьянские начальники.
Вопросы:
- Какие реформы управления были проведены в России во второй половине XIXв. ? каково их содержание?
- Раскройте содержание по изменению территориально-административной системы края в XIXв.