Открытый урок в 10-м классе по теме "Решение тригонометрических уравнений"

Разделы: Математика


Тип урока: Комплексное применение знаний.

Цель урока:

  1. Закрепить знания, умения и навыки по теме «Решение тригонометрических уравнений».
  2. Развивать у учащихся мышление, внимание, активность.
  3. Воспитывать аккуратность, точность, трудолюбие.

Оборудование: карточки.

Структура урока

  1. Организационный момент.
  2. Устная работа.
  3. Решение упражнений.
  4. Постановка домашнего задания.
  5. Итоги.

Ход урока
1. План и задачи урока.

2. Устная работа

1) Имеет ли смысл уравнение: а) sin х = 2; б) tg х= 3: в) cos =1/2, г) arcsin  , д) sin х = 

2) Повторить формулы: двойного угла

Sin 2a= 2 sina cosa;

cos 2a = coa – sia
понижения степени

sia = , coa =

3) Проверить домашнее задание № 22.31 (из учебника.) (Решение высвечивается на экран)

3 . Решение упражнений. Разбираем решение уравнений у доски с объяснением.

1) Решить уравнение:  (2 cos х – 1 ) = 0

Решение

Произведение равно рулю тогда и только тогда, когда один из множителей равен нулю, а другой при этом не теряет смысла.

a)7х -  = 0,

или

б)  ,  ,

x (7 – х ) = 0, Корни принадлежащие промежутку х €  являются

x = 0 или x = 7

х = и х =

Ответ: 0, 7, , π.

2) Решите уравнение: х + tg х – 3х – 3 сtg х – 2 = 0.

Предлагается учащимся подумать над примером, а затем разобрать решение этого примера.

Решение: О.Д.З. х ≠ πn, х≠π/2, n € Z

Запишем уравнение в виде:

( tх + tg х + 1) – 3 (ctх + ctg x +1) = 0

( tх + tg x+1) - 3 = 0

(tx + tgx + 1) (1 - ) = 0

1) tx + tgx + 1 = 0

или

2) 1 -  = 0

Д = - 3 – отрицательный – tx=3, tgx = ; х = ± + πn; nZ

решений нет

Ответ: х = ± + πn,nZ.

3) Решите уравнение  x + co x =  и найдите количество корней, принадлежащих отрезку [0;π] .

Решение: Применим формулу суммы кубов  + = (а + в) ( -ав + )

(six + cox ) (six – six cox + cox) = ;

(six + cox ) -2– six cox =

1 - 3 six cox=

1-3 six cox=  применим формулу sin 2а = 2 sin а cos a

1- =  si2x,  =  si2x,  = si2x, по формуле понижения степени получим

 = , 1 – cos 4х = 1, cos 4х = 0, 4х =  + πк, к € Z, х =  + , к € Z.

Найдем количество корней, принадлежащих отрезку [ 0, π]

0 ≤  +  ≤ π, -  ≤  ≤ π -  , - ≤ к ≤ 4 - , - 0,5 ≤ к ≤ 3,5

Следовательно, к = 0,1,2,3 т.к. к € Z.

Ответ: х =  + , к € Z, четыре корня.

4) Решить уравнение

cos π cos 2 π  cos 4 π  cos 8 π cos 16 π  =

Применим формулу синус двойного угла, получим

(2 sin π  cos π cos 2 π  cos 4 π  cos 8 π cos 16 π ) : (2 sin π ) =

(2 sin 2 π  cos 2 π  cos 4 π  cos 8 π cos 16 π ) : (22 sin π ) =

(2 sin 4 π  cos 4 π  cos 8 π cos 16 π ) : (2  2 2 sin π ) =

(2 sin 8 π cos 8 π cos 16 π ) : (2  8 sin π ) =

( 2 sin 16 π cos 16 π ) : (2  16 sin π ) =

(sin 32 π : ( 32 sin π ) =

sin 32 π  = sin π  ,

sin 32 π  - sin π  = 0, применив формулу разность синусов, получим:

2 cos (16 π  + π ) sin(16 π  - π ) = 0,

cos  33 π  sin π  = 0,

1) cos 33 π  = 0,

2) sin πх = 0,

 =  + πn, n € Z

 = πк, к € Z.

Х =  n + , n € Z.

 

Ответ: x =  n + , n € Z,  = πк, к € Z

4. Домашнее задание (карточки по выбору):

  1. Найдите сумму корней уравнения (tg x -  ) аrcsin = 0,
  2. Чему равно произведение корней уравнения   ( tg  - 1) = 0 ?
  3. Решить уравнение six + cox = .