Тип урока: Комплексное применение знаний.
Цель урока:
- Закрепить знания, умения и навыки по теме «Решение тригонометрических уравнений».
- Развивать у учащихся мышление, внимание, активность.
- Воспитывать аккуратность, точность, трудолюбие.
Оборудование: карточки.
Структура урока
- Организационный момент.
- Устная работа.
- Решение упражнений.
- Постановка домашнего задания.
- Итоги.
Ход урока
1. План и задачи урока.
2. Устная работа
1) Имеет ли смысл уравнение: а) sin х = 2; б) tg х= 3: в) cos =1/2, г) arcsin , д) sin х =
2) Повторить формулы: двойного угла
Sin 2a= 2 sina cosa;
cos 2a = coa – sia
понижения степени
sia = , coa =
3) Проверить домашнее задание № 22.31 (из учебника.) (Решение высвечивается на экран)
3 . Решение упражнений. Разбираем решение уравнений у доски с объяснением.
1) Решить уравнение: (2 cos х – 1 ) = 0
Решение
Произведение равно рулю тогда и только тогда, когда один из множителей равен нулю, а другой при этом не теряет смысла.
a)7х - = 0,
или
б) , ,
x (7 – х ) = 0, Корни принадлежащие промежутку х € являются
x = 0 или x = 7
х = и х =
Ответ: 0, 7, , π.
2) Решите уравнение: х + tg х – 3х – 3 сtg х – 2 = 0.
Предлагается учащимся подумать над примером, а затем разобрать решение этого примера.
Решение: О.Д.З. х ≠ πn, х≠π/2, n € Z
Запишем уравнение в виде:
( tх + tg х + 1) – 3 (ctх + ctg x +1) = 0
( tх + tg x+1) - 3 = 0
(tx + tgx + 1) (1 - ) = 0
1) tx + tgx + 1 = 0
или
2) 1 - = 0
Д = - 3 – отрицательный – tx=3, tgx = ; х = ± + πn; n € Z
решений нет
Ответ: х = ± + πn,n € Z.
3) Решите уравнение x + co x = и найдите количество корней, принадлежащих отрезку [0;π] .
Решение: Применим формулу суммы кубов + = (а + в) ( -ав + )
(six + cox ) (six – six cox + cox) = ;
(six + cox ) -2– six cox =
1 - 3 six cox=
1-3 six cox= применим формулу sin 2а = 2 sin а cos a
1- = si2x, = si2x, = si2x, по формуле понижения степени получим
= , 1 – cos 4х = 1, cos 4х = 0, 4х = + πк, к € Z, х = + , к € Z.
Найдем количество корней, принадлежащих отрезку [ 0, π]
0 ≤ + ≤ π, - ≤ ≤ π - , - ≤ к ≤ 4 - , - 0,5 ≤ к ≤ 3,5
Следовательно, к = 0,1,2,3 т.к. к € Z.
Ответ: х = + , к € Z, четыре корня.
4) Решить уравнение
cos π cos 2 π cos 4 π cos 8 π cos 16 π =
Применим формулу синус двойного угла, получим
(2 sin π cos π cos 2 π cos 4 π cos 8 π cos 16 π ) : (2 sin π ) =
(2 sin 2 π cos 2 π cos 4 π cos 8 π cos 16 π ) : (22 sin π ) =
(2 sin 4 π cos 4 π cos 8 π cos 16 π ) : (2 2 2 sin π ) =
(2 sin 8 π cos 8 π cos 16 π ) : (2 8 sin π ) =
( 2 sin 16 π cos 16 π ) : (2 16 sin π ) =
(sin 32 π : ( 32 sin π ) =
sin 32 π = sin π ,
sin 32 π - sin π = 0, применив формулу разность синусов, получим:
2 cos (16 π + π ) sin(16 π - π ) = 0,
cos 33 π sin π = 0,
1) cos 33 π = 0, |
|
= + πn, n € Z |
|
Х = n + , n € Z. |
Ответ: x = n + , n € Z, = πк, к € Z
4. Домашнее задание (карточки по выбору):
- Найдите сумму корней уравнения (tg x - ) аrcsin = 0,
- Чему равно произведение корней уравнения ( tg - 1) = 0 ?
- Решить уравнение six + cox = .