Цель урока: познакомить учащихся с жанрами художественных произведений В.А. Серова.
Задачи урока:
- Дать учащимся в определенной системе знанияa элементарных основ реалистического рисунка. На основе лучших произведений В. А. Серова показать многожанровость в искусстве одного художника. Формировать умение самостоятельно проводить анализ произведений искусства и оценивать их содержание и художественного достоинства.
- Развить эстетические чувства и понимание прекрасного, способность наслаждаться искусством, раскрывать специфику художественного отображения действительности средствами живописи, графики. Развивать изобразительные способности, художественный вкус, наблюдательность, творческое воображение и мышление учащихся, фантазию.
- Прививать любовь и интерес к искусству. Воспитывать доброжелательность, отзывчивость, душевную красоту.
Культурно-историческая линия (предметно-информационное представление о человеке, человеческой культуре, о творческой деятельности, деятельностно – коммуникативное осознание культурных ценностей.)
Ход урока:
Этапы |
|
|
В изобразительном искусстве тоже есть свои виды жанра: Какие жанры есть в изобразительном искусстве? (портрет, натюрморт, пейзаж, анималистика, сказочно-былинный, батальный). |
|
Но вначале я расскажу о биографии этого замечательного художника. |
|
“Юный художник” с. 37-38.
Его мать познакомилась с художником И. Е. Репиным. Репин заметил, как любит маленький Тоша рисовать. “Девочка с персиками” с. 3-4-5. Только серьезность, большое трудолюбие, огромная требовательность к своему делу сделали Серова известным. Как говорится: “Талантом не рождаются. Им становятся. Талант-это способность, умноженная на трудолюбие”
В мастерской мальчик много рисовал с натуры, писал натюрморты, вечерами рисовал животных по памяти. То есть занимался анималистическим жанром. По рекомендации Репина Валентин поступил в Петербургскую академию художеств. После учебы молодой мастер рвался к самостоятельному творчеству. К этому раннему периоду и принадлежат его первые знаменитые портреты: “Девочка с персиками” “Девушка, освещенная солнцем” ставшие воплощением романтической мечты молодого художника.
Он писал портреты близких, жены, детей, друзей-художников, артистов, музыкантов, людей, родственных ему по духу, по творческим интересам. Как создавалась картина “Девочка с персиками”, мы послушаем рассказ “Юный художник” с. 6-9. |
|
Что в них общего? (Они воздают поэтический образ девочки-подростка, полный естественной красоты и одухотворённости.)
(В том и другом портрете художник достигает созвучия, гармонии, ясного светлого образа с чистой и лёгкостью цвета).
В чем её обаяние? Какой из этих портретов вам ближе и почему?
(Эта та особая эмоциональная атмосфера, помогающая раскрыть внутренний мир человека, его душевный настрой в данный момент. Каждую вещь в композиции художник написал с нежным чувством. Солнечный свет, льющийся из окна, заливает комнату, бросает блики на мебель, рефлексы на белую скатерть.)
Очень любил писать портреты детей. “Дети”, (Посвящает всем детям, потому что все ребята на земле очень не любят сидеть на месте и очень любят много знать). В то же время в творчестве Серова большое место заняла крестьянская тема. Бытовой жанр. В ней он обращался к горячо любимой русской природе, к образам и делам простых людей. “Баба в телеге”, Он был прекрасным пейзажистом. Об этом говорит его картина “Заросший пруд” Это изумительный по красоте и правде пейзаж. (Писал его всё лето). Он в нём следил за цветовой гаммой зелёного цвета. Серов был замечательным рисовальщиком-виртуозом. Он рисовал иллюстрации к басням Крылова. Работал над ними, изучал повадки животных, их жизнь. Искал, приглядывался в природе к кочкам – в басне “Лиса и Журавль”. Ель для “Вороны и Лисы”. В истории России Серову особенно было интересно петровское время. Свинцово – серая гамма красок, передают энергию созидания суровой и великой России. Творчество В. А. Серова многообразно. Он пробует себя в разных жанрах. Все эти произведения стали ценнейшим наследием нашего искусства. (карикатуры, эскизы театральных постановок, стенные росписи.) |
|
Соотнесите художественные репродукции с жанром худ. произведения: 1. “Октябрь. Домотканово” 1. Бытовой жанр 2. “Заросший пруд” 2. Пейзаж 3. “Мика Морозов” 3. Портрет 4. “Пётр I” 4. Исторический 5. “Басни Крылова” 5. Иллюстративный |
Литература
- Журнал “Юный художник” №9 / ЦК ВЛКСМ “Молодая гвардия”, 1986.
- Перепёлкина, Г. П. Мир знаний. Искусство смотреть и видеть/ Г. П. Перепёлкина – М.: Просвещение, 1982.
- Смольников, И. Ф. Девочка с персиками. Рассказ о художнике В. А. Серове и его картинах./ И. Ф. Смольников – М.: Малыш, 1989.