Многожанровость в творчестве В.А. Серова

Разделы: МХК и ИЗО


Цель урока: познакомить учащихся с жанрами художественных произведений В.А. Серова.

Задачи урока:

  1. Дать учащимся в определенной системе знанияa элементарных основ реалистического рисунка. На основе лучших произведений В. А. Серова показать многожанровость в искусстве одного художника. Формировать умение самостоятельно проводить анализ произведений искусства и оценивать их содержание и художественного достоинства.
  2. Развить эстетические чувства и понимание прекрасного, способность наслаждаться искусством, раскрывать специфику художественного отображения действительности средствами живописи, графики. Развивать изобразительные способности, художественный вкус, наблюдательность, творческое воображение и мышление учащихся, фантазию.
  3. Прививать любовь и интерес к искусству. Воспитывать доброжелательность, отзывчивость, душевную красоту.

Культурно-историческая линия (предметно-информационное представление о человеке, человеческой культуре, о творческой деятельности, деятельностно – коммуникативное осознание культурных ценностей.)

Ход урока:

Этапы

  1. Вступительная беседа.
  • В любом виде искусства есть свои жанры. Например, в музыке. А вот литература, очень близкий вам предмет.
  • Какие жанры есть в литературе? (стихи, сказки, проза, басни, былины.)

В изобразительном искусстве тоже есть свои виды жанра:

Какие жанры есть в изобразительном искусстве? (портрет, натюрморт, пейзаж, анималистика, сказочно-былинный, батальный).

  1. Сообщение темы.
  • Сегодня мы познакомимся с лучшими произведениями известного художника В. А. Серова.

Но вначале я расскажу о биографии этого замечательного художника.

  1. Биографические сведения о художнике.
  • Вы послушайте и подумайте ответ на такой вопрос:
  • Что способствовало тому, чтобы стать хорошим художником?
  • Будущий художник родился в 1865г. В семье известного композитора А. Н. Серова. С детства его окружала обстановка самого серьёзного профессионального занятия искусством.

“Юный художник” с. 37-38.

  • Он рано начал увлекаться рисованием, получая при этом полную поддержку от матери.

Его мать познакомилась с художником И. Е. Репиным.

Репин заметил, как любит маленький Тоша рисовать.

“Девочка с персиками” с. 3-4-5.

Только серьезность, большое трудолюбие, огромная требовательность к своему делу сделали Серова известным.

Как говорится: “Талантом не рождаются. Им становятся.

Талант-это способность, умноженная на трудолюбие”

  • Перед нами автопортрет Серова. В нем запечатлен облик художника. Как бы всматриваясь в зеркало, он внимательно изучает самого себя, свои внешние черты, свой внутренний мир.

В мастерской мальчик много рисовал с натуры, писал натюрморты, вечерами рисовал животных по памяти. То есть занимался анималистическим жанром.

По рекомендации Репина Валентин поступил в Петербургскую академию художеств.

После учебы молодой мастер рвался к самостоятельному творчеству.

К этому раннему периоду и принадлежат его первые знаменитые портреты:

“Девочка с персиками”

“Девушка, освещенная солнцем” ставшие воплощением романтической мечты молодого художника.

  • Эти 2 картины были началом того большого пути в искусстве, которое Серову ещё предстояло пройти.

Он писал портреты близких, жены, детей, друзей-художников, артистов, музыкантов, людей, родственных ему по духу, по творческим интересам.

Как создавалась картина “Девочка с персиками”, мы послушаем рассказ “Юный художник” с. 6-9.

  1. Анализ художественных произведений.
  • Рассмотрим 2 картины Серова “Девушка, освещённая солнцем” и Федотова “Жданович”.

Что в них общего?

(Они воздают поэтический образ девочки-подростка, полный естественной красоты и одухотворённости.)

  • При помощи каких художественных средств Серов и Федоров передают образ чистой, нежной души?

(В том и другом портрете художник достигает созвучия, гармонии, ясного светлого образа с чистой и лёгкостью цвета).

  • У Серова живопись “богаче”, разнообразнее, сложнее приемы. Используя тончайшие оттески одного и того же цвета художник достигает впечатления солнечного света, прохладной тени, теплого воздуха, все образует световоздушную среду в комнате.
  • Подумайте, какими средствами создается в картине образ девочки?

В чем её обаяние?

Какой из этих портретов вам ближе и почему?

  • “Девушка, освещённая солнцем”. Прочитаем о создании этого портрета. “Юный художник” с. 9
  • Теперь сравним эти 2 картины. В чём их сходство и различие?
  • С какой целью художник изображает девушку на фоне пейзажа или интерьера?

(Эта та особая эмоциональная атмосфера, помогающая раскрыть внутренний мир человека, его душевный настрой в данный момент. Каждую вещь в композиции художник написал с нежным чувством.

Солнечный свет, льющийся из окна, заливает комнату, бросает блики на мебель, рефлексы на белую скатерть.)

  • Серов создал много портретов: Горького, Ермоловой, Качалова, Шаляпина, композитора Римского-Корсакова, художников Левитана, Репина, Коровина.
  • Создавая эти образы, художник стремился в каждом из них выявить наиболее яркую, типичную для данного человека черту характера. В портретах мы видим удивительное умение передать богатую духовную жизнь через еле заметное движение губ, особое выражение глаз.

Очень любил писать портреты детей.

“Дети”,
“Купание лошади”,
“Мика Морозов”.

(Посвящает всем детям, потому что все ребята на земле очень не любят сидеть на месте и очень любят много знать).

В то же время в творчестве Серова большое место заняла крестьянская тема. Бытовой жанр. В ней он обращался к горячо любимой русской природе, к образам и делам простых людей.

“Баба в телеге”,
“Октябрь. Домотканово”, “Баба с лошадью”.

Он был прекрасным пейзажистом. Об этом говорит его картина “Заросший пруд”

Это изумительный по красоте и правде пейзаж. (Писал его всё лето). Он в нём следил за цветовой гаммой зелёного цвета.

Серов был замечательным рисовальщиком-виртуозом. Он рисовал иллюстрации к басням Крылова. Работал над ними, изучал повадки животных, их жизнь. Искал, приглядывался в природе к кочкам – в басне “Лиса и Журавль”. Ель для “Вороны и Лисы”.

В истории России Серову особенно было интересно петровское время. Свинцово – серая гамма красок, передают энергию созидания суровой и великой России.

Творчество В. А. Серова многообразно. Он пробует себя в разных жанрах.

Все эти произведения стали ценнейшим наследием нашего искусства.

(карикатуры, эскизы театральных постановок, стенные росписи.)

  1. Закрепление материала. Тест.

Соотнесите художественные репродукции с жанром худ. произведения:

1. “Октябрь. Домотканово” 1. Бытовой жанр

2. “Заросший пруд” 2. Пейзаж

3. “Мика Морозов” 3. Портрет

4. “Пётр I” 4. Исторический

5. “Басни Крылова” 5. Иллюстративный

Литература

    1. Журнал “Юный художник” №9/ ЦК ВЛКСМ “Молодая гвардия”, 1986.
    2. Перепёлкина, Г. П. Мир знаний. Искусство смотреть и видеть/ Г. П. Перепёлкина – М.: Просвещение, 1982.
    3. Смольников, И. Ф. Девочка с персиками. Рассказ о художнике В. А. Серове и его картинах./ И. Ф. Смольников – М.: Малыш, 1989.