Цель урока: Обобщение и систематизация ЗУН учащихся по теме “Решение уравнений высших степеней”. Подготовка учащихся к ЕГЭ.
Задачи урока:
– Обобщить и систематизировать ЗУН учащихся по теме “Решение уравнений высших степеней”. Подготовка учащихся к ЕГЭ.
– Развитие навыков самоконтроля и самооценки. Развивать внимание, логическое мышление, математическую речь.
– Воспитание чувство товарищества, взаимовыручки.
Оборудование: интерактивная доска, карточки – задания для проверочной работы, лист оценки деятельности учащегося.
Тип урока: обобщение и систематизация ЗУН.
Структура урока:
- Орг. момент. Постановка цели урока.
- Активизация знаний. Устная работа. Проверка домашней работы.
- Фронтальная работа. “Мозговой штурм”. Решение уравнения (с самопроверкой)
- Групповая работа (взаимопроверка) / Индивидуальная работа. (Решение уравнений группы С).
- Защита уравнений группы С у доски.
- Подведение итогов. Оценка ответов учащихся. Домашнее задание.
- Релаксация.
Ход урока
1. Орг. момент. Постановка цели урока (презентация – приложение 1).
(На начало урока класс разбит на 5 групп по 4 человека).
Постановка темы, цели и задач урока. СЛАЙД 1.
– Здравствуйте, садитесь. Ребята, сегодня у нас с вами заключительный урок по теме “Решение уравнений высших степеней”. Он не простой, разбит на несколько этапов. СЛАЙД 2. А так как у нас урок повторения и обобщения знаний, то цель каждого такого занятия – это подготовка к ЕГЭ. Для этого были подобранны уравнения повышенной сложности.
У меня в руках лист оценки деятельности. На протяжении урока, вы набираете какое – то количество баллов за каждый вид деятельности на уроке.
В завершении, подведем итоги, и каждый из вас получит оценку.
2. Активизация знаний. Устная работа. Проверка домашней работы.
Как известно “Математика – гимнастика ума”, а значит, нам предстоит много заниматься умственной деятельностью.
На первом этапе предлагаю вам ответить на теоретические вопросы по теме урока. За каждый правильный ответ присваивается 1 балл и выставляется в лист контроля. СЛАЙД 3.
Молодцы! Продолжаем урок, откройте тетради, проверим домашнюю работу. Для этого ученики вашего класса заранее приготовили на интерактивной доске свои решения (к доске вызываются ученики со средней подготовкой, которые комментируют свои решения, ответы оцениваются). СЛАЙД 4,5,6.
3. Фронтальная работа. “Мозговой штурм”.
Сейчас посмотрим, как наша тема отражена в ЕГЭ. Предлагаю провести “мозговой штурм”. На доске вы видите уравнение из теста. СЛАЙД 7.
Какие способы решения данного уравнения вы можете предложить?
(для обсуждения ответа на поставленный вопрос даётся 2-3 минуты, ребята отвечают, затем просматриваем ответы на экране).
Запишите число и тему урока. Сейчас каждый из вас решит уравнение способом, предложенным вашей группе (учащиеся решают уравнение заданным способом).
А теперь проверьте ваши ответы (самопроверка). Есть ли вопросы по данному уравнению? Поднимите руки, у кого правильный ответ. Вы получаете по одному баллу (запись решения в интерактивном режиме при необходимости).
4. Групповая работа/индивидуальная работа.
– На следующем этапе одна группа (сильные ученики) получают каждый карточки с индивидуальными заданиями группы С (приложение 2), а затем защищают их перед нами, объясняя решение и отвечая на поставленные одноклассниками вопросы. После того, как вы будете готовы выходите к доске с мелом в руках, записываете решение (два человека).
Остальным четырем группам предлагается выполнить проверочную работу. Смотрим на доску. Слайд 8. Решите уравнения разными, неповторяющимися способами (ребята в группах распределяют между собой уравнения и выбирают их способ решения).
Взаимопроверка и оценивание происходят следующим образом. Группы поменяются решениями (с работой 1 группы работает 2, второй -3, третьей– 4, а с работой 4 группы – 1).
Оцениваем по следующим критериям:
- если группа решила все уравнения правильно, использовав, для этого разные способы, то она получает 5 баллов,
- если группа решила правильно все примеры, но повторяющимися способами, то – 4 балла,
- если решила с одной ошибкой, но разными способами, то – 4 балла.
Комментируем результаты у доски (при необходимости можно записать решение).
СЛАЙД 9,10.
5.
Защита уравнений группы С у доски.В этот момент те учащиеся, которые работали индивидуально выходят и защищают своё решение. Остальные учащиеся внимательно слушают и готовят вопросы и задают их.
СЛАЙД 11. Третий ученик (из группы сильных) выходит к доске и решает в интерактивном режиме параметрическое уравнение, одновременно ведётся запись в тетрадь у всех учеников.
6.
Подведение итогов. Оценка ответов учащихся.Подведем итог урока.
7. Домашнее задание. СЛАЙД 12.
Запишите домашнее задание в дневниках
Учебник: Никольский – 10, №№2.49(е), 2.50(б, г), 2.55(а).
Творческое задание: составьте карточку для соседа из 3-4 уравнений высших степеней.
8. Релаксация – дыхательная гимнастика.
Частично гимнастика основана на произношении гласных звуков. По утверждению древних индейцев, именно протяжное произношение гласных, с доброй усмешкой на лице, положительно отражается на формировании организма.
1. Сложная экологическая обстановка делает особенно необходимым проведение массажа щитовидной железы, который можно выполнить следующим образом. Сядьте удобно. Расслабтесъ, успокойтесь. Ровно, протяжно, на одной высоте произносите звук [а]. Произношение звука [и] в таких же условиях активизирует работу мозга, нормализует функцию почек. Проговаривание звука [о] приводит в порядок среднюю часть грудной клетки. Чередование звуков [о], [и] массирует сердце.
2. К упражнениям второй группы можно отнести так называемый гигиенический массаж. Он улучшает крово – и лимфообращение, нормализует обмен веществ, помогает снимать мышечное напряжение на лице, шее, в руках. Массаж также носит профилактический характер против простудных заболеваний, ангин, катаракты верхних дыхательных путей. Подушечками указательных пальцев обеих рук проводим под глазами, слегка надавливая, от переносицы до ушей. Повторяем 5раз. Тыльными сторонами правой и левой ладоней проведем 7раз от подбородка в стороны.
3. Еще одну группу упражнений составляют приёмы, которые успокаивают нервную систему, снимают напряжение. В этом случае особенно важными являются голос учителя и его внутреннее спокойствие. При этом максимум внимания надо уделять окраске своего голоса и темпу произношения слов. “После грозы”: Закройте глаза. Вы – в лесу. Отгремела гроза. Прошёл дождь, блестит мокрая листва на берёзах. На траве – серебряные капли. Как хорошо пахнет в лесу! Как легко дышится! Вот ландыши – вдохните их чудный запах. Вдыхайте медленно, ровно, глубоко.
Спасибо за урок. Удачи вам на ЕГЭ.
Литература:
- Алгебра и начала анализа: Учеб. для 10-11 кл, А.Н.Колмогоров, – М: Просвещение, 2006.
- Алгебра начала математического анализа: Учеб. для 10-11 кл., С.М. Никольский, М.К. Потапов и др., – М: Просвещение, 2008г
- Углубленное изучение курса алгебры и математического анализа: пособие для учителя, М.Л. Галицкий, М.М. Мошкович, С.И. Шварцбург, – М: Просвещение,1998г.
- Единый государственный экзамен. Математика. Уч. пособие, Л.В. Гущо, М.С. Ильина, – М: Издательство Московский лицей, 2007г.