Цели урока:
- Развивать умение распознавать безударные гласные в корне слова;
- Осознавать структуру слова, позволяющую глубже понять его лексическое значение;
- Формировать интерес к поэтическому слову, к устному народному творчеству;
- Упражнять в усвоении особенностей проверочных и проверяемых слов, овладевании способами проверки.
Ход урока
I. Орг. момент.
Человек может радоваться и огорчаться, веселиться и страдать. От того, какое настроение у человека, зависит, как он будет трудиться, общаться с окружающими. Очень важно. Чтобы каждое утро у вас начиналось с положительных эмоций, с хорошего настроения. Просыпайтесь с мыслью,что день принесёт вам удачу. Даже если будут трудности, верьте, что вы справитесь с ними.Давайте будем вырабатывать привычку улыбаться друг другу. Улыбка – это залог хорошего настроения. Так мы будем дарить друг другу здоровье и радость. Я желаю вам удачного дня.
II. Чистописание.
Слайд, приложение.
Если хочешь пить, то колодец капай.
Если холодно станет, то печь истопи.
Если голоден, то испеки каравай.
Если ж ты одинок, то чуть-чуть потерпи
И потянутся путники по одному
И к воде, и к теплу, и к тебе самому…
(В.Берестов)
Сначала читают про себя, затем один ученик вслух.
На доске:
Нет друга – ищи, а нашёл береги.
Легко друзей найти, да трудно сохранить.
Живи для людей, поживут и люди для тебя.
- Ребята, прочитайте пословицы, и выберите ту, которая больше всего подходит к данному стихотворению. Объясните, почему.
(Ответы и рассуждения детей.)
- Давайте запишем эту пословицу красиво, правильно и выделим все орфограммы.
III. Введение в новую тему:
(Слайд, приложение)
У слова есть корни. И есть родня.
Оно не подкидыш под сирым кустом.
Когда я слышу:«Защити меня!» -
Это значит: «Укрой меня за щитом!»
- Прочитайте отрывок из стихотворения С.Острового.
- Подумайте, можем ли мы по отрывку определить тему сегодняшнего урока?
(Мы будем говорить про однокоренные слова).
- Да, мы будем учиться находить в словах корни.
- Скажите, а какая родня есть у слова?
(Родственные или однокоренные слова).
IV. Физкультминутка. «Деревце».
- Встаньте, поставьте ноги вместе, руки опустите вдоль туловища, спина прямая. Сделайте спокойно вдох и выдох, плавно поднимите руки вверх. Держите их ладонями друг к другу, пальцы вместе. Потянитесь всем телом, вытягиваясь вверх, не отрывая пятки от пола. Представьте сильное, крепкое деревце. Высокий стройный ствол тянется к солнцу. Весь организм, как дерево, наливается силой, бодростью, здоровьем. Опустите руки, потрясите ими.
Сядьте. Закройте глаза, зажмурьте, откройте глаза. Сделайте круговые движения глазами. Откройте. Продолжаем урок.
- Прочитайте ещё одно стихотворение и найдите в нём родственные слова.
Слайд, приложение.
Проплясали по снегам |
|
Один ученик записывает на доске, остальные в тетради.
Снегам, снежные, снегири, снеговикам, у заснеженной, в снежном, снежки, снегурки, в снега, снежный
- Поставьте знак ударения, выделите корень в словах. Что вы заметили?
(Мы заметили, что в некоторых словах есть чередующие согласные в корне г – ж. В некоторых словах в корне гласные без ударения, поэтому можно сделать ошибку.)
- А что же нужно сделать, чтобы не ошибиться в написании этих слов.
(Нужно проверить безударную гласную в корне. Для этого нужно изменить форму слова или подобрать родственные слова так, чтобы безударная гласная стала ударной).
- Давайте найдём среди этих слов проверяемые, и те, которые нужно проверить.
- Какой способ проверки мы использовали?
(С помощью родственных слов).
- А теперь давайте найдём среди этих слов слова, которые являются формой одного и того же слова – снег.
(Ответ детей.)
- Ребята, ещё раз внимательно прочтите стихотворение и скажите, значение какого слова вам не понятно.
(Снегурки.)
- Снегурки – это коньки.
Слайд, приложение.
V. Самостоятельная работа.
Слайд, приложение.
Клесты.
На занесённых снегом ветвях ели ползают, кувыркаются, висят вверх ногами небольшие красноватые и зеленоватые птицы. Своими сильными перекрещенными клювами они достают семена из жёлтых еловых шишек.
Это клесты. Они не боятся ни вьюги, ни мороза. Детей они выводят не только летом , но и зимой. В самый лютый мороз клесты кормят своих маленьких птенцов. Те сидят под толстыми сучьями у самого ствола.
Корма малышам хватает, а холод в тёплом гнезде не страшен.
- Ребята, прочитайте текст.
- Что узнали из текста?
- Выполните задание. Из текста надо выписать слова с безударной гласной в корне, которую можно проверить. Подобрать к ним проверочные слова.
(После выполнения работы проводится проверка.)
VI. Творческая работа.
«Пишем рассказ»
Ребята, сейчас мы попробуем написать рассказ «Снег идёт». Это будет непростой рассказ. В каждом предложении должно быть слово с корнем –снег-. Повторять слова можно только в том случае, если в другом предложении оно имеет иное значение.
Примерные предложения детей:
- Тихо падают снежинки.
- Мягкий снежок покрывает крыши, деревья, землю.
- Во дворе ребята играют в снежки.
- Малыши лепят снеговика.
- Скоро вырастут снежные сугробы.
- Снег – белое покрывало земли.
- Из этих предложений можно составить рассказ. Давайте запишем этот рассказ в тетради. Выделите корни в однокоренных словах.
VII. Итог урока.
- Вот и закончился наш урок. Вы хорошо потрудились.
- Что помогло вам легко справиться с работой?
VIII. Оценки. Д.з.