Безударные гласные в корне слова

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

  • Развивать умение распознавать безударные гласные в корне слова;
  • Осознавать структуру слова, позволяющую глубже понять его лексическое значение;
  • Формировать интерес к поэтическому слову, к устному народному творчеству;
  • Упражнять в усвоении особенностей проверочных и проверяемых слов, овладевании способами проверки.

Ход урока

I. Орг. момент.

Человек может радоваться и огорчаться, веселиться и страдать. От того, какое настроение у человека, зависит, как он будет трудиться, общаться с окружающими. Очень важно. Чтобы каждое утро у вас начиналось с положительных эмоций, с хорошего настроения. Просыпайтесь с мыслью,что день принесёт вам удачу. Даже если будут трудности, верьте, что вы справитесь с ними.Давайте будем вырабатывать привычку улыбаться друг другу. Улыбка – это залог хорошего настроения. Так мы будем дарить друг другу здоровье и радость. Я желаю вам удачного дня.

II. Чистописание.

Слайд, приложение.

Если хочешь пить, то колодец капай.
Если холодно станет, то печь истопи.
Если голоден, то испеки каравай.
Если ж ты одинок, то чуть-чуть потерпи
И потянутся путники по одному
И к воде, и к теплу, и к тебе самому…
(В.Берестов)

Сначала читают про себя, затем один ученик вслух.

На доске:

Нет друга – ищи, а нашёл береги.
Легко друзей найти, да трудно сохранить.
Живи для людей, поживут и люди для тебя.

- Ребята, прочитайте пословицы, и выберите ту, которая больше всего подходит к данному стихотворению. Объясните, почему.

(Ответы и рассуждения детей.)

- Давайте запишем эту пословицу красиво, правильно и выделим все орфограммы.

III. Введение в новую тему:

(Слайд, приложение)

У слова есть корни. И есть родня.
Оно не подкидыш под сирым кустом.
Когда я слышу:«Защити меня!» -
Это значит: «Укрой меня за щитом!»

- Прочитайте отрывок из стихотворения С.Острового.

- Подумайте, можем ли мы по отрывку определить тему сегодняшнего урока?

(Мы будем говорить про однокоренные слова).

- Да, мы будем учиться находить в словах корни.

- Скажите, а какая родня есть у слова?

(Родственные или однокоренные слова).

IV. Физкультминутка. «Деревце».

- Встаньте, поставьте ноги вместе, руки опустите вдоль туловища, спина прямая. Сделайте спокойно вдох и выдох, плавно поднимите руки вверх. Держите их ладонями друг к другу, пальцы вместе. Потянитесь всем телом, вытягиваясь вверх, не отрывая пятки от пола. Представьте сильное, крепкое деревце. Высокий стройный ствол тянется к солнцу. Весь организм, как дерево, наливается силой, бодростью, здоровьем. Опустите руки, потрясите ими.

Сядьте. Закройте глаза, зажмурьте, откройте глаза. Сделайте круговые движения глазами. Откройте. Продолжаем урок.

 - Прочитайте ещё одно стихотворение и найдите в нём родственные слова.

Слайд, приложение.

Проплясали по снегам 
Снежные метели.
Снегири снеговикам
Песню просвистели.
У заснеженной реки,
В снежном переулке

Звонко носятся снежки,
Режут лёд снегурки. 
А вокруг в снега одет 
Весь простор безбрежный. 
Чем не сказка белый свет -
Снежный - снежный - снежный!

Один ученик записывает на доске, остальные в тетради.

Снегам, снежные, снегири, снеговикам, у заснеженной, в снежном, снежки, снегурки, в снега, снежный

- Поставьте знак ударения, выделите корень в словах. Что вы заметили?

(Мы заметили, что в некоторых словах есть чередующие согласные в корне г – ж. В некоторых словах в корне гласные без ударения, поэтому можно сделать ошибку.)

- А что же нужно сделать, чтобы не ошибиться в написании этих слов.

(Нужно проверить безударную гласную в корне. Для этого нужно изменить форму слова или подобрать родственные слова так, чтобы безударная гласная стала ударной).

- Давайте найдём среди этих слов проверяемые, и те, которые нужно проверить.

- Какой способ проверки мы использовали?

(С помощью родственных слов).

- А теперь давайте найдём среди этих слов слова, которые являются формой одного и того же слова – снег.

(Ответ детей.)

- Ребята, ещё раз внимательно прочтите стихотворение и скажите, значение какого слова вам не понятно.

(Снегурки.)

- Снегурки – это коньки.

Слайд, приложение.

V. Самостоятельная работа.

Слайд, приложение.

Клесты.

На занесённых снегом ветвях ели ползают, кувыркаются, висят вверх ногами небольшие красноватые и зеленоватые птицы. Своими сильными перекрещенными клювами они достают семена из жёлтых еловых шишек.

Это клесты. Они не боятся ни вьюги, ни мороза. Детей они выводят не только летом , но и зимой. В самый лютый мороз клесты кормят своих маленьких птенцов. Те сидят под толстыми сучьями у самого ствола.

Корма малышам хватает, а холод в тёплом гнезде не страшен.

- Ребята, прочитайте текст.

- Что узнали из текста?

 - Выполните задание. Из текста надо выписать слова с безударной гласной в корне, которую можно проверить. Подобрать к ним проверочные слова.

(После выполнения работы проводится проверка.)

VI. Творческая работа.

«Пишем рассказ»

Ребята, сейчас мы попробуем написать рассказ «Снег идёт». Это будет непростой рассказ. В каждом предложении должно быть слово с корнем –снег-. Повторять слова можно только в том случае, если в другом предложении оно имеет иное значение.

Примерные предложения детей:

- Тихо падают снежинки.

- Мягкий снежок покрывает крыши, деревья, землю.

- Во дворе ребята играют в снежки.

- Малыши лепят снеговика.

- Скоро вырастут снежные сугробы.

- Снег – белое покрывало земли.

- Из этих предложений можно составить рассказ. Давайте запишем этот рассказ в тетради. Выделите корни в однокоренных словах.

VII. Итог урока.

- Вот и закончился наш урок. Вы хорошо потрудились.

- Что помогло вам легко справиться с работой?

VIII. Оценки. Д.з.