Цель: Систематизация знаний детей о классификации продуктов питания.
Задачи:
- Закрепить информацию о классификации продуктов питания; обобщающее понятие «Продукты питания»;
- Закреплять употребление в речи относительных и качественных прилагательных;
- Развивать навык составления предложений из 4-5 слов;
- Закреплять умение использования и употребления в речи близких по значению глаголов: жарить, варить, печь, кипятить.
- Развивать мыслительные операций сравнения, анализа, синтеза;
- Развивать сенсомоторные навыки.
Оборудование: Загадки с иллюстрациями, игрушка бибабо - Колобок, баночки с крупами, муляжи продуктов, картинный материал по теме: «Продукты питания», мяч.
Ход занятия
1. Оргмомент.
Логопед: Ребята. Сегодня мы повторим с вами, какие бывают продукты, вспомним, как готовят пищу, будем учиться образовывать новые слова, составлять предложения. Но, сначала, я загадаю вам загадки.
Сидит на ложке,
Свесив ножки.
(Лапша)Я красива, я кругла,
Меня бабушка пекла.
Маслом поливала,
Маком посыпала.
(Булочка)Из муки его слепили,
После в печку посадили
На окошке он студился,
По дорожке он катился
Был он весел, был он смел,
И в пути он песню пел
Съесть его хотел зайчишка,
Серый волк и бурый мишка
А когда малыш в лесу
Встретил рыжую лису
От нее уйти не смог.
Что за сказка?…
(Колобок)
Появляется Колобок.
Колобок (логопед): Здравствуйте, ребятишки, девчонки и мальчишки! Я очень рад встрече с вами! И предлагаю немного поиграть с пальчиками!
Мышка зернышко нашла |
|
Колобок (логопед): Какие вы молодцы!
2. Беседа о продуктах питания.
Логопед: Ребята, пусть Колобок немного отдохнёт, а мы, немного побеседуем. Пожалуйста, вспомните, из какой сказки наш герой? «Колобок»
Логопед: Из чего сделан Колобок?
Дети: Из теста.
Логопед: А тесто из чего готовят?
Дети: Из муки, молока, яиц, сахара, соли, масла.
Логопед: Назовите одним словом все, что перечислили. (Продукты питания).
Логопед: Колобок, а тебе интересно услышать, что знают наши дети о продуктах питания?
Ребята, припомните, пожалуйста, какие группы продуктов вы знаете. (Ответы детей, вывешивание картинок на доску).
Логопед: Перечислите, пожалуйста, известные вам молочные продукты (мясные, хлебобулочные, мучные, крупяные, кондитерские). (Ответы детей, вывешивание картинок на доску).
Логопед вместе с детьми повторяет названия продуктов (молочные, мучные, мясные и т.д.), уточняет значение разнообразной пищи для здоровья человека и всех людей.
3.Физминутка
Колобок (логопед): Ребята, я предлагаю вам немного размяться!
Раз, два, три четыре, |
|
4. Игра "Что приготовить?", составление предложений.
Колобок (логопед):Ребята, а я приготовил для вас, очень сложное задание. Посмотрите, у меня есть волшебные баночки, подскажите мне, что в них, и что из этого можно приготовить?
Дети рассматривают и называют крупы в приготовленных прозрачных ёмкостях (манка, греча, рис, геркулес, горох, пшено, овсянка и муляжи продуктов). Каждый ребёнок берёт одну ёмкость и составляет предложения.
- Какую кашу можно сварить из…?
Ребёнок: Это пшено. Из пшена можно сварить пшенную кашу. И т.д.
- Какой суп можно сварить из …(фасоли, курицы, свеклы, грибов, овощей, мяса, гороха, рыбы)?
Ребёнок: Это мясо. Из мяса можно сварить мясной суп. И т.д.
5. Дидактическая игра «Пирожки с начинкой»
Колобок (логопед): Дети, а моя бабушка, не только колобки умеет печь, она ещё любит печь пироги с разными начинками. (Показывает картинку с капустой). Это капуста. Бабушка испекла капустный пирог. (Выставляются картинки: картофель – картофельный, гриб - грибной, рыба – рыбный, яблоко – яблочный, морковь - морковный, малина – малиновый).
Подбор обобщающего слова
Логопед. Как назвать, одним словом капусту и морковь?
Дети. Овощи.
Логопед. Начинка из овощей, какая?
Дети. Овощная.
Логопед. Как назвать, одним словом яблоко и сливу?
Дети. Фрукты.
Логопед. Начинка из фруктов, какая?
Дети. Фруктовая.
Логопед. Как назвать, одним словом малину и землянику?
Дети. Ягоды.
Логопед. Начинка из ягод, какая?
Дети. Ягодная.
6. Игра с мячом "Думай и отвечай"
Игра способствует активизации глаголов, близких по значению.
Логопед (бросает мяч ребёнку и задаёт вопросы): Суп варят или жарят? Что ещё можно варить?
Ребёнок: Компот, варенье, кашу, лапшу, макароны.
Логопед: Молоко кипятят или варят? Назови, что ещё можно кипятить?
Ребёнок: Воду.
Логопед: Котлеты пекут или жарят? Назови, что ещё можно жарить?
Ребёнок: Картофель, рыбу, яйцо, мясо.
Логопед: Хлеб пекут или тушат? Назови, что ещё пекут?
Ребёнок: Пироги, торты, печенье.
Логопед: Назови, что можно тушить?
Ребёнок: Овощи, мясо.
7. «Подарки для Колобка».
Логопед: Вы любите получать подарки? А дарить подарки? Подарите красивое слово Колобку. Какой он?
Дети называют качественные прилагательные.
- Румяный
- Аппетитный
- Веселый
- Задорный
- Красивый
- Круглый
- Дружелюбный и т.д.
Колобок прощается и благодарит детей за добрые, красивые слова.
8. Рефлексия занятия.
Список используемой литературы:
- Агранович З.Е. Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям для преодоления лексико-грамматического недоразвития речи у дошкольников с ОНР. – СПб.: «ДЕТСТВО ПРЕСС», 2010. – 128с.
- Лопухина И.С. Логопедия – речь, ритм, движение: Пособие для логопедов и родителей. – СПб.: Дельта, 1997. – 256с., ил.