В настоящее время много говорят о развитии способностей детей, в особенности творческих, разрабатываются программы и методики. При этом многие из них не учитывают перехода детей от репродуктивного и продуктивного уровня деятельности, связанного с формированием системы ориентировок и операций , изобразительных умений и навыков, в частности, к поисковому и творческом.
Предполагается, что это происходит спонтанно, под влиянием обучения: ведь оно ведёт за собой развитие (по Л. С. Выготскому). Однако почему-то это происходит далеко не всегда – даже занимаясь в изобразительных студиях, дети не могут нарисовать то, что им подсказывает фантазия, постепенно разочаровываясь в своих способностях.
Как научить детей верить в себя? Изначально они должны верить в то, что воспитатель умеет рисовать всё, что угодно – всё, что захочет. Его картины рассказывают о жизни ребёнка, являются волшебным отражением и воплощением окружающей реальности на листе бумаги. Более того, здесь всё может ожить и начать двигаться – именно это и привлекает интерес ребёнка – дошкольника к рисованию, возможность сопереживания нарисованным героям и возможность « действовать» внутри нарисованной ситуации. Однако существующие методики рисования практически не учитывают эту потребность ребёнка. Между тем, приёмы комментированного рисования, предложенные Дж. Алланом, С. А.Мироновой ,
О.П. Гаврилушкиной и другими авторами, позволяющие « оживить» нарисованную ситуацию или сам процесс рисования, существуют.
Способности детей к созданию изображений, формирование их изобразительно – игровых и технических умений и навыков происходит на фоне комментирующей речи взрослого. В нашем детском саду на занятиях по изобразительной деятельности используются «приём комментирующей речи взрослого» и приём «комментированного рисования», описанные некоторыми учёными (О. П. Гаврилушкиной, Т.А. Мироновой, Г.В. Чиркиной).
«Приём комментирующей речи взрослого» позволяет организовать деятельность детей и объединить такие её компоненты, как мотивационный, ориентировочный, операциональный и контрольный. Так, комментируя действия детей, воспитатель рассказывает о выполненных, совершаемых и о предстоящих действиях.
Комментируя действия детей в настоящем времени, воспитатель фиксирует их внимание на последовательности и способах выполнения заданий и результатах работы. При этом комментирующая речь, направленная ко всем детям, сочетается с индивидуальным обращением к каждому ребёнку, и в итоге – с обобщением в речи действий всех воспитанников. Причём подведение итога по одному действию детей должно включать и переход к следующему этапу деятельности. Поэтому мы считаем, что комментирующая речь оказывает положительное влияние на эмоциональное состояние детей при переходе с одного этапа деятельности (или занятия) на другой.
В связи с этим особое значение приобретает рассказ воспитателя о предстоящих действиях. Он помогает создать эмоциональную и интеллектуальную установку, опережающую деятельность самих детей, и регулировать их действия с опорой на неё. Так, в ходе занятия воспитатель оценивает своевременность включения воспитанников в деятельность, выполнение правил рисования и темп работы, способы и навыки обращения с различными предметами( карандашом, кистью, краской, салфеткой, клеем и так далее).
Постепенно функции комментирования действий и всей деятельности передаются самим детям. Комментирование ребёнком собственной деятельности считается необходимым условием осмысления поставленной перед ним общей цели, её конкретизации, планирования путей и средств реализации, оценки адекватности средств достижения, а также представления законченного продукта, то есть условием предвосхищения деятельности образом, опосредованным речью. Привлекая детей к комментированному рисованию, мы используем примерную схему рассказа о будущем рисунке, рекомендованную Т. В. Лусс, Т.В. Волосовец , Е.Н . Кутеповой .
- Расскажи, что ты будешь делать?
- Расскажи, что будешь использовать?
- Расскажи, что будешь делать сначала, что – потом ?
- Расскажи, как будешь делать?
- Что ты ещё хочешь добавить в свой рассказ?
Очень хорошо, если воспитатель сможет записать рассказы детей на диктофон, а потом вместе с ними их послушать. Сам факт записи вызывает большой интерес у детей и выступает хорошим стимулом для повышения речевой и познавательной активности воспитанников.
Дети рассказывают взрослому и сверстникам о совершаемых действиях и их последовательности. После того как дети научились комментировать процесс рисования, их учим комментированию содержания рисунка непосредственно в ходе изобразительной деятельности.
«Приём комментированного рисования» - основное внимание мы уделяем комментированию действий персонажей рисунка, их мыслей и чувств («И он подумал… и сказал... И что из этого вышло»). Этот приём рекомендован Дж. Алланом и описан в книге « Ландшафт детской души». Важно, чтобы комментированное рисование сочеталось с другими формами выражения эмоций и мыслей ребёнка по поводу создания картины мира: нужно, чтобы в процессе комментированного рисования активно использовались драматизация, сюжетно-ролевая игра, игровые обучающие ситуации и рассказывание на эту же тему.
Например, О.П. Гаврилушкина предлагает использовать приём комментированного рисования по-другому: не как элемент игровой педагогической ситуации, а как их совокупность. Она рекомендует на глазах у воспитанников зарисовывать на доске или мольберте ситуации, отражающие бытовой, игровой, познавательный и эмоциональный опыт детей( дошкольники становятся объектами изображения), и комментировать их. В конце занятия воспитателем эмоционально оцениваются результаты деятельности каждого ребёнка и всей группы в целом. При этом комментируются как индивидуальные, так и коллективные успехи.
Содержание такой работы может быть реализовано с помощью подгрупповых и индивидуальных форм работы с детьми – в процессе проведения занятий по подгруппам от 4 до 6 -7 человек.
Мы придерживаемся основных правил комментированного рисования:
- Использование приёма транслирования информации в качестве первого и основного правила поведения взрослого во время « комментированного рисования».
- Отбор тематического содержания. В качестве объектов для рисования служат детские впечатления, повседневная жизнь, игры и прочее.
- Главными героями создаваемых рисунков являются конкретные дети, воспитанники группы, их занятия, игры.
- Взрослый не стремится сразу исправлять речь ребёнка. Его поведение напоминает поведение матери полуторагодовалого или двухлетнего ребёнка, которая всё время « переводит» его автономные высказывания «с русского – на русский», придавая этим высказываниям понятную всем языковую структуру.
- Педагог создаёт схематические, информационно – смысловые изображения, не ставит перед собой художественных целей, не «прорисовывает» детали, которые не значимы для раскрытия основного содержания, рисует быстро, передавая только главное, существенное.
- В целях формирования единства образных движений и слова детям предлагают не только рассказывать о том, что нарисовано, но показывать посредством изобразительных движений.
- В качестве «физкультминуток» использовать элементы драматизации, имитационные движения, сопровождаемые речью. Все занятия строятся по коммуникативному принципу. Это выражается в том, что на каждом занятии (по методике О.П. Гаврилушкиной):
- Создаются оптимальные условия для подлинной мотивации детской речи и потребности в ней: ребёнок должен знать, почему и зачем он говорит;
- Обеспечивается главное условие общения – адресованность речи детей: ребёнок обязательно кому-либо адресует вопросы, сообщения, побуждения (преимущественно сверстнику);
- Стимулируется и поддерживается речевая инициатива (речевая активность) каждого ребёнка;
- Осуществляется целенаправленный отбор содержания для обсуждения, основу которого составляет личный эмоциональный, бытовой, игровой, познавательный и межличностный опыт детей;
- Широко используются различные коммуникативные средства: образно – жестовые, мимические, вербальные, интонационные.
В качестве практического материала предлагаем конспекты занятий.
Конспект занятия с использованием технологии комментированного рисования
Тема «Колючая семейка»
Задачи:
- Образовательная. Формировать у детей представление о том, как можно рисовать целую фигуру, используя приём «дополнения». Учить располагать шаблон фигур на линии «земли». Учить рисовать короткие отрывистые линии под наклоном.
- Развивающая. Развивать мелкую моторику, зрительное восприятие, зрительно-двигательную координацию.
- Воспитательная. Воспитывать положительную установку на комментирование педагогом изобразительных действий детей. Воспитывать положительные эмоции, радость во время рисования и в результате полученных изображений.
Активизация словаря: иголки, хмурый, добрая, ежиха, ежата.
Оборудование: листы для рисования, карандаши, шаблоны тела ежей большого и маленького(по количеству детей), мольберт.
Предварительная работа: Чтение рассказа Е.Чарушина «Ёж», д\и «Угадай, кого не стало?», д\и «У кого такой детёныш?», лепка «Ёжик», чтение стихотворения Ю.Могутина «Ёжик», игра «Маленький ёжик».
Организационный момент: Сейчас вы послушаете загадки и отгадаете, кого мы будем рисовать.
Добродушен, деловит,
Весь иголками покрыт.
Слышишь топот шустрых ножек?
Это наш приятель …
Дети: Ёжик.
Педагог: А давайте представим себе, что мы ёжики.
Проводится речедвигательная игра «Ёжик»:
В тёплой норке дремлет ёж,
На колючку он похож.
Вот под кустик он бежит,
Весь от холода дрожит.
Чтоб не мёрзнуть, не скучать,
Нужно весело скакать.
Если рядом волк, лисица,
Значит нужно притаиться.
Ощетинит ёж иголки,
Не достанется он волку.
Ждёт надёжная нора,
Там и отдохнуть пора.
Педагог просит детей сесть за столы.
Педагог: Сейчас я нарисую дорожку, по которой побежит ёжик (рисует, затем берёт шаблон). У меня в руке полукруг. С его помощью можно нарисовать ежа, который бежит по дорожке. (Показать детям, как приложить шаблон к дорожке и как нужно обвести его). Вы одной рукой придерживаете шаблон, другой обводите контур. (Затем показывает на мольберте нам образце, как дорисовать ёжику лапки, ушки, носик, хвостик, глазки). Мордочка у ежа заострённая, носик приподнят вверх, круглые маленькие ушки, глаза круглой формы, а ножки у ёжика овальной формы.Чем покрыто тело ёжика?
Дети: Иголками.
Педагог: Правильно. (Рассказывает и показывает, как рисовать иголки «длинные и колкие». В сторону от головы к хвостику. Это я нарисовала маму ежиху. А детёнышей у ежихи как называют?
Дети: Ежата.
Педагог: Правильно. У вас на тарелочках лежат маленькие полукруги, и вы нарисуете маленьких ежат.
Самостоятельная деятельность детей.
Педагог: (Поощряет работу детей). Какие хорошие получаются у вас ежата. (Спрашивает выборочно у детей). Какой характер у твоего ежонка?
Ребёнок: Добрый.
Педагог: Какое настроение у твоего ежонка?
Ребёнок: Весёлое (грустное) и т.д.
Педагог: Мама ежиха очень рада видеть своих ежат. Можно сказать, что «колючая семейка» вся в сборе.
Чтение литературного текста с установкой на бережное, заботливое отношение к диким животным А.Вольского,Ю.Магутина «Ёжик»
Как-то мне приснился сон,
Будто конный эскадрон,
Проходя по переулку,
Так стучал и топал гулко,
Что проснулось всё вокруг.
Я и сам проснулся вдруг.
Свет зажёг …
Я вижу – ёжик
Под кроватью – тук да тук!
От его коротких ножек
Этот топот, этот стук.А ёжик ночью убежал.
Его никто не обижал.
Он тосковал уже с утра,
Он тосковал ещё вчера.
Чего он, глупый, тосковал?
К нему никто не приставал.
Его мы так любили,
И гладили, и мыли.
Но он свернулся и дрожал.
А после взял и убежал …
Мы обыскали все кусты.
До самой тёмной темноты
И я кричал, и брат кричал.
А ёж таился и молчал.
В траве сновали паучки,
Тихонько тренькали сверчки.
С родной природой в мире,
Ёж был в своей квартире.
Педагог: Правильно бы поступили дети, если бы оставили ёжика у себя?
Ответы детей.
Итог. Вопросы: Кого мы с вами рисовали? Что мы с вами обрисовывали? Что вы дорисовывали ёжику? Чем покрыто тело ёжика? Какие иголки у ёжика? Где живут ежи?
Педагог благодарит детей за их совместную работу.
Открытое занятие по ознакомлению с окружающим миром с использованием комментированного рисования
В подготовительной группе для детей с тяжелыми нарушениями речи.
Тема: «Мои любимые игрушки»
Цель: Создание оптимальных условий для подлинной мотивации детской речи и потребности в ней.
Образовательные цели: Учить детей отбирать соответственно теме факты из личного опыта, рассказывать связно, полно и выразительно. Упражнять в использовании приема комментированного рисования картины. Обеспечивать главное условие общения - адресованность речи детей: ребенок обязательно кому-либо адресует вопросы, сообщения, побуждения (преимущественно сверстникам).
Развивающие цели: Формировать умения использовать различные коммуникативные средства: образно-жестовые, мимические, вербальные, интонационные. стимулируется и поддерживается речевая инициатива (речевая активность) каждого ребенка; Развивать воображение, описательную функцию речи, чувство юмора, схематическое и образное мышление. Развивать грамматически правильную речь.
Воспитательные цели: Воспитывать чувство сопереживания, бережное отношение к игрушкам, формировать внимательность, отзывчивость, доброжелательность, общительность.
Индивидуальная работа: учить задавать вопросы.
Оборудование: Круг из скрепленных разноцветных пластмассовых мячиков, незаконченные изображения игрушек на бумаге на каждого ребенка. Игрушка Снеговик ,красивая коробка с предметными картинками по теме «Игрушки», мольберт с листами ватмана, маркеры, геометрические фигуры для моделирования.
Предварительная работа: Загадывание загадок об игрушках, рассматривание иллюстраций, закрашивание в книжках раскрасках, лото «Игрушки»
Организационно-поисковый момент:
Воспитатель: «Встали на лужок, сделали кружок» говорит воспитатель (Дети вместе с педагогом встают в круг.) Посмотрите у меня в руках круг из больших и маленьких пластмассовых разноцветных мячиков. Сейчас все вместе давайте возьмем его в руки. Все взяли. Молодцы! Настя скажи Кристине какого цвета у тебя мячик, правильно красный. Шамиль скажи Эрику какого цвета у тебя мячик, хорошо. Синий, молодец. А у кого еще желтый правильно у Исы и Рамиля. Вот какой яркий и разноцветный круг из мячиков. Сейчас мы будем передвигать мячики по кругу и у кого в руках будет голубой мячик назовет свое имя и любимую игрушку. Очень хорошо вот мы и узнали какие вы любите игрушки. Круг мы положим, в конце нашей деятельности мы еще поиграем.
Воспитатель: Ребята, сегодня я шла на работу и увидела вот такую красивую игрушку Снеговичка. Как вы думаете, откуда он взялся на улице? Кто мог его оставить? (Дети высказываются). Молодцы. Какие у вас интересные предположения. Ему грустно, чтобы его развеселить давайте дорисуем недостающие части вот на этих изображениях. (Дети дорисовывают недостающие части рисунка и комментируют свои действия) Молодцы. Равиль, расскажи Владику, что ты дорисовал. Как ты это сделал? Чем ты рисовал. Добрый или злой получился зайчик? Бантики у куклы какие? Правильно. Серик, что ты дорисовал? Глазик у верблюда. И т.д. задает вопросы. Молодцы!
Воспитатель: Давайте сделаем разминку для наших ручек и ножек.
Посмотрите, в магазине (широко развести руки
Все игрушки на витрине: в стороны)
Заводные зайчики, (повороты вправо-влево с
Куколки и мячики, вытянутыми руками)
Пушистые котята,
Матрешки, медвежата –
Все на полочках сидят, (присесть)
С нами поиграть хотят. (прыжки)
Воспитатель: Ребята, у меня в руках - красивая коробка. А в этой коробке – картинки с игрушками. Вы хотите на них посмотреть?(Дети отвечают). А чтобы на них посмотреть, необходимо угадать, какая игрушка спрятана под каждой карточкой.
Отгадайте загадку (показ и раскрытие карточек, дети прикрепляют картинки на стенд)
В зелёной карточке –
Платья носит,
Есть не просит,
Всегда послушна,
Но с ней не скучно.
(кукла)
В жёлтой карточке –
Зверь забавный сшит из плюша,
Есть и лапы, есть и уши.
Мёду зверю дай немного.
И устрой ему берлогу.
(медведь)
В голубой карточке –
Серый байковый зверюшка,
Косолапый длинноушка.
Ну-ка, кто он, угадай.
И морковку ему дай!
(зайка)
В оранжевой карточке –
Бьют его рукой и палкой -
Никому его не жалко.
А за что беднягу бьют?
А за то, что он надут.
(мяч)
В синей карточке
Закружится на острой ножке,
Жужжит, как будто-бы жучок,
Захочет- вскачь пойдет немножко,
Захочет - ляжет на бочок.
(Юла)
В красной карточке –
Буквы есть –
Целых шесть.
Как ни положишь,
Слова не сложишь.
(кубик)
Воспитатель: Вот какая выставка из картинок у нас получилась.
Воспитатель раздает детям геометрические цветные фигурки просит построить модели игрушек – зайчика – (круги, овалы), , неваляшку- круги, машинку. – (квадраты, круги).
- Сегодня у нас будут работать центры: «Веселый карандаш», где мы будем комментировать рисование и центр «Речевичок», где вы будите составлять рассказы про игрушки.
- Выбирайте эмблемки. У кого на эмблемке мячик пройдут в центр «Речевичок». (логопед) А у кого изображен игрушки пройдут к мольберту.
Воспитатель: «Я хочу нарисовать картину о ваших играх. Я буду рисовать быстро, как будто рассказывать маркером, а вы мне будете по-настоящему рассказывать, как играли. Я нарисую всех детей нашей группы, расскажу про тебя, Равиль, и про тебя Кристина. Хотите вместе со мной рисовать?» (Дети отвечают).
Воспитатель: «Вот это Владик. Скажи Владик, ты с какой игрушкой играл? - С самолетиком. Тебе было весело. (- Да.) Схематично воспитатель рисует на ватмане улыбающегося Владика и самолетик. Кристина, а ты как играла. (- Прыгала через скакалку.) Тебе было грустно или радостно. Воспитатель рисует. Рома расскажи, что делает Владик? А Кристина? Дети рассказывают по нарисованной ситуации. Воспитатель следит за правильностью повествования. Предлагает повторить правильно предложение, если дети не правильно строят предложение.
Воспитатель: «Настенька, а теперь ты будешь спрашивать. С кем ты хочешь говорить? С Кристиной? Хорошо. Спроси, в какую игру она играла». Еще говорят 2-3 пары детей. Параллельно на доске возникают рисунки, маленькие ситуации, описывающие поведение и игры детей.
Динамическая пауза с элементами логоритмики и психогимнастики, пальчиковой гимнастики:
Повстречались два котенка: “Мяу-мяу!”,
Два щенка: “Ав-ав!”,
Два жеребенка: “Иго-го!”,
Два тигренка: “Р-р-р!”,
Два быка: “Му!”.
Смотри, какие рога.
(на каждую строчку соединять поочередно пальцы правой и левой рук, начиная с мизинца. на последнюю строчку показать рога, вытянув указательные пальцы и мизинцы)
Воспитатель: «Расскажите, как вы играли, используя нашу картину». Дает образец рассказа. «Это Шамиль. Он здесь взял машинку и за веревочку катал ее вот так». Кто хочет рассказать? Кристина. О ком ты хочешь рассказать? О Насте как она играет с конструктором? Покажи как она строит? О Сабыржане и Исе? Они в мяч играют. Альтаир отбирает мяч. Сабыржан сердится ».
Таким образом дети сочиняют рассказы и имитируют действия.
Воспитатель поощряет детей.
По звуковому сигналу подгруппы переходят из центра в центр.
Итог занятия: Все дети вновь собираются у разноцветного круга. Воспитатель спрашивает: Что было интересного? ( у кого зеленые мячики) Какое настроение у детей? ( у кого оранжевые мячики), Что было трудно? (красные мячики).
Хвалит детей.
Используемая литература
- Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. Москва, 1991.
- Горбунович Л.Б. Рисуем, думаем, размышляем. Москва, 1999.
- Гаврилушкина О. П. Работа по развитию коммуникативного поведения дошкольников в условиях детского сада. Ребёнок в детском саду. 2003. № 2 . Н. В. Микляева. Комментированное рисование в детском саду. Москва, 2010.
- Доскин В. А., Печора К.Л. Рисунки детей. Психологический анализ. Дошкольное воспитание. 2000.№ 12.
- Микляева. Н. В. Комментированное рисование в детском саду. Москва, 2010.