Цель:
- дидактическая – создать условия для организации и осмысления блока новой учебной информации средствами технологии педагогических мастерских.
- учебная – способствовать осознанию взаимосвязи между основными стадиями антропогенеза и становлением человека современного типа.
Задачи:
- Развивать самостоятельность мышления;
- Формировать умение школьников устанавливать причинно-следственные связи, обобщать, делать выводы;
- Стимулировать чувство удовлетворения от выполненной задачи.
Оборудование: дидактический материал для организации самостоятельной работы, учебник.
Ход урока
Этапы учебного занятия |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
I. Организационный момент. |
Приветствие, проверка готовности к уроку, наличие материала для занятия. |
Приветствие. Проверка готовности дополнительных материалов для урока. |
II. Мотивация и целеполагание . |
1. Предлагает выбрать из имеющегося материала изображение человека древнего типа, современного типа, человекообразных. Записать выбор в таблицу, доказать свой выбор. (см. приложение №1). |
Выбирают изображения с примерами человека современного типа, человекообразных и человека древнего типа. |
2. Формирование творческих групп на основе цветового выбора. (изготовить из цветной бумаги заготовки в виде квадрата по несколько каждого цвета и предложить учащимся выбрать понравившийся цвет геометрической фигуры. И на основе выбора сформировать группы). |
Рассаживаются в группы. |
|
3. Предлагает учащимся записать слова по ассоциации со словом «антропогенез». |
Выполняют задание в группах у себя в тетрадь, а затем записывают слова на доске (без повторений). |
|
4. Вопрос учащимся : Что бы вы хотели узнать об антропогенезе? |
Ответы на вопрос. |
|
5. Запись ответов на доске. На их основе формулируется «информационный запрос» учеников на данное учебное занятие. ТЕМА: «ЭВОЛЮЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ ЧЕЛОВЕКА, СТАДИИ РАЗВИТИЯ». |
Примерные ответы. (что происходило в ходе развития? как происходило развитие? Хорошо или плохо для нас приобретенные усложнения? Что приобрели в процессе развития? |
|
III. Изучение нового материала и закрепление его. |
1. Сообщает, что:
|
|
I. БЛОК. Реконструкция |
2. предлагает учащимся разобраться с разными этапами развития человека. |
Определяют основные этапы развития человека, их направления и результат этих направлений. |
Социализация. |
3.Предлагает обсудить результаты в группах и подготовиться к защите. |
Обсуждение результатов работы в группах, запись на листах. |
Рефлексия. |
|
Вывешивание результатов работы в группах, защита. Краткая защита результата. |
|
|
Сравнивание, запись в тетрадь. |
Деструкция. |
1.Обобщает ответы, уточняет направления антропогенеза и их влияние на развитие. |
|
2. Вопрос: Что показал анализ палеонтологических материалов? стр. 276. учебник «Общая биология» 10 – 11 классы. |
Чтение текста, ответ на поставленный вопрос. |
|
II. БЛОК. Реконструкция. Социализация.
Афиширование. Рефлексия. |
1.Предлагает составить схему антропогенеза из имеющегося материала. (приложение № 2), (подготовлены изображения, из которых в виде аппликации составляется схема эволюции развития человека) |
Работа в группах по составлению схемы. |
2.предлагает обсудить результаты работы в группах. |
Обсуждение результатов. |
|
3.Предлагает каждой группе объяснить результаты работы. |
Вывешивание группами схем, защита. |
|
4.Предлагает каждой группе прочитать текст: «Естественный отбор в современном человеческом обществе» (см. приложение №3: «Естественный отбор в современном человеческом обществе»). |
Читают, рефлектируют, обсуждают. |
|
|
|
|
IV. Домашнее задание. |
1.Выучить § 71 |
Записывают домашнее задание в дневник. |
V. Подведение итогов урока. |
|
|