Урок биологии в 11-м классе "Основные стадии антропогенеза"

Разделы: Биология


Цель:

  • дидактическая – создать условия для организации и осмысления блока новой учебной информации средствами технологии педагогических мастерских.
  • учебная – способствовать осознанию взаимосвязи между основными стадиями антропогенеза и становлением человека современного типа.

Задачи:

  • Развивать самостоятельность мышления;
  • Формировать умение школьников устанавливать причинно-следственные связи, обобщать, делать выводы;
  • Стимулировать чувство удовлетворения от выполненной задачи.

Оборудование: дидактический материал для организации самостоятельной работы, учебник.

Ход урока

Этапы учебного занятия

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I. Организационный момент.

Приветствие, проверка готовности к уроку, наличие материала для занятия.

Приветствие. Проверка готовности дополнительных материалов для урока.

II. Мотивация и целеполагание .
Индукция.

1. Предлагает выбрать из имеющегося материала изображение человека древнего типа, современного типа, человекообразных. Записать выбор в таблицу, доказать свой выбор. (см. приложение №1).

Выбирают изображения с примерами человека современного типа, человекообразных и человека древнего типа.

2. Формирование творческих групп на основе цветового выбора. (изготовить из цветной бумаги заготовки в виде квадрата по несколько каждого цвета и предложить учащимся выбрать понравившийся цвет геометрической фигуры. И на основе выбора сформировать группы).

Рассаживаются в группы.

3. Предлагает учащимся записать слова по ассоциации со словом «антропогенез».

Выполняют задание в группах у себя в тетрадь, а затем записывают слова на доске (без повторений).

4. Вопрос учащимся : Что бы вы хотели узнать об антропогенезе?

Ответы на вопрос.

5. Запись ответов на доске. На их основе формулируется «информационный запрос» учеников на данное учебное занятие.

ТЕМА: «ЭВОЛЮЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ ЧЕЛОВЕКА, СТАДИИ РАЗВИТИЯ».

Примерные ответы. (что происходило в ходе развития? как происходило развитие? Хорошо или плохо для нас приобретенные усложнения? Что приобрели в процессе развития?

III. Изучение нового материала и закрепление его.

1. Сообщает, что:

  • Человек происходит от человекообразных;
  • Развитие человека и человекообразных, это параллельные ветви;
  • Находки свидетельствующие о возрасте появления человекообразных;
  • Развитие ветвей человека и человекообразных шло параллельно друг другу;
  • Вырабатывались приспособления;

 

I. БЛОК.

Реконструкция

2. предлагает учащимся разобраться с разными этапами развития человека.

Определяют основные этапы развития человека, их направления и результат этих направлений.

Социализация.

3.Предлагает обсудить результаты в группах и подготовиться к защите.

Обсуждение результатов работы в группах, запись на листах.

Рефлексия.

 

Вывешивание результатов работы в группах, защита. Краткая защита результата.

 

 

Сравнивание, запись в тетрадь.

Деструкция.

1.Обобщает ответы, уточняет направления антропогенеза и их влияние на развитие.

 

2. Вопрос: Что показал анализ палеонтологических материалов? стр. 276. учебник «Общая биология» 10 – 11 классы.

Чтение текста, ответ на поставленный вопрос.

II. БЛОК.

Реконструкция.

Социализация.

 

Афиширование.

Рефлексия.

1.Предлагает составить схему антропогенеза из имеющегося материала. (приложение № 2), (подготовлены изображения, из которых в виде аппликации составляется схема эволюции развития человека)

Работа в группах по составлению схемы.

2.предлагает обсудить результаты работы в группах.

Обсуждение результатов.

3.Предлагает каждой группе объяснить результаты работы.

Вывешивание группами схем, защита.

4.Предлагает каждой группе прочитать текст: «Естественный отбор в современном человеческом обществе» (см. приложение №3: «Естественный отбор в современном человеческом обществе»).

Читают, рефлектируют, обсуждают.

 

 

 

IV. Домашнее задание.

1.Выучить § 71

Записывают домашнее задание в дневник.

V. Подведение итогов урока.