Урок истории в 5-м классе по теме "Рабство в Древнем Риме"

Разделы: История и обществознание


Презентация

  1. Тип урока: урок изучения нового материала
  2. Идея урока: формирование ценностного отношения к понятию «свобода»
  3. Цели урока:
  • познакомить учащихся с положением рабов в Древнем Риме, расширить представление обучающихся о рабстве, помочь им осознать положение рабов в Древнем Риме;
  • формирование умения давать характеристику событиям и их участников, развивать у школьников умение критически анализировать информацию, развитие коммуникативных навыков, создать условия для творческой самореализации личности;
  • воспитание отрицательного отношения к рабскому положению людей
  • Образовательная продукция, которая будет создана учениками на уроке: мини-проекты по выбранной теме
  1. Этапы урока (см. приложение 1):

Ход урока

1. Целеполагание. Мотивация (5 минут)

Проблема: Почему римляне говорили: «Раб должен трудиться или спать?»

Метод - проблемный

Форма – театрализованное представление с музыкальным сопровождением

Учитель: Добрый день, ребята! Присаживайтесь. Тема урока “Рабство в Древнем Риме” Во время нашего урока нас будут интересовать рабовладельцы и жизнь рабов (актуализация терминов).

Итак, цели нашей совместной работы:

  • Определить основной источник рабства
  • Рассмотреть труд рабов
  • Выявить отношение к рабам людей.

Заполнение листа рефлексии

я знаю о рабах

я хочу узнать о рабах

я узнал о рабах

*

*

 

Постановка проблемы урока: Почему римляне говорили: «Раб должен трудиться или спать?»

Театр – экспромт (с музыкальным сопровождением). (См. приложение 2)

Действующие лица:

  • 3 раба, имитирующие давление винограда ногами
  • рабовладелец
  • управляющий рабами

Рабы – уставшие, утомленные под солнцем, работающие из последних сил.

— А чем заняты у тебя эти рабы? — спрашивает рабовладелец.

— Они давят виноград. Скоро будет хорошее вино из нового урожая (важно отвечает управляющий рабами).

— Не жалей рабов,— грозно говорит рабовладелец,— заставляй их работать и в праздники, когда даже скот отдыхает. Быков жалей — они стоят дорого. А рабов теперь на невольничьих рынках сколько угодно.

2. Изучение новой темы (30 минут)

План:

  1. Источники рабства
  2. Применение труда рабов.
    А) Сельские рабы
    Б) Городские рабы
    В) Рабы - гладиаторы
  • метод – частично-поисковый, проблемный с использованием ИКТ
  • форма - работа в творческих группах по информационному пакету (создание мини-проектов в виде слайдовой презентации)

1. Учитель беседует с обучающимися для составления кластера «Источники рабства»

- Как люди попадали на “рынок рабов”?

- Одной ли они были национальности?

- Кого брали в плен?

- Что с ними делали на рынке рабов?

- Все ли рабы стоили одинаково?

- Кто покупал рабов?

- Для чего покупались рабы?

Учитель обобщает полученные ответы и актуализирует обучающихся на следующий вид деятельности.

2. Учитель: Труд рабов применялся в различных областях жизни римского общества: в имении римских землевладельцев, в домах богатых и знатных римлян, часть рабов становилась гладиаторами.

Сегодня мы постараемся создать портрет рабов, занятых в разных сферах жизнедеятельности. Для этого разделимся на три группы и постараемся ответить на вопросы:

  • Условия жизни рабов.
  • Работа, которую выполняли рабы.
  • Отношение к рабам в обществе.

Итогом деятельности будет слайдовая презентация от каждой группы.

Обучающие получают информационный пакет: тема работы, алгоритм работы в группе, задание по учебнику, дополнительная информация. В ПК имеется файл с рисунками по изучаемой теме.

Алгоритм работы в группах

  1. Внимательно прочтите задание. Определите суть вопроса.
  2. Прочитайте соответствующий текст в учебнике, в дополнительной литературе.
  3. Возьмите лист бумаги, маркер и запишите ключевые понятия. Если нужно составьте схему.
  4. Проанализируйте полученный кластер, сопоставьте с вопросом задания.
  5. Оформите ответ на поставленный вопрос.
  6. Сопоставьте ваш ответ с ответами ребят своей группы. Сделайте общий вывод.
  7. Разделитесь на подгруппы: техники и аналитики:

- Аналитики: ответьте на вопрос задания № 2*

- Техники: Оформите полученную информацию в презентацию. Помните про технику безопасности при работе на ПК.

Обучающиеся получив информационные пакеты, тезисно оформляют ответ, составляют презентацию используя шаблон, в котором имеются рисунки по теме (см. приложение 3).

Группа № 1. Рабы в имении землевладельца

Задание №1:

  • Условия жизни рабов.
  • Работа, которую выполняли рабы.
  • Отношение к рабам в обществе.

Вопрос: Почему владельцы имений не усовершенствовали сельскохозяйственные орудия труда?

Это имение принадлежит Луцию Попликоле. Он член городского совета. Имение у нас большое. В него входят: поля, виноградник, огород, фруктовый сад, луг и лес. У нас в имении 150 рабов. Часть из них работают в поле, другие собирают виноград, а кто-то работает в огороде. Есть рабы, которые пасут скот. Хозяин приказал мне больных и стариков отправить завтра на пустынный остров на реке Тибр. Там они и умрут. Все равно от них никакой пользы. О, такие рабы очень непокорны, вот их и заковывают. Они работают на самых сложных участках, и им не разрешается ни с кем общаться. Рабы никогда не бывают сыты. Хозяин считает, что полный желудок очень вредит работе. Ну, всё, я должен работать, а то хозяин накажет меня. Я не хочу из-за вас потерять свое место.

Задание № 2.* Проанализируйте текст, ответьте на вопрос.

Римляне говорили, что есть орудия «немые», «мычащие» и «говорящие». Утверждали: «Сколько рабов, столько и врагов». Какие выводы можно сделать о положении рабов в Риме и о взаимоотношениях с рабовладельцами.

Группа № 2. Рабы в доме знатного римлянина

Задание:

  • Условия жизни рабов.
  • Работа, которую выполняли рабы.
  • Отношение к рабам в обществе.

Вопрос: Почему отсутствие раба у римлян считалось признаком крайнем нищеты?

Мы остановились перед очень красивым домом. Чтобы попасть в него, мы постучали колотушкой. Дверь открылась, на пороге стоял раб-привратник (он следит за порядком в доме).

- Это дом сенатора Гнея Станиена, – сказал он.

Мы вошли в дом через узкий вестибюль. Прошли дальше в зал, большой, похожий на храм. Пол мозаичный, тяжелые занавеси вместо дверей. Это главное помещение в доме. Хозяев нигде не видно. Только рабы, как мы догадались по простоте их одежд, сновали туда-сюда, занимаясь различной работой. Одни терли пол, другие смахивали пыль с бюстов предков господина. Мы прошли дальше в столовую. И здесь рабы! Готовили, чистили, убирали, скребли, и никто не сидел без дела, только остановись - побьют или лишат еды.… Во дворе дома мы увидели ребенка, сына хозяина, а с ним человека, который что-то увлеченно рассказывал. Это библиотекарь Клеон. Он грамотен, в его обязанности входит переписка книг и занятия с сыном хозяина. Его положение лучше остальных, единственное плохо, скучает Клеон по своей родной Греции.

Задание № 2.* Проанализируйте текст, ответьте на вопрос.

Римский писатель Сенека рассказывает о рабовладельце, который решил казнить раба за то, что разбил хрустальную вазу. Другого казнили за то, что забыл в бане белье своего господина. Какие выводы можно сделать о положении рабов в Риме и о взаимоотношениях с рабовладельцами.

Группа № 3. Рабы - гладиаторы

Задание:

  • Условия жизни рабов.
  • Работа, которую выполняли рабы.
  • Отношение к рабам в обществе.

Вопрос: Для какой цели использовали гладиаторов?

Задание № 2.* Проанализируйте текст, ответьте на вопрос.

М.Ю.Лермонтов «Умирающий гладиатор»

Ликует буйный Рим … торжественно гремит
Рукоплесканьями широкая арена:
А он – пронзенный в грудь – безмолвно он лежит,
Во прахе и крови скользят его колена….

Какие мысли и чувства вызывает у вас это стихотворение? Какие выводы можно сделать о положении рабов в Риме

Динамическая пауза.

Представление полученных презентаций. При защите класс внимательно слушает и задает каждая группа выступающим по 1 вопросу, желательно проблемного характера. Учащиеся предупреждаются о следующем виде деятельности экспресс – опросе.

Учитель предлагает ученикам ответить на вопросы дифференцированного характера (письменная проверочная работа – экспресс - опрос):

  • 1 уровень: В каких отраслях хозяйства рабский труд был наиболее распространен?
  • 2 уровень: Что было общего с точки зрения римлян между рабом, волом и плугом? Чем отличался от них раб?
  • 3 уровень: Какие рабы были самыми дорогими и почему?

3.Обобщение учителя с использованием электронной версии учебника для 5 класса (3 минуты),

Использование электронного учебника «История древнего мира».

Тема «Римские войны». Урок 23, страница 10.

Воспитательный аспект: Справедливо ли, гуманно ли было обращать пленных в рабство? Ваше отношение к рабству.

Актуализация проблемного вопроса. Почему римляне говорили: «Раб должен трудиться или спать?»

4. Рефлексия

Заполнение листа рефлексии

я знаю о рабах

я хочу узнать о рабах

я узнал о рабах

 

 

*

5. Оценивание (3 минуты)

Форма – самооценка + внешняя оценка (листы оценивания)

Учитель комментирует критерии к оцениванию:

сегодня на уроке я поставил бы себе отметку:

мою работу в группе оценили:

отметка за проверочную работу

 

 

 

отметка за урок:

 

6. Домашнее задание (2 минуты) дифференцированное и опережающее д/з.

Прочитать параграф 49, выполнить задание в рабочей тетради.

Дифференц. Составить сравнительную таблицу жизни римских рабов, опираясь на вопросы групповой работы.

Опережающ. Доклад «Тиберий и Гай Гракх».