Современная ситуация в системе образования отражает ситуацию в стране в целом. Строительство нового общества в России проецируется на образование его реформированием, что в свою очередь отражается не только на структуре, но и на содержании образования. Современная ситуация в стране предъявляет системе дополнительного образования детей социальный заказ на формирование целостной личности, обладающей широким кругозором, запасом необходимых нравственных, в частности, семейных, гражданских, патриотических ориентиров, без которых невозможно органичное существование человека в окружающем мире.
Основной акцент здесь делается на саморазвитие личности, но не предлагаются механизмы формирования этой способности у подрастающего поколения. Сам по себе тезис приобретения способности к саморазвитию далеко не нов. Достаточно вспомнить историю педагогики и призывы наших предшественников к умственному воспитанию, к воспитанию способности самостоятельно приобретать знания, осваивать новые способы деятельности, самоорганизовываться в ходе усвоения нового, и станет понятным, что стремление к самостоятельному развитию находило свое ценностно-педагогическое выражение. Однако конкретное выражение механизма формирования способности к саморазвитию не имеет истории осмысления. Именно поэтому предметом моего исследования является процесс, который будет обеспечивать выращивание у подростков способности к саморазвитию. Этим процессом, на мой взгляд, и является рефлексивная деятельность. Потому что, во-первых, она предполагает различные методы, которые помогают отслеживать деятельность в целом и составляющие ее действия; во-вторых, рефлексивный процесс использует механизмы коммуникации и общения и, следовательно, применение знаковых средств в различных функциях; в-третьих, она является проблематизирующей частью деятельности.
Поскольку основным тезисом является процесс саморазвития и самооценки личности, то ключевую роль здесь будет играть программа «Дебаты», которая вводится в старших классах во многих школах России, а в поселке Уренгой реализуется на базе нашего учреждения дополнительного образования детей с целью развития мышления подростков, структурирования речи старшеклассников, совершенствования навыков публичного выступления. Программа «Дебаты» является инновационной технологией по формированию поколения, способного критически и аналитически мыслить, имеющего активную жизненную позицию, что и составляет основу рефлексивной деятельности. Поэтому мы будем рассматривать дебатную технологию как форму, на содержании которой можно формировать необходимые нам способности.
В связи с тем, что предметом исследования является непосредственно механизм формирования рефлексивного сознания у старшеклассников через дебатную технологию, то необходимо определиться с тем, что такое рефлексия.
Рефлексия по определениям, вводимым О.С. Анисимовым, необходима в том случае, когда в непосредственной деятельности человек сталкивается с затруднениями или отдельным затруднением, и необходима, чтобы преодолеть возникшие трудности. Как пишет О.С.Анисимов, «в ней опознаются свойства, как прежней жизнедеятельности, так и той среды, в которой она протекает. Опираясь на них, человек прогнозирует и предопределяет будущие действия, строит сам свои процессы»[1]. Далее он описывает процесс рефлексии: «Основные рефлексивные события происходят в пределах трех звеньев рефлексивного сознания, с соучастием неосознанных форм во всех иных звеньях, — ситуационной реконструкции, нормативной и проблемной»[1].
Обобщая все вышесказанное, можно утверждать, что рефлексия — это мыслительный процесс, с помощью которого человек может отслеживать свое состояние, поведение, деятельность в прошлом, корректировать его путем анализа и планировать свое поведение и деятельность в будущем.
Психологи утверждают, что рефлексия появляется у человека примерно с 1,5 лет. Окончательное её развитие наблюдается у человека к 20-ти годам. Однако, если не воспитывать потребность в рефлексии, желание рефлексировать, то у человека потребность в рефлексии практически не возникает, т.е. он так и не научится отслеживать, что с ним происходит, какая именно мысль или эмоция спровоцировала его на определенные поступки и каким образом он их совершает.
В этом смысле очень важно в определенном возрасте сформировать эту потребность. И дебаты — один из способов сформировать необходимую потребность.
Поскольку механизм — это процесс, состоящий из описания этапов и методов, обеспечивающих этот этап, то я его вижу сейчас таким образом:
- Формирование потребности в рефлексии у старшеклассников.
- Развитие умений отслеживать ситуацию «здесь и сейчас».
- Развитие умений отслеживать себя в ситуации.
- Формирование умений отслеживать собственную деятельность.
- Выработка навыков отслеживания механизмов отслеживания.
Рассмотрим более подробно первый этап.
Формирование потребности в рефлексии у старшеклассников.
Цель: сформировать потребность в рефлексии.
Содержание этапа: создание проблемной ситуации (это может быть содержательного или поведенческого типа ситуация). На данном этапе педагогу необходимо продемонстрировать несоответствие реальной ситуации и «идеальной», в которой участвуют воспитанники ( под «идеальной» будет подразумеваться ситуация, которая могла бы быть при лучших условиях или лучшем выполнении каждым участником своих ролей, обязанностей, нагрузок). Это называется проблематизацией. При необходимости можно моделировать «кризисную» ситуацию.
Описание средств: Во-первых, с помощью вопросов типа: какие проблемы сейчас вы видите, что необходимо сделать, чтобы решить их, как вы себе представляете, как это должно быть, почему это не так и т.д. Во-вторых, это может представляться в виде имитационной игры. В-третьих, используя технологию «мозгового штурма».
Таким же образом можно описать другие этапы формирования рефлексивного слоя сознания у старшеклассников.
Мы определились, что такое рефлексия и механизмом формирования рефлексивного слоя сознания у старшеклассников. Теперь необходимо рассмотреть что такое дебаты. «Дебаты — это инновационная программа, которая предлагает технологию, способствующую обновлению и трансформации гуманитарного образования, развитию творческой активности учащихся через включение их в дебатный процесс»[2]. Основной характеристикой дебатов является наличие правил, обеспечивающих столкновение противоположных точек зрения. Дебаты начинаются с объявления темы турнира. Затем каждая команда (утверждающая команда и отрицающая команда) пытаются убедить нейтрального судью, представляя свою систему доказательств (кейс). Для этого они должны не просто выступить с речами, но и защищать свою позицию с помощью аргументов, а также опровергать аргументы своих оппонентов, сравнивать свою позицию с позицией другой стороны и таким образом убедить судью в своем превосходстве.
Таким образом, дебаты представляют собой достаточно объемный и цикличный процесс, который включает:
- процесс подготовки;
- непосредственно дебаты;
- последебатный анализ;
- деятельность, направленную на усовершенствование дебатных навыков.
А теперь, я думаю, вполне логичными будут вопросы: «Каким образом включают друг друга дебаты и рефлексия? Где конкретно мы видим процесс рефлексии в дебатах?»
Рассмотрим дебатный процесс:
- Исследование темы:
- поиск информации;
- анализ информации;
- построение рабочей линии.
- Построение кейса:
- исследование на жизнеспособность кейса;
- анализ кейса;
- ликвидация недочетов.
- Отработка дебатных навыков:
- исследование собственно дебатных умений и навыков;
- определение навыков и умений, которые необходимы конкретному дебатеру;
- построение схемы действий для наработки необходимых навыков.
Видно, что процесс рефлексии наблюдается в анализе информации, построении рабочей линии заданной темы, анализе кейса и других пунктах дебатного процесса.
Теперь может возникнуть очередной вопрос: «Зачем нужна постоянная рефлексия? В чем ее необходимость?» Конечно, можно привести аналогию: зачем мы вообще думаем… но ведь в том то и дело, что просто мышление может быть разнообразным: логическим, ассоциативным и т.д., а рефлексия — это всегда логически организованное мышление, которое от эмоционального, например, отличается большей эффективностью конечного результата.
Далее рассмотрим организацию процесса постоянного тренинга рефлексии через дебаты. Развивать рефлексивную деятельность можно с помощью системы вопросов, а также тренингов и упражнений.
Например, система вопросов:
- провоцирующих ситуацию затруднения в действиях или рассуждениях дебатеров;
- отслеживающих ситуацию «здесь и сейчас» (Что сейчас здесь происходит? Подумайте почему тот или иной дебатер себя подобным образом ведет, таким образом говорит и т.д.) ;
- опережающих ситуацию «здесь и сейчас» (Что будет, если…)
Тренинги могут быть направлены на рефлексию собственно дебатных навыков; на умение анализировать текст, кейс, судейские записи и т.д. Например, тренинг «Рефлексия судейских записей».
Цель: рефлексия действий дебатера на игре.
Необходимые материалы:
- судейский лист (запись судьи о том, как работал дебатер на игре);
- чистая бумага для записей дебатера.
Действия:
- Прочтение замечаний судьи.
- Восстановление по памяти игры и своей собственной работы.
- Восстановление замечаний — анализа судьи после игры.
- Анализ причин:
- почему судья сделал такой вывод по игре;
- рабочая линия игрока;
- сопоставление двух видений одного и того же процесса;
- формулировка причин, вызвавших непонимание судьи или не совсем удачное действие игрока.
- Построение плана для избегания подобных ошибок на следующей игре.
Когда эта процедура, тренинг, достаточно регулярна, дебатер в последующем может проводить ее самостоятельно и достаточно быстро, т.е. постоянно: на игре, после игры, до игры. Это и есть рефлексия. И это и есть систематизация мышления воспитанников. Причем «корень зла» (кто виноват в неудаче) обычно либо смещается, либо перестает существовать в сознании ребят. На первый план выступает цель саморазвития.
Таким образом, мы можем говорить, что технология дебатов предполагает по своему содержанию «выращивание» рефлексивной компоненты у старшеклассников. Следует также отметить, что содержание дебатной технологии сохраняется, а содержание материала постоянно меняется, что позволяет довести рефлексивные процедуры до устойчивых навыков. В том случае, если рефлексия становится постоянным атрибутом мышления человека, мы можем говорить о том, что реально существует способность к саморазвитию. Теперь человек самостоятельно будет выступать для себя как в роли автора, критика, проектировщика, так и в роли организатора коммуникативных, согласовательных процессов, а в последующем, при необходимых усилиях, может владеть и методологическим мышлением.
Здесь мне вспоминаются слова Рубинштейна С. Л.: с развитием рефлексии человек становится способным занимать позицию как бы вне процесса жизни, смотреть на нее со стороны. Это решающий поворотный момент в общем психическом развитии человечества. Именно здесь кончается первый способ существования и начинается новый путь к построению нравственной человеческой жизни на сознательной основе. Сознание здесь выступает как прорыв, как выход из полной поглощенности непосредственным процессом жизни для выработки соответствующего отношения к ней, занятия позиции над ней, вне ее для суждения о ней. С появлением рефлексии начинается философское осмысление жизни.
Литература:
- Анисимов О.С. Основы общей психологии. — М., 1989. — 287 с.
- Дубровин Е.В. Дебаты: проблемы, исследования и перспективы. — Новосибирск, 2007. — 252 с.