Цели:
- Учить обозначать мягкость согласных звуков на письме буквой И.
- Формировать способность сравнивать слова и по различию звуков, творческие возможности на материале загадки.
- Воспитывать языковую культуру, аккуратность, чистоплотность.
Оборудование: Тетради, предметные картинки, интерактивная доска, буквы на магнитной основе.
План урока.
I. Ориентировочно-мотивационный этап.
- Установление психологического комфорта.
- Актуализация знаний.
- Постановка учебной цели.
II.Операционно-исполнительский этап.
- Решение учебной задачи.
- Рефлексия.
- Формирование навыка работы общим способом.
III. Этап самоконтроля, самооценки.
- Задания для самооценки.
- Итог урока.
Ход урока
- Только что звонок раздался,
Впереди нас ждет урок.
Тихо сели, спинки ровно
И работать нам пора.
- Ребята, посмотрите друг на друга, улыбнитесь друг другу. И с этой улыбкой мы отправимся к сказочным героям.
2. - Из какой сказки наши герои? («Маша и медведь», «Репка», «Три медведя»…)
- Все эти книги вы видите на нашей выставке книг. Как называют медведя в сказках? (Топтыгин, Михайло, косолапый, непоседа, Мишка)
- Медведь. Как вы думаете, почему так назвали медведя? («Мед» и «еда», медведь никогда не откажется отведать медка.)
- Произнесите слово: Мишка. Какие звуки слышите? [Мґ] [И] [Ш] [К] [А]
- Что можете сказать об этих звуках?
[Мґ]- согласный, звонкий.
[И] - гласный.
[Ш] - согласный глухой.
[К] - согласный глухой
[А] - гласный.
3. - Сравните слова. мишка-мышка. (рис. 1, рис. 2)Что заметили в этих словах? (Различаются одним звуком. Мышка - [ы ], мишка- [и]). Сегодня на уроке узнаем какую роль играет звуки в словах.
Рис. 1
Рис. 2
4. - Составьте схемы этих слов. Напечатайте эти слова. Подчеркните буквы, которыми различаются слова.
Мишка – мышка
- Какие звуки они обозначают? ([и ], [ы])
- Сравним в этих словах звуки перед этими гласными. Что заметили? (Перед гласной И согласный звук [мґ] - мягкий, а перед Ы – твердый.
Вывод: И - показатель мягкости согласных звуков.
Физкультминутка под мелодию песни «Танец маленьких утят»
6. - Работа в тетради. Прочитайте предложение.
Мила мила.
Сравните слова. Чем они сходны и чем различаются? (Буквы одинаковые, различаются ударением).
- Спишите предложение.
- Подчеркните в словах буквы, которые обозначают мягкие согласные звуки.
Мила мила.
Физкультминутка.
- Прочитайте загадку и отгадайте.
Белой пеной пенится,
Руки мыть не ленится.
(Мыло)
- Почему так думаете? Вы когда моете руки?
- Составьте схему отгадки. Напишите отгадку. Поставьте знак ударения. Буквы гласных звуков подчеркните синим, а буквы согласных звуков зеленым цветом.
- Что можете сказать о согласных звуках?
[м] - звонкий, твердый
[л] - звонкий, твердый
Физкультминутка для глаз (тренажер Базарного)
7. - Я называю слова, а вы хлопайте, если услышите мягкий согласный звук. Мишка, книга, ручка, карандаш, линейка.
- Почему так думаете? (И - показатель мягкости согласных)
8. - Что нового узнали на уроке?
- Чему научились?