Тема урока: "«И» – показатель мягкости согласных"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • Учить обозначать мягкость согласных звуков на письме буквой И.
  • Формировать способность сравнивать слова и по различию звуков, творческие возможности на материале загадки.
  • Воспитывать языковую культуру, аккуратность, чистоплотность.

Оборудование: Тетради, предметные картинки, интерактивная доска, буквы на магнитной основе.

План урока.

I. Ориентировочно-мотивационный этап.

  1. Установление психологического комфорта.
  2. Актуализация знаний.
  3. Постановка учебной цели.

II.Операционно-исполнительский этап.

  1. Решение учебной задачи.
  2. Рефлексия.
  3. Формирование навыка работы общим способом.

 III. Этап самоконтроля, самооценки.

  1. Задания для самооценки.
  2. Итог урока.

Ход урока

  1. Только что звонок раздался,
    Впереди нас ждет урок.
    Тихо сели, спинки ровно
    И работать нам пора.

- Ребята, посмотрите друг на друга, улыбнитесь друг другу. И с этой улыбкой мы отправимся к сказочным героям.

2. - Из какой сказки наши герои? («Маша и медведь», «Репка», «Три медведя»…)

- Все эти книги вы видите на нашей выставке книг. Как называют медведя в сказках? (Топтыгин, Михайло, косолапый, непоседа, Мишка)

- Медведь. Как вы думаете, почему так назвали медведя? («Мед» и «еда», медведь никогда не откажется отведать медка.)

- Произнесите слово: Мишка. Какие звуки слышите? [Мґ] [И] [Ш] [К] [А]

- Что можете сказать об этих звуках?

[Мґ]- согласный, звонкий.

[И] - гласный.

[Ш] - согласный глухой.

[К] - согласный глухой

[А] - гласный.

3. - Сравните слова. мишка-мышка. (рис. 1, рис. 2)Что заметили в этих словах? (Различаются одним звуком. Мышка - [ы ], мишка- [и]). Сегодня на уроке узнаем какую роль играет звуки в словах.

Рис. 1

Рис. 2

 4. - Составьте схемы этих слов. Напечатайте эти слова. Подчеркните буквы, которыми различаются слова.

Мишка – мышка

- Какие звуки они обозначают? ([и ], [ы])

- Сравним в этих словах звуки перед этими гласными. Что заметили? (Перед гласной И согласный звук [мґ] - мягкий, а перед Ы – твердый.

Вывод: И - показатель мягкости согласных звуков.

Физкультминутка под мелодию песни «Танец маленьких утят»

6. - Работа в тетради. Прочитайте предложение.

Мила мила.

Сравните слова. Чем они сходны и чем различаются? (Буквы одинаковые, различаются ударением).

- Спишите предложение.

- Подчеркните в словах буквы, которые обозначают мягкие согласные звуки.

Мила мила.

Физкультминутка.

- Прочитайте загадку и отгадайте.

Белой пеной пенится,
Руки мыть не ленится.
(Мыло)

- Почему так думаете? Вы когда моете руки?

- Составьте схему отгадки. Напишите отгадку. Поставьте знак ударения. Буквы гласных звуков подчеркните синим, а буквы согласных звуков зеленым цветом.

- Что можете сказать о согласных звуках?

[м] - звонкий, твердый

[л] - звонкий, твердый

Физкультминутка для глаз (тренажер Базарного)

7. - Я называю слова, а вы хлопайте, если услышите мягкий согласный звук. Мишка, книга, ручка, карандаш, линейка.

- Почему так думаете? (И - показатель мягкости согласных)

8. - Что нового узнали на уроке?

 - Чему научились?