Урок окружающего мира по теме "Хищные и растительноядные животные". 1-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 1


Цель урока: учить делить животных на группы по способу питания.

Задачи:

  • сформировать у детей понятия хищное и растительноядное животное;
  • учить выделять во внешнем строении животных признаки, указывающие на способы питания;
  • развивать наблюдательность, внимательность, логическое мышление;
  • воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

Оборудование:

  • Учебник: Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. «Мы и окружающий мир». II часть;
  • картинки с изображениями животных;
  • телевизор;
  • видеомагнитофон;
  • видеофильм;
  • Красная книга России;
  • Б.Заходер «Про всех на свете»

Ход урока

I. 1) Организационный момент.

Мы пришли сюда учиться,
Не лениться, а трудиться.
Слушаем внимательно,
Работаем старательно.

2) Сообщение темы и постановка цели.

— Чтобы определить тему нашего урока, мы должны посмотреть на доску и сказать на какие две группы можно разделить эти объекты живой природы?

— Растения и животные.

— Очень хорошо. Я сейчас уберу растения, и вы мне скажете, на какие группы можно разделить животных?

— Птицы, насекомые, звери.

— Молодцы. Ребята, а теперь попробуйте разделить этих животных на две группы по способу питания?

— Хищники и животные, которые питаются растениями.

— Замечательно. Значит, о ком пойдёт речь на сегодняшнем уроке? (О хищных и растительноядных животных)

II. Изучение нового материала.

Итак, повторяем: хищные и растительноядные.

Ребята, давайте попробуем этих животных расставить по местам. Собираем под этой записью хищников, а здесь растительноядных животных.

(Учащиеся называют животных и говорят, к какой группе кого относят, учитель вывешивает животных на доске по группам).

Белка

 

Лиса

Обезьяна

 

Тигр

Мышь

 

Орёл

Гусеница

 

Щука

Гусь

 

Волк

Ребята, а к какой группе отнесём медведя?

— К хищникам, к растительноядным.

Чем же на самом деле питается медведь, нам расскажут ребята. (2 ученика выступают с сообщением о медведях).

Медведи

Есть бурые и белые медведи.

Белые медведи живут на Севере. От холода их спасает толстый слой жира и белая шкура с густой, тёплой шерстью. Они отлично плавают в ледяной воде, ныряют. У них отличный слух и зрение. Белые медведи питаются рыбой, тюленями, морскими котиками.

Бурые медведи живут в различных местах на Земле: Европе, Азии, Северной Америке. Любят жить в лесу, недалеко от рек. Они едят не только рыбу и мясо, но с удовольствием полакомятся ягодами, корнями, орехами, злаками. Медведи готовы терпеть укусы пчёл, лишь бы добраться до мёда.

— Так к какой же всё-таки группе отнесём медведя?

— К хищникам.

— Медведь — всеядное животное, но всё-таки является и хищником. Ребята, а что же отличает хищных животных от растительноядных?

Мы с вами должны научиться определять признаки во внешнем строении животных, которые будут указывать на способ питания.

Животные, которые питаются растениями, имеют зубы, перетирающие траву. Они языком захватывают пучки травы, ветки, листья, удерживают их губами, а зубами срезают.

Какие части растений могут служить пищей для животных?

— Плоды, семена, листья, корни.

— Чем питаются хищники?

— Мясом.

— Верно. Хищники питаются другими животными. Хищники бывают и среди млекопитающих, птиц, рыб, пресмыкающихся, насекомых.

Откройте стр. 13. Посмотрите на зубы и когти волка. Какие они?

— Острые зубы с длинными клыками, большие когти.

— Для чего им нужны острые клыки, мощные когти?

— Да, у хищников хорошо развиты клыки, чтобы удерживать и разрывать добычу, а резцы с режущей поверхностью для разгрызания костей.

— Почему хищники должны быть сильными и выносливыми?

— А как защищаются растительноядные?

— Рогами, копытами.

Да, ещё они хорошо бегают, прячутся. У них остро развиты слух и зрение. У хищников хорошо развиты обоняние, слух, зрение. А для чего? (Чтобы выслеживать, подбираться и хватать добычу). Итак, что же в первую очередь отличает эти группы?

— Строение зубов.

— Правильно. Ребята, а ёж, он хищник или растительноядное животное?

— Хищник, травоядное.

— А мы сейчас узнаем, когда посмотрим видеосюжет о нём.

(Дети с учителем смотрят видеосюжет).

— Чем же питается ёжик?

— Змеями, лягушками, мышами. Значит, он хищник.

— Правильно.

III. Физкультминутка.

Раз - присядка,
Два - прыжок.
Это заячья зарядка.
А лисята как проснуться
(кулачками потереть глаза)
Любят долго потянуться,
(потянуться)
Обязательно зевнуть,
(зевнуть, прикрывая рот ладошкой)
Ну и хвостиком вильнуть.
(движение бедрами в стороны)
А волчата спинку выгнуть
(прогнуться в спине вперед)
И легонечко подпрыгнуть.
(легкий прыжок вверх)
Ну, а мишка косолапый,
(руки полусогнуты в локтях, ладошки соединены ниже пояса)
Широко расставив лапы,
(ноги на ширине плеч)
То одну, то обе вместе
(переступание а ноги на ногу)
Долго топчется на месте.
(раскачивание туловища в стороны)
А кому зарядки мало -
Начинает все сначала!
(развести руки в стороны на уровне пояса ладонями вверх)
А.Барто

IV. Закрепление.

1) Чтение по цепочке текста (стр.12-13).

- Что общего между этими объектами природы, и чем они различаются?

2) Работа в парах с взаимопроверкой.

- Определите, кто кем питается. Соедините их линиями (рис. внизу на стр. 13)

3) Ребята, а раз хищники такие кровожадные, поедают других животных, может зря их природа создала, может они вовсе и не нужны? Представьте, если бы на Земле остались одни растительноядные животные, что бы тогда случилось?

— Они съели бы всю растительность.

— Да и наша планета осталась бы совсем пустынной. Значит, не зря Матушка-природа нас создавала. Значит, каждый на этой Земле для чего-то нужен. Вот что пишет об этом Б.Заходер в своём стихотворении «Про всех на свете».(Учитель читает стих).

— Ребята, что это за книга? (показывает «Красную книгу»)

— В этой книге рассказывается о животных и растениях, которых осталось совсем мало.

— Да, ребята, здесь описаны не только исчезающие растения, но и редкие животные, которых нужно охранять. Сейчас вы узнаете о некоторых животных, которые занесены в эту книгу.

(Учащиеся выступают с сообщениями: филин, жук-олень).

Ребята, эти животные находятся на грани исчезновения, их нужно беречь. А каким образом мы с вами можем помочь природе, животным?

— Вешать кормушки, кормить птиц.

А как мы должны вести себя в природе?

— Не рвать попусту растения.

— Не ломать деревья.

— Не топтать растения, ходить по тропинке.

— Не ловить бабочек, стрекоз.

— Не разорять гнезда, не брать яйца из гнёзд.

— Не уничтожать лягушек, жаб.

— Народная мудрость гласит:

Жизнь дана на добрые дела. Ребята, прожить свою жизнь мы должны совершая только добрые дела, не принося вред ни животным, ни растениям. Мы должны беречь и хранить всё, что создано природой и руками человека. И тогда жизнь наша будет прекрасной.

VI. Итог урока.

— Что нового мы узнали сегодня на уроке?

— Как мы должны относиться к природе?