Развитие речи младших школьников на уроках литературного чтения и русского языка

Разделы: Начальная школа


Одним из показателей уровня культуры человека, мышления, интеллекта является его речь. Речь –  это канал развития интеллекта. Чем раньше будет освоен язык, тем полнее будут усваиваться знания. Одна из главных задач начальной школы, на мой взгляд, научить детей мыслить, рассуждать, а размышляет лишь тот, кто умеет говорить.

В настоящее время установлены общие тенденции речевого развития школьников, обоснована идея развития речи на межпредметном уровне, вскрыты проблемы речевого общения, определены возможные пути формирования языковой компетенции школьников, предоставлен анализ монологической и диалогической форм речевого высказывания, выявлены психологические особенности формирования устной и письменной речи младших школьников.

Когда-то К.Д.Ушинский писал: «Главным результатом учения в малолетней школе должно быть умственное их (детей) развитие: умение выражать свои мысли словесно и отчасти письменно, охота к учению, и чистая детская нравственность».

Не секрет, что от успешности развития речи во многом зависит качество дальнейшего воспитания и обучения школьников. Главные требования к речи: содержательность, логичность, ясность, точность. И условия речевой деятельности: наличие материала для высказывания, потребность в высказывании, владение средствами языка.

В чем я вижу повышение эффективности урока  для развития речи?

Во-первых, это целенаправленность. С целью обогащения словесного запаса можно использовать  нестандартное начало урока:

а) назови слова близкие (противоположные) по значению;

1 класс. Русский язык. Игра «Сочиняем наоборот».

Жил был маленький мальчуган Толик – … громадный старик Анатолий.
Он был добрый и никогда не дергал девочек за косички –  Он был злой и всегда дергал бабушек за косички.
Он был очень аккуратный и мыл руки перед едой – Он был жутким неряхой и пачкал руки после еды.
Сам гладил брюки – Сам мял чужие брюки.
Любил животных и старался накормить бездомных собак – Ненавидел животных и старался отобрать пищу у домашних животных.
Вечером Толик пришел домой, разделся и уснул – Утром Анатолий вышел из дома, оделся и проснулся.

2 класс. Литературное чтение. Л.Н.Толстой «Прыжок».

Грамматические задания.

Найти в тексте слова и выражения, близкие по смыслу данным:

Разбился насмерть –  вдребезги
Очень испугались – замерли от страха
Сильно разозлился – раззадориться

б) найти «лишнее» слово (дети должны выделить сходства, различия, что обосновывают связным высказыванием).

Русский язык. 2 класс.

Из разряда словарных слов найди «лишнее»: акын, Казахстан, искусство, айтыс, дежурный, помидор, президент. Дети выделяют:
Казахстан – имя собственное, а остальные нарицательные существительные;
дежурный –  может быть одновременно вне предложения или существительным, или прилагательным;

Литературное чтение. 2 класс.

М.Пришвин. «Ребята и утята».

Болото – уточка – шапка – кузня – прохожий – школа.

Исключи лишнее слово. Почему ты так думаешь? 

в) назови новое слово, поменяв порядок букв;

В каких значениях употребляются одинаково звучащие слова: ключ, коса, кран;

2 класс. Литературное чтение. В.Бианки. «Купание медвежат».

Хозяин лесной
Просыпается  весной.
А зимой под снежный вой
Спит в избушке ледяной.

Дети придумывают свою загадку.

Житель лесной,
Лохматый большой.
Просыпается весной
Ходит в шубе меховой.

Разгадывание кроссвордов, анаграмм, ребусов, шарад.

Во-вторых, продуманность отбора материала. Если содержания всех упражнений подчинены одной теме – это позволит обогатить словарный запас детей. Обязательно для развития речи 4учащихся необходимо вводить пословицы, поговорки, крылатые выражения, так как они являются строительным материалом русского языка.

Знание пословиц и поговорок обогащает детей, делает их более внимательными к слову, языку, развивает память.

Заостряю внимание детей на том, что знать пословицы, поговорки, учить их, вовремя и,  кстати, употреблять в речи  для точного выражения мысли – большое дело. И всему этому надо учиться.

На уроках литературного чтения (1 класс) тексты соотнесены  с пословицами и поговорками, отражающими основную мысль произведения: Кто родителей почитает, тот вовек не погибает (рассказ Л.Н.Толстого «Старый дед и внучек»); На языке медок, а на уме ледок (сказка «Лиса и тетерев»).

К произведениям даны несколько пословиц, поэтому отбираю для работы пословицы в соответствии с возможностями класса.

Основная работа с пословицами – это раскрытие их смысла, прямого и переносного. Разбираем с детьми смысл пословицы: Труд кормит, а лень портит.  Ребята говорят: «Тот, кто работает, тот трудиться. Кто не хочет трудиться, тот начинает жить нечестно. Лень портит человека». Раскрываем, смысл пословицы  Снег надует – хлеба прибудет. Дети отвечают: «Большой урожай будет, если выпадет много снега.  Снег укроет посевы озимых от вымерзания, а весной на поле будет много влаги. Поэтому хлебороб получит хороший урожай.
Приведу некоторые виды работ с пословицами.

Перечитать пословицы и ответить, что можно узнать из пословиц о прошлом. Какие качества ценились в народе? Вместе с учащимися отмечаем: пословицы расширяют знание о прошлом нашей Родины, о жизни людей, в пословицах всегда выражались преданность и любовь к Родине, умение дружить, трудиться, говорить о том, что надо быть смелым, честным, скромным, добрым, надо любить своих мать и отца. Провожу соревнования на знание пословиц. Распределяю между тремя рядами учащихся пословицы. Их нужно самостоятельно прочитать и определить, на какую  они тему, подвожу итог.

Ученик из первого ряда читает начало пословицы, ученик  из второго ряда заканчивает ее, а ученик из третьего ряда раскрывает смысл этой пословицы. Провожу викторины о пословицах.
Назови пословицы, чтобы в них были числа семь и один.

  • Семеро одного не ждут.
  • Семь раз отмерь, один раз отрежь.
  • Семь бед – один ответ.
  • Семеро с ложкой, один с сошкой.

Практическую работу с пословицами провожу по всем предметам, дети собирают пословицы, отыскивая в книгах, записывают со слов взрослых, затем оформляют книжки – малышки.

Очень важно научить диалогу. Диалог – первая ступень развития связной речи ученика.

Примеры формирования диалогической речи:

1) обучение пониманию вопроса;
2) составление ответа на него;
3) обучение постановке вопроса;
4) участие в драматизациях.

Игра «Журналисты».

Тех, кто хочет побыть в роли героев произведения, приглашаем сесть под дерево мудрости (макет дерева). Остальные дети журналисты.
Задача «журналистов» – задать интересный, необычный вопрос героям.
Задача «героев» произведения – дать полный, хороший ответ.

Игра «Философский стол».

– Во все времена философы собирались вместе и рассуждали о жизни, пытались открыть законы, по которым должны жить люди. А теперь представьте себе, что все вы – философы. Ваша цель: поговорить о произведении и выразить свои мысли.

Литературное чтение. Д.Мамин-Сибиряк.  «Емеля – охотник».

Примерные вопросы:

– Почему произведение называется «Емеля – охотник»?
– Какие чувства возникли у вас при чтении?
– Почему Емеля не выполнил просьбу Гришутки? Прав ли он?
– Почему внук не обиделся на деда, а понял его поступок?
– Почему, рассказывал о Емеле, о том, как он преследовал оленя, писатель вводит картины природы?

Чтобы научить детей распределять внимание между содержанием произведения и формой я использую такие приемы:

1) свободный диктант;
2) членение текста на предложения, выделяя законченные мысли и ограничивая интонацию;
3) построение полного объема ответа развернутого  или развернутого высказывания, его точное формулирование, использование предложений различного типа;
4) дополнение предложения другим, логически связанным;
5) составление высказывания по опорным словам, опорным вопросам;
6) придумывание небольшого рассказа с соблюдением логики развития сюжета;
7) составление рассказа о случаях из собственной жизни по аналогии с прочитанным или предложенным учителем;
8) определение основной мысли  текста, деление его на части, озаглавливание;
9) воспроизведение текста по плану, по вопросам, по началу (середине, концу);
10) пересказ, близкий к тексту, сжатый;
11) ответ по плану;
12) рисование словесной картинки с использованием слов, объединенных ситуативно;
13) нахождение в тексте предложений, не подходящих по смыслу, дополнение части, которой не хватает в тексте;
14) письмо герою произведения дать оценку его поступкам (А.И.Куприн «Белый пудель» – письмо Сергею);
15) иллюстрация к произведению и рассказ по своей иллюстрации;
16) серия рисунков к одному произведению (в виде фильма) с последующим «озвучиванием»;
17) составление рассказов по схемам. Например: весна, осень;
18) написание мини – сочинения по схемам.

Для развития речи учащихся важно использовать некоторые приемы работы над предложением:

1) распространение;
2) дополнение неоконченных предложений;
3) изменение порядка слов;
4) восстановление деформированного;
5) составление предложений по аналогии;
6) составление ответа на вопрос.

Работа второй год над темой: «Развитие речи младших школьников», я вижу, что мои ученики стали более легко и свободно говорить, отстаивать свою точку зрения, высказывать свои мысли устно и письменно. На уроке чаще звучат монологические ответы, размышления, начинающиеся со слов: «Я думаю …», «Я считаю …», «Я не согласен …». Появились интересные темы творческих работ, например, «Сказка о тучке», «Жалобы старых ботинок», «О чем рассказала крыша», «Художник – мороз и другие». Развитие речи в начальной школе не может ограничиться простым пересказом текста, ответами на вопросы, а требует постановки перед учащимися  таких задач, которые связаны с активной творческой работой над текстом, с формированием сложных речевых умений.

Хочу закончить свою работу  словами К.Д. Ушинского: «Дар слова … развивается не иначе как от упражнений … Развить в детях дар слова – значит, … развить в них логичность мышления … Привычка к нему… дает возможность учащемуся учить урок логически, т. е. находить в нем главную мысль, привязывать к ней второстепенную, схватить самую систему изложения, а не заучивать фразы и слова».