Одним из показателей уровня культуры человека, мышления, интеллекта является его речь. Речь – это канал развития интеллекта. Чем раньше будет освоен язык, тем полнее будут усваиваться знания. Одна из главных задач начальной школы, на мой взгляд, научить детей мыслить, рассуждать, а размышляет лишь тот, кто умеет говорить.
В настоящее время установлены общие тенденции речевого развития школьников, обоснована идея развития речи на межпредметном уровне, вскрыты проблемы речевого общения, определены возможные пути формирования языковой компетенции школьников, предоставлен анализ монологической и диалогической форм речевого высказывания, выявлены психологические особенности формирования устной и письменной речи младших школьников.
Когда-то К.Д.Ушинский писал: «Главным результатом учения в малолетней школе должно быть умственное их (детей) развитие: умение выражать свои мысли словесно и отчасти письменно, охота к учению, и чистая детская нравственность».
Не секрет, что от успешности развития речи во многом зависит качество дальнейшего воспитания и обучения школьников. Главные требования к речи: содержательность, логичность, ясность, точность. И условия речевой деятельности: наличие материала для высказывания, потребность в высказывании, владение средствами языка.
В чем я вижу повышение эффективности урока для развития речи?
Во-первых, это целенаправленность. С целью обогащения словесного запаса можно использовать нестандартное начало урока:
а) назови слова близкие (противоположные) по значению;
1 класс. Русский язык. Игра «Сочиняем наоборот».
Жил был маленький мальчуган Толик – …
громадный старик Анатолий.
Он был добрый и никогда не дергал девочек за
косички – Он был злой и всегда дергал бабушек
за косички.
Он был очень аккуратный и мыл руки перед едой –
Он был жутким неряхой и пачкал руки после еды.
Сам гладил брюки – Сам мял чужие брюки.
Любил животных и старался накормить бездомных
собак – Ненавидел животных и старался отобрать
пищу у домашних животных.
Вечером Толик пришел домой, разделся и уснул –
Утром Анатолий вышел из дома, оделся и проснулся.
2 класс. Литературное чтение. Л.Н.Толстой «Прыжок».
Грамматические задания.
Найти в тексте слова и выражения, близкие по смыслу данным:
Разбился насмерть – вдребезги
Очень испугались – замерли от страха
Сильно разозлился – раззадориться
б) найти «лишнее» слово (дети должны выделить сходства, различия, что обосновывают связным высказыванием).
Русский язык. 2 класс.
Из разряда словарных слов найди «лишнее»: акын,
Казахстан, искусство, айтыс, дежурный, помидор,
президент. Дети выделяют:
Казахстан – имя собственное, а остальные
нарицательные существительные;
дежурный – может быть одновременно вне
предложения или существительным, или
прилагательным;
Литературное чтение. 2 класс.
М.Пришвин. «Ребята и утята».
Болото – уточка – шапка – кузня – прохожий – школа.
Исключи лишнее слово. Почему ты так думаешь?
в) назови новое слово, поменяв порядок букв;
В каких значениях употребляются одинаково звучащие слова: ключ, коса, кран;
2 класс. Литературное чтение. В.Бианки. «Купание медвежат».
Хозяин лесной
Просыпается весной.
А зимой под снежный вой
Спит в избушке ледяной.
Дети придумывают свою загадку.
Житель лесной,
Лохматый большой.
Просыпается весной
Ходит в шубе меховой.
Разгадывание кроссвордов, анаграмм, ребусов, шарад.
Во-вторых, продуманность отбора материала. Если содержания всех упражнений подчинены одной теме – это позволит обогатить словарный запас детей. Обязательно для развития речи 4учащихся необходимо вводить пословицы, поговорки, крылатые выражения, так как они являются строительным материалом русского языка.
Знание пословиц и поговорок обогащает детей, делает их более внимательными к слову, языку, развивает память.
Заостряю внимание детей на том, что знать пословицы, поговорки, учить их, вовремя и, кстати, употреблять в речи для точного выражения мысли – большое дело. И всему этому надо учиться.
На уроках литературного чтения (1 класс) тексты соотнесены с пословицами и поговорками, отражающими основную мысль произведения: Кто родителей почитает, тот вовек не погибает (рассказ Л.Н.Толстого «Старый дед и внучек»); На языке медок, а на уме ледок (сказка «Лиса и тетерев»).
К произведениям даны несколько пословиц, поэтому отбираю для работы пословицы в соответствии с возможностями класса.
Основная работа с пословицами – это раскрытие
их смысла, прямого и переносного. Разбираем с
детьми смысл пословицы: Труд кормит, а лень
портит. Ребята говорят: «Тот, кто работает, тот
трудиться. Кто не хочет трудиться, тот начинает
жить нечестно. Лень портит человека». Раскрываем,
смысл пословицы Снег надует – хлеба прибудет.
Дети отвечают: «Большой урожай будет, если
выпадет много снега. Снег укроет посевы
озимых от вымерзания, а весной на поле будет
много влаги. Поэтому хлебороб получит хороший
урожай.
Приведу некоторые виды работ с пословицами.
Перечитать пословицы и ответить, что можно узнать из пословиц о прошлом. Какие качества ценились в народе? Вместе с учащимися отмечаем: пословицы расширяют знание о прошлом нашей Родины, о жизни людей, в пословицах всегда выражались преданность и любовь к Родине, умение дружить, трудиться, говорить о том, что надо быть смелым, честным, скромным, добрым, надо любить своих мать и отца. Провожу соревнования на знание пословиц. Распределяю между тремя рядами учащихся пословицы. Их нужно самостоятельно прочитать и определить, на какую они тему, подвожу итог.
Ученик из первого ряда читает начало пословицы,
ученик из второго ряда заканчивает ее, а
ученик из третьего ряда раскрывает смысл этой
пословицы. Провожу викторины о пословицах.
Назови пословицы, чтобы в них были числа семь и
один.
- Семеро одного не ждут.
- Семь раз отмерь, один раз отрежь.
- Семь бед – один ответ.
- Семеро с ложкой, один с сошкой.
Практическую работу с пословицами провожу по всем предметам, дети собирают пословицы, отыскивая в книгах, записывают со слов взрослых, затем оформляют книжки – малышки.
Очень важно научить диалогу. Диалог – первая ступень развития связной речи ученика.
Примеры формирования диалогической речи:
1) обучение пониманию вопроса;
2) составление ответа на него;
3) обучение постановке вопроса;
4) участие в драматизациях.
Игра «Журналисты».
Тех, кто хочет побыть в роли героев
произведения, приглашаем сесть под дерево
мудрости (макет дерева). Остальные дети
журналисты.
Задача «журналистов» – задать интересный,
необычный вопрос героям.
Задача «героев» произведения – дать полный,
хороший ответ.
Игра «Философский стол».
– Во все времена философы собирались вместе и рассуждали о жизни, пытались открыть законы, по которым должны жить люди. А теперь представьте себе, что все вы – философы. Ваша цель: поговорить о произведении и выразить свои мысли.
Литературное чтение. Д.Мамин-Сибиряк. «Емеля – охотник».
Примерные вопросы:
– Почему произведение называется «Емеля –
охотник»?
– Какие чувства возникли у вас при чтении?
– Почему Емеля не выполнил просьбу Гришутки?
Прав ли он?
– Почему внук не обиделся на деда, а понял его
поступок?
– Почему, рассказывал о Емеле, о том, как он
преследовал оленя, писатель вводит картины
природы?
Чтобы научить детей распределять внимание между содержанием произведения и формой я использую такие приемы:
1) свободный диктант;
2) членение текста на предложения, выделяя
законченные мысли и ограничивая интонацию;
3) построение полного объема ответа
развернутого или развернутого высказывания,
его точное формулирование, использование
предложений различного типа;
4) дополнение предложения другим, логически
связанным;
5) составление высказывания по опорным словам,
опорным вопросам;
6) придумывание небольшого рассказа с
соблюдением логики развития сюжета;
7) составление рассказа о случаях из собственной
жизни по аналогии с прочитанным или предложенным
учителем;
8) определение основной мысли текста, деление
его на части, озаглавливание;
9) воспроизведение текста по плану, по вопросам,
по началу (середине, концу);
10) пересказ, близкий к тексту, сжатый;
11) ответ по плану;
12) рисование словесной картинки с использованием
слов, объединенных ситуативно;
13) нахождение в тексте предложений, не подходящих
по смыслу, дополнение части, которой не хватает в
тексте;
14) письмо герою произведения дать оценку его
поступкам (А.И.Куприн «Белый пудель» – письмо
Сергею);
15) иллюстрация к произведению и рассказ по своей
иллюстрации;
16) серия рисунков к одному произведению (в виде
фильма) с последующим «озвучиванием»;
17) составление рассказов по схемам. Например:
весна, осень;
18) написание мини – сочинения по схемам.
Для развития речи учащихся важно использовать некоторые приемы работы над предложением:
1) распространение;
2) дополнение неоконченных предложений;
3) изменение порядка слов;
4) восстановление деформированного;
5) составление предложений по аналогии;
6) составление ответа на вопрос.
Работа второй год над темой: «Развитие речи младших школьников», я вижу, что мои ученики стали более легко и свободно говорить, отстаивать свою точку зрения, высказывать свои мысли устно и письменно. На уроке чаще звучат монологические ответы, размышления, начинающиеся со слов: «Я думаю …», «Я считаю …», «Я не согласен …». Появились интересные темы творческих работ, например, «Сказка о тучке», «Жалобы старых ботинок», «О чем рассказала крыша», «Художник – мороз и другие». Развитие речи в начальной школе не может ограничиться простым пересказом текста, ответами на вопросы, а требует постановки перед учащимися таких задач, которые связаны с активной творческой работой над текстом, с формированием сложных речевых умений.
Хочу закончить свою работу словами К.Д. Ушинского: «Дар слова … развивается не иначе как от упражнений … Развить в детях дар слова – значит, … развить в них логичность мышления … Привычка к нему… дает возможность учащемуся учить урок логически, т. е. находить в нем главную мысль, привязывать к ней второстепенную, схватить самую систему изложения, а не заучивать фразы и слова».