Урок по теме "Согласные звуки". Урок-проект "Бурзян – райский уголок природы"

Разделы: Русский язык


Класс: 5.

Продолжительность учебного занятия: 45 минут.

Тип учебного занятия: урок-проект.

Цели урока:

1. Образовательные:

  • дать понятие о согласных звуках; усвоение знаний в их системе;
  • повторение материала по начальному классу.

2. Развивающие:

  • развитие умения логически излагать свои мысли, используя литературный язык;
  • работать над развитием речи, расширением кругозора, познавательного интереса, умением выделять главное, сравнивать, обобщать;
  • формирование навыков контроля и самоконтроля, познавательной деятельности в коллективе и сотрудничества в решении поисковых задач;
  • развитие навыков работы в коллективе, совместной работы по сбору, накоплению информации, осуществлению проекта.

3. Воспитательные:

  • воспитание любви к родному краю;
  • воспитание любви к русскому языку;
  • воспитание сознательной дисциплины;
  • дать установку на подготовку учащихся к жизни в современном обществе.

Оборудование урока:

  • Компьютер, проектор, экран, раздаточный материал.
  • На рабочем столе учащихся: учебник, тетради, ручки и карандаши.

Методы контроля учебной деятельности на данном уроке:

  • Устный и письменный.
  • Фронтальный, групповой, индивидуальный.
  • Итог по теме.

Ход учебного занятия

1. Организационный этап.

Подготовка учащихся к работе на уроке.

Взаимное приветствие учителя и учащихся.

Опрос отсутствующих.

Учитель объявляет цели и задачи урока, тему и план проекта урока.

План урока-проекта.

  1. Организационный этап.
  2. Этап проверки домашнего задания.
  3. Объяснение новой темы.
  4. Закрепление.
  5. Этап информации учащихся о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.
  6. Творческий этап. Защита проекта.
  7. Подведение итогов урока.

2. Этап проверки домашнего задания.

Правильно вставьте вместо звуков буквы:

[А]бед, [а]гурец, в[а]прос, м[а]трац, в[а]рона, к[ъ]л[а]кольчик, м[ъ]л [а]ток, крыж[о]вник.

Словарный диктант.

Этот, эта, эти, эхо, этаж, многоэтажный, поэтому. Жесть, шерсть, цех, цепь, центр, шефство, шефствовать. Белый, вес, весь, ветер, дело, тело, мелом, ответ, вместе, двести, верно.

Проверьте работы и вставьте себе оценки.

Проверка теоретического материала об ударных и безударных гласных.

3. Этап объяснения новой темы.

Звучит под мелодию курая стихотворение Бориса Федорова.

О Бурзяне с сыновьей любовью…

Автор стихотворения Борис Федоров

Что рассказать Вам о Бурзяне?
Леса и горы как в тумане.
Такая дивная краса,
Как будто сами небеса
Сошли сюда и так остались,
И нам, живущим здесь, достались,
От века и до наших дней…
Не знаю я Земли милей.
Здесь красоту ценить умели,
О ней веками песни пели.
Они, как птицы, вдаль летели
Над берегами Агидели.
Неслись мелодии Курая
Из края в край, не зная края.
Пришелец, посмотри внимательно,
Здесь то, чего нельзя отнять,
Бурзян любить не обязательно,
Сумей его хотя б понять.
Всего того, что ныне снова
Мы начинаем постигать.
И дальше … в прошлое шагать…
Вот Акбузат пронесся мимо,
Какой полет, какая грива,
Как будто с неба он сошёл
И в Шульган – таш к себе ушёл.
Урал- батыр, Сакмар, Шульган,
Но тут вторым на поле боя
Явился Каракулумбет,
Он опоздал и славы нет.
Осталась зависть, сердце гложет,
Никто ему уже не поможет,
Решил Бабсака он убить,
И род его весь погубить.

Бабсак убит, вздохнули горы…
Не долго ждали молодца,
Кусяк родился, весь в отца,
Подрос, как с силою собрался,
За все с убийцей рассчитался.
Но был Кусяк не одинок,
Найти убийц ему помог
С него пошёл бурзянский род…
Я тоже родом из Бурзяна
И говорю об этом прямо,
Не надо мне судьбы иной,
Навеки я душой с тобой.
Спасибо, горные вершины,
Спасибо, светлые долины…

- О чем говорится в стихотворении? Беседа о Бурзянском районе.

4-й этап.

А) Ребята откройте тетради. Напишите сегодняшнее число.

Девятое ноября.

Классная работа.

Тема урока: Согласные звуки.

Смысловая тема: «Бурзян - райский уголок природы»

Опрос учащихся (повторение по начальному классу):

- Что вы знаете о согласных звуках?

- Каких согласных мы называем звонкими, а каких – глухими?

- Как мы их определяем?

  1. Произносим согласных звуков, упр. 86, стр. 56 по учебнику.
  2. Проверим правило, приставив ладонь к горлу. При произнесении каких согласных голосовые связки дрожат (значит, есть голос), а когда не дрожат (голоса нет, а есть только шум)?
  3. Произнесите звонкие и глухие согласные: [б] - [п], [в]- [ф], [г]- [к], [д]-[т], [ж] -[ш], [з]-[с].
  4. Назовите на каждую пару звуков слова, начинающихся с этих звуков. Примеры выписываем из стихотворения.

Б) Выпишите словосочетания с данными словами из текста.

Дивная краса, песни пели, над берегами Агидели, мелодии Курая, из края в край, вздохнули горы, горные вершины, светлые долины.

Задание: выделить звонкие и глухие согласные в данных словосочетаниях.

Выводы:

  • Согласных звуков (фонем) в русском языке 36. Большинство из них образует пары по твердости – мягкости.
  • Согласные звуки различаются по звонкости-глухости. Звонкие согласные образуются с участием голоса, а глухие без голоса, только с помощью шума.

Запомните!

Трудные согласные звуки.

- Какие же это звуки?

В башкирском языке нет губно-зубных звуков [в] и [ф], есть губно-губной звук [w]:ваҡыт[w]аҡыт.

Поэтому часто путают звуки [б] и [в], [п] и [ф]. В башкирском языке отсутствуют звуки [ч'], [ц], [ш'], поэтому часто путают звуки [ц] и [с]; [ч'], [ш'] и [ш].

Посмотрите на таблицу.

Вывод.

5. Домашнее задание.

Ознакомиться теоретическим материалом по § 9, Упр.88., стр.57, произнесите слова и выражения, подготовьтесь к словарному диктанту по данному тексту.

Написать сочинение о родном крае.

6. Физкультминутка.

Мишка видел вещий сон:
Мишка вылез из берлоги,
Огляделся на пороге. (Выходим из - за парт. Повороты влево и вправо.)
Потянулся он со сна. (Потягивание – руки вверх.)
К нам опять пришла зима.
Чтоб скорей набраться сил,
Головой медведь крутил. (Вращение головой)
Наклонился взад-вперед, (Наклоны вперед-назад)
По лесу медведь идет,
Этот мишка ищет мед.
Он голодный, невеселый.
Где живут лесные пчелы? (Ходьба на месте)
То направо повернется,
То налево поглядит.
Где здесь рой пчелиный вьется?
Кто среди кустов жужжит? (Повороты направо, налево)

7-й этап. Развитие речи.

1) А лесные дикие пчелы жужжат в Бурзянском районе.

Посмотрим слайды.

Информация к размышлению.

Башкирская пчела – бурзянка.

Пчелиная семья насчитывает до 50-80 тысяч особей. Для каждой семьи сооружается искусственное жилье – улей.

Самым интересным обитателем Бурзянского заповедника является дикая пчела. Зовут ее бурзянкой.

Бурзянка чуть ли не на месяц раньше своих домашних сородичей начинает облет. Заканчивает она сбор меда гораздо позже их.

Круглый год семья дикой пчелы живет в одном месте, где-нибудь в дупле дерева. Там она и зимует, питаясь запасенным медом.

Первоначально люди лишь собирали готовый мед, потом они научились выдалбливать в стволе дерева искусственное дупло (борть) и сажать туда рой.

Борть (спец.) - улей в дупле или выдолбленном чурбане; бортничество – лесное пчеловодство, добыча меда диких пчел. Заниматься бортничеством.

2) Вторая достопримечательность Бурзянского района - Капово пещера, или пещера Шульган- таш.

А) Бурзян – край заповедный.

На территории района расположены два заповедника: Башкирский государственный заповедник и заповедник «Шульганташ». Последний носит название палеолитической пещеры.

Русское название пещеры, где находили приют древние люди «Каповая». Этот памятник природы притягивает к себе большое количество туристов. Туристы сплавляются в основном по реке Белой. « О входе в пещеру я думал менее всего и был поражен всего более, увидев роскошный высокий грот с изящными изгибами линий...», - так начинается описание Каповой, сделанное почти 100 лет назад оренбургским исследователем Ф. Симоном.

Ассиметричная арка шириной почти 40 м. и высотой 22 м - великолепный по очертанию портал, способный ошеломить воображение.

В Каповой – 2250 м подземных ходов, 9 залов, множество гротов, 3 воронки, подземная река, два озера, несколько «окон» в стенах залов и коридоров.

Пещера состоит из трех этажей. Нижний—заполненный водой, по которому протекает Шульганка, уходящая под землю в 4-х км севернее пещеры и снова появляющаяся у входа. Средний—с огромными залами, прозрачным озером и верхний, расположенный на высоте около 40 м над уровнем реки Белой.

Но самое драгоценное – это рисунки первобытных людей. На стенах пещеры изображены дикие лошади, мамонты и др.

На территории заповедника в 1997 году организован государственный заказник «Золотая Борть».

8. Говорение.

Что еще вы могли бы сказать о Бурзянском районе?

(Сообщения учащихся).

9. Подведение итогов.

Я очень довольна вами, ребята, что прекрасно знаете об одном из прекрасных уголков нашей республики – о своем родном крае. Для развития нашей республики, дорогие ребята, нужны образованные и воспитанные люди. Я надеюсь, вы станете организаторами туризма, который недавно открыл свою большую работу в нашем районе, руководителями и тружениками различных направлений экономики нашего района.

Обратите внимание на экран. Вы видите пчелиный рой на сотах.

Издавна пчелиный рой ассоциировался у башкир с трудолюбивым народом. Об этом много упоминается в фольклоре, в песнях, в стихотворениях поэтов, в художественных произведениях.

Слово «иләү» - «пчелиный рой» происходит от слова «ил» - «страна».

Есть у башкир пословица «Иле ныҡтың биле ныҡ». По- русски это означает «Крепкая страна крепко стоит на ногах».

Силу дружбы и единства показал 2007 год - год единства Башкортостана и России.

А ячейкой государства является семья. Не быть крепкому государству без крепкой семьи. Поэтому 2008 год объявлен в России Годом Семьи. А в нашей Республике этот год – Год Республики.

А страна неотделим от молодежи и поэтому, 2009 год, назван Годом социальной поддержки и развития молодежных инициатив. А наше будущее – это вы, дорогие учащиеся. Я надеюсь и верю вам, что вы станете достойными продолжателями нашего будущего.

Я желаю Вам всем огромного счастья, крепкого здоровья, семейного благополучия, дружбы и терпимости.

Я всем благодарна за урок. Всем, кто активно участвовал на уроке, ставлю – «5».

10. Домашнее задание (5 этап)

Урок окончен. До свидания.

Приложение