Цель обучения – научить обходиться без учителя.
Элберт Хаббард.
Тема учебного занятия: Скорость химических реакций. Факторы, влияющие на скорость химической реакции.
Методическая цель: внедрение инновационных технологий обучения студентов.
Образовательные цели: актуализировать и углубить знания студентов о скорости химической реакции, о факторах, влияющих на скорость химической реакции; обучать умению осуществлять планомерный поиск ответов на поставленные вопросы нетрадиционными способами; обучать отстаивать свою точку зрения, опираясь на логические доводы.
Развивающие: развивать навыки публичного выступления, способности анализировать, выделять главное, обобщать и делать выводы; развивать умение адекватно оценивать и критически осмысливать аргументы оппонента; развивать мыслительные навыки студентов, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни; формировать профессиональные компетенции и критическое мышление будущего специалиста.
Воспитательные: совершенствовать навыки общения; прививать студентам интерес к своей будущей специальности, к учебной дисциплине; позиционировать эффективность коллективной работы; воспитывать дружелюбие, взаимопонимание, поддержку и стремление оказывать помощь друг другу.
Формируемые компетенции.
1. Ключевые компетенции:
1.1. Учебно-познавательные:
- умение ставить познавательные задачи, цели;
- анализировать;
- формулировать выводы;
- умение использовать имеющиеся знания по химии в стандартных и нестандартных ситуациях.
1.2. Компетенции личностного самосовершенствования:
- формирование культуры мышления и поведения;
- освоение различных видов деятельности в рамках саморазвития.
1.3. Информационные компетенции:
- овладевание навыками работы с учебным раздаточным материалом;
- самостоятельный поиск, извлечение, систематизация, анализ и представление необходимой информации согласно поставленной задаче.
1.4. Коммуникативные компетенции:
- навыки работы в группе;
- уважение иной точки зрения;
- умение ценить совместную работу;
- умение выступать перед аудиторией;
- умение аргументировано доказывать свою точку зрения;
- умение корректно вести учебный диалог.
2. Профессиональные компетенции:
- умение работать в команде, строить отношения с партнёрами;
- умение проявлять инициативу и предприимчивость;
- владение химической терминологией, умение вести деловую беседу грамотно и корректно;
- творческий подход к делу, решению конкретных вопросов, производственных задач, проблем.
Тип учебного занятия: урок обучения умениям и навыкам нетрадиционного решения поставленных задач.
Вид занятия: урок-диалог.
Технология: технология развитие критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП).
Технологические приёмы: «синквейн», «кластер», «бортовой журнал», «Кубик Блума», «ключевые слова», «шесть шляп мышления».
Методы обучения: словесный, объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый, диалогический метод (работа в парах), работа в малых группах.
Наглядные пособия и раздаточный материал: бланки с учебными текстами по теме (Приложение 2), «Кубик Блума», «шесть шляп мышления».
ХОД ЗАНЯТИЯ
Структура занятия
Время (мин.) | 3-5 | 10-15 | 50-55 | 10-15 |
№ элемента | 1 | 2 | 3 | 4 |
№ элемента |
Элементы занятия, описательная характеристика |
Методы и приемы обучения |
1. Организационная стадия 2. Стадия вызова |
Приветствие, эмоциональный
настрой студентов на активную работу. Этап актуализации субъектного опыта студентов. Студенты получают задание написать синквейн по одному из понятий химии, связанному с темой занятия (Озвучивается тема). Для формулировки цели занятия на доске создается кластер, в центре которого ключевое понятие темы (Озвучиваются цели занятия) |
Словесный метод
Словесные методы Синквейн, работа в парах (Приложение 1) «Кластер» (Приложение 1) |
3. Стадия осмысления
4. Стадия рефлексии, дебрифенга |
Оформление бортового журнала,
организация деятельности в рабочих группах,
участники которых получают тексты по четырем
основным разделам темы согласно числу групп: 1) Понятие о скорости химических реакций (Приложение 2). 2) Влияние температуры и поверхности соприкосновения реагирующих веществ на скорость химической реакции; 3) Влияние концентрации и природы реагирующих веществ на скорость химической реакции 4) Влияние катализаторов на скорость химической реакции (Группы знакомятся с учебным текстом, обсуждают материал, по ходу работы заполняют бортовой журнал, консультируя друг друга. Далее результаты работы транслируются перед аудиторией.) Этап решения задач реконструктивно-вариативного типа. Применение кубика Блума в рамках оперативного контроля. Этап инструктирования о выполнении домашнего задания Студентам необходимо дооформить бортовой журнал (опираясь не материал §5.1 учебника [3]; ответить на вопросы 1-3 учебника [3] с. 86. Этап решения задач творческого типа, (контроль сформированности умений и навыков) Студентам предлагается несколько ключевых понятий темы объединить в текст. «Примеряем шляпы» – студенты высказывают шесть точек зрения, соотнесенных с определенным заданием. Подводятся итоги занятия, оценивается работа студентов. |
«Бортовой журнал» (Приложение 1), работа в малых группах, частично-поисковый метод.
Словесные методы
Кубик Блума
Ключевые слова
Шесть шляп мышления |
Список литературы:
- Турик Л.А. Педагогические технологии в теории и практике: учебное пособие-Ростов н/Д:Феникс,2009.-281(Сердце отдаю детям).
- Габриелян О. С., Лысова Г. Г., Введенская А. Г. Настольная книга учителя. Химия 11 класс: В 2 частях. Часть 1. Методическое пособие. – М.: Дрофа, 2003. – с. 192-216.
- Богомолова И.В. «Неорганическая химия: учебное пособие – М.:АЛЬФА – М: ИНФРА-М, 2009. – 336 с.("ПРОФИль")