Цель урока:
углубить, систематизировать, обобщить знания учащихся по теме: “Политическая система”.Задачи урока
:- образовательная : дать общую, целостную характеристику политической сферы как системы взаимосвязанных и взаимодействующих элементов, показать их комплексное воздействие на окружающую среду и комплексное реагирование на происходящие в ней изменения;
- развивающая : способствовать развитию у обучающихся навыков исследовательской работы, умения аргументировать свою точку зрения; обобщать, систематизировать полученные знания;
- воспитательная : способствовать воспитанию у обучающихся осознанного отношения к своим правам; формированию активной гражданской позиции.
Тип урока:
урок-исследование.Оборудование:
учебник Человек и общество: Учеб. пособие по обществознанию./ Под ред. Л. Н. Боголюбова, А. Ю. Лазебниковой. – М.: Просвещение, 2006г., часть 2;ПК, интерактивная доска, рабочие листы для обучающихся.ХОД УРОКА
I. Вступительное слово учителя.
Ребята! Эпиграфом к нашему уроку я взяла слова Д. Голсуорси (приложение 1, Слайд № 2) не случайно. Нам с вами сегодня необходимо исследовать политическую систему общества. Давайте попытаемся совместными усилиями сформулировать цель и задачи, которые нам необходимо решить на этом уроке (приложение 1, Слайд № 3). Подсказкой для вас будет план урока. Если у обучающихся данное задание вызовет затруднения, можно обратиться к вступительной части учебного исследования (приложение 1, Слайд № 4). Определив цель и задачи исследования, нам необходимо определить средства их достижения, т.е. цели (приложение 1, Слайд № 5).Перед вами лежат рабочие листы, с которыми вам необходимо работать во время урока. (Приложение 2).
II. Изучение нового материала.
Обратимся к основной части исследования, рассмотрим первый пункт план.
Определим само понятие “политическая система” (приложение 1, Слайд № 6).
Политическая система - это совокупность элементов, участвующих в политическом процессе в конкретном обществе. Обучающиеся заполняют свои рабочие листы.
Задание № 1.
Определите элементы политической системы, используя материал учебника (§ 21, стр.245); заполните таблицу “Структура политической системы” в рабочем листе. Одного из обучающихся учитель приглашает поработать с учебником за ПК. Ему необходимо заполнить данную таблицу в презентации (приложение 1, Слайд № 7).Как вы думаете, какова роль политической системы в жизни общества?
Задание № 2. Установите соответствие между названием и сущностью функции, выполняемых политической системой (приложение 1, Слайд № 8).
Можно использовать прием, описанный выше: обучающиеся выполняют это задание на рабочем листе, а один из обучающихся выполняет его за компьютером, затем правильность выполнения задания проверяется совместно.Подчеркнув важность выполняемых политической системой функций, учитель объясняет обучающимся механизм взаимодействия политической системы с окружающей средой (приложение 1, Слайд № 9).
История человечества знает о существовании множества видов политических систем. Обратимся к таблице “Типология политических систем”.
Задание № 3. Определите классификационный признак данных политических систем (приложение 1, Слайды № 10-15). Обучающимся для выполнения данного задания дается 2-3 минуты. Учитель совместно с обучающимися проверяет правильность выполнения данного задания.
Приступаем к рассмотрению второго пункта плана.
Как вы думаете, какой институт политической системы является главным? Почему? Свою точку зрения аргументируйте.
Сегодня у ученых нет однозначного ответа на вопрос: “Как возник этот общественный институт – государство?”. Множество точек зрения ученых получили отражение в теориях происхождения государства. Давайте вспомним некоторые из них.
Задание № 4.
Охарактеризуйте каждую из перечисленных теорий (приложение 1, Слайд № 16).Задание № 5.
Определите две основные функции, выполняемые государством (приложение 1, Слайд № 17). Функции, выполняемые государством разнообразны, проанализируем их.Задание № 6. Используя материал учебника (§21, стр. 246), заполните таблицу “Классификация функций государства” (в рабочем листе (приложение 1, Слайд №18).
Рассмотрим третий пункт плана.
Давайте вспомним понятие “политический режим” (приложение 1, Слайд 19). Какие виды политических режимов вам известны? Вашему вниманию на рабочем листе представлена сравнительная характеристика политических режимов.
Задание № 7. Ознакомьтесь с содержанием таблицы и определите типы политических режимов.
Проанализируйте основные черты тоталитарной и авторитарной политических систем.Задание № 8. П
рочитайте отрывок из документа русского философа Ивана Александровича Ильина.О каком политическом режиме говорит автор? Свою точку зрения аргументируйте, подтвердив цитатой из документа (приложение 1, Слайд № 20).
Задание № 9.
Какие общие черты имеют антидемократически режимы?Итак, мы подошли к заключительной части нашего исследования.
Задание № 10. Нам необходимо сформулировать главные выводы нашего исследования с опорой на основные пункты плана урока (приложение 1, Слайд № 21).
III. Заключительное слово учителя. Комментированное домашнее задание (приложение 1, Слайд № 22).:
- § 21;
- письменно сравнить демократический и антидемократический режимы;
- написать эссе на тему:
“Можно ли назвать демократией режим вседозволенности (нет запретов, разрешено делать все, что угодно)?”.
Выставление оценок. Подведение итогов урока.
IV. Рефлексия.
Обучающимся предлагается письменно ответить на следующие вопросы.
1. Твое отношение к уроку (подчеркнуть):
А) отличный, интересный, захватывающий;
Б) хороший, содержательный, заставляющий
работать;
В) нормальный, обычный;
Г) скучный, работал без интереса.
2. Каковы были главные мысли, идеи
урока?
______________________________________________
3. Какие виды деятельности показались
тебе новыми и интересными?
_____________________________________________
4. Комфортно ли ты чувствовал(а) себя на
уроке?
_____________________________________________
5. Имеют ли для тебя практическую
ценность полученные знания?
____________________________________________