Цели урока:
- Образовательная
Оборудование: карточки для индивидуальной работы, таблица, компьютер.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Самопроверка домашнего задания, упр. 258.
(На доску спроектированы слова:
Вплотную, вслепую, впустую, вручную, врукопашную.
Начисто, наглухо. Наудалую. Зачастую. Впервые. Втайне. Поэтому, потому.
На дом, на совесть, на память. На днях. По памяти, по совести.).
III. Повторение.
1. Фронтальный опрос по теме “Наречие”.
– Дать определение наречия.
– На какие группы делятся наречия по значению?
– Как образуются наречия?
– Когда не с наречиями на -о, -е пишется слитно, когда раздельно?
– Когда в наречиях пишется дефис?
2. Словарный диктант.
Досыта, смолоду, сослепу, подолгу, неподалёку, за границу, за город, в насмешку, на цыпочках, до смерти, насмерть, на лету, на ходу, с разбегу, вмиг, на скаку, на дом, на совесть, насилу, с ходу, надвое, по двое.
В это время у доски по карточкам работают три ученика.
Задание: объяснить написание слов:
- (по) видимому
(по) немецки
(еле) еле
(по) товарищески
(во) первых
(давным) давно
(кое) где - (по) прежнему
(по) русски
(волей) неволей
(по) пластунски
(во) вторых
(мало) помалу
(куда) либо - Объяснить причины разного написания слов, звучащих совершенно одинаково:
С начала урока и до конца его вы, ребята, должны быть внимательны.
Сначала подумай, потом говори.
IV. Объяснение нового материала.
1. Работа с текстом (на доске).
Мише (на) глаза попалась записка (,) оставле (н, нн)ая Костей:
“Еш картошку на печьке”. Он вынул карандаш и (что сделал?)…
Учащиеся исправляют ошибки в тексте записки, проговаривая предложение …
и исправил ошибку в глаголе -ЕШЬ и в слове печка есть сочетание ЧК, в котором
ь не пишется.
Учитель: На доске написан отрывок из произведения И.Ликстанова “Малышок”, и автор заканчивает его так: “… вернул слову ешь мягкий знак, сбежавший в слово печка, поставил отметку “2” и снял котелок с печурки”.
И.Ликстанов пишет с шуткой об ошибках Кости, который из-за войны не успел стать грамотным, зато работать уже умел как взрослый. Но и грамотным каждому человеку не мешает быть.
2. Работа по таблице.
– Вспомним, у каких частей речи на конце после шипящих пишется ь.
– Заполним таблицу:
Часть речи | Ь пишется | Ь не пишется |
Существительное | ||
Прилагательное | – – – – – – – – – – – – – – – – | |
Глагол | – – – – – – – – – – – – – – – | |
Наречие |
Перед заполнением последней строчки провести словарную работу:
темень сплошь, навзничь ляг.
3. Чтение учителем стихотворения “Исключение из правил” Я.Козловского.
Задание: Сформулируйте на основе этого стихотворения правило о правописании мягкого знака после щипящих на конце наречий.
Известно, что после шипящих,
В конце наречия стоящих,
Как правило
Мы пишем мягкий знак.
К примеру:
“Темень сплошь”.
К примеру:
“Навзничь ляг”.
А если кто запамятовал всё ж,
Напомню,
пока точки не поставил,
Что случай: “уж, замуж, невтерпёж”
Есть исключение из правил.
4. Работа с учебником:
Знакомство с правилом о мягком знаке после шипящих на конце наречий
§ 44 стр. 120
5. Выборочный диктант.
Из предложений выписать слова с ь после шипящих или без ь
после шипящих
(в 2 столбика).
а) Нева всю ночь
Рвалася к морю против бури –
Не одолев их буйной дури …
И спорить стало ей невмочь.
(А.Пушкин)б) Меж виноградных лоз нагорный ключ
От мирного аула недалёко
Бежал по камням, светел и гремуч.
Небес восточных голубое око
Гляделось в нём; и плавал жаркий луч
В его волне студёной и глубокой.
(М.Лермонтов)в) За часом час уходит прочь.
Мелькает свет и тень.
Звезда над речкой – значит, ночь.
А солнце – значит, день.
(Н.Рубцов)г) Обыкновенный памятник войны –
Разбитый дом …
Стою один. Мне чудится, что снова
Вдруг настежь двери – и поспешно вдруг
Вбегает сорванец белоголовый,
Твой сын – малыш и мой забавный друг …
Стою один.
(А.Чепуров).
V. Тренировочное упражнение.
Упр. 263 – списать, обозначая изученную орфограмму.
VI. Игра “Шарада”.
На доску вывешивается плакат, на котором записаны слова – части шарад:
след, пар, опыт, ус, газ, вал, ель, пас, оно, порт, пол, оса, сень, док, ор,
лад, марка, мышь, вес, як, точка.
Кто составит за 2 минуты больше слов – шарад – тот победитель.
Подведение итогов. Вручение приза.
VII. Подведение итогов урока. Выставление оценок.
VIII. Задание на дом: § 44 упр. 272.