Урок 1-2.
Цели:
- Сформировать знания у учащихся об особенностях строения земноводных как первых наземных позвоночных, обитающих в водной и воздушной среде, их многообразии, приспособленности к среде обитания;
- Познакомить учащихся с особенностями и значением различных земноводных.
- Продолжить формирование навыков работы с учебной литературой - умением составлять опорные конспекты и таблицы.
- Воспитывать уважительное отношение к представителям фауны нашей страны и Республики Саха (Якутия).
1 урок.
I. Актуализация знаний. 1 слайд
Отгадайте загадки:
И в лесу мы и в болоте,
Нас всегда везде найдете,
На поляне, на опушке
Мы зеленые :
- Под берегом сидит Тарас,
Кричать горазд.
- Каких животных относят к земноводным?
- Чем интересны эти животные?
Обсуждение, выявление предварительных знаний по теме.
Цель урока : 2 слайд
II. Изучение нового.
1. Сообщение учителя 3 - 6 слайды
- Земноводные, или амфибии (Amphibia) - первые позвоночные, перешедшие от водного к наземному образу жизни. Земноводные могут подолгу находиться вне водной среды, однако вода им требуется для размножения. Пройдя метаморфоз, личинки земноводных утрачивают сходство с рыбами и становятся взрослыми амфибиями.
- Земноводные могут дышать при помощи лёгких, кожи и жабр. Лёгочное дыхание осуществляется через ноздри, защищённые от проникновения воды особыми клапанами.
- Пониженное давление, необходимое для вдоха, создаётся, в отличие от высших позвоночных, движением горла.
- Важную роль играет кожное дыхание, необходимая для дыхания влажность кожи поддерживается слизистыми железами.
- Жабры имеются у всех земноводных в личиночной стадии, во взрослом состоянии сохраняются у водных хвостатых амфибий.
- Современные земноводные - остатки некогда процветавшего класса. Амфибии произошли от кистепёрых рыб - рипидистий. Древнейшие земноводные - ихтиостеги - известны с верхнего девона. Эти животные метровой длины имели боковую линию, хвост с плавником, но их конечности и пояса конечностей были построены по типу наземных животных. Скорее всего, ихтиостеги жили в воде, не покидая её надолго.
- Ихтиостега, лантанозух, мастодонзавр
- Вторая ветвь - лиссамфибии - дала начало трём современным отрядам земноводных: безногим, хвостатым и бесхвостым, а также нескольким ископаемым группам. Современных амфибий около 4200 видов.
- Верхний палеозой - время расцвета амфибий. В это время появляются такие гиганты-хищники, как мастодонзавр, длина тела которого достигала 5 м. В триасе разнообразие земноводных резко сократилось и лишь в кайнозое наступило время их второго относительного расцвета.
- Остатки батрахозавра
2. Самостоятельная работа 7 слайд
- Изучить параграф 24 п. "Общая характеристика"
- Заполнить опорный конспект (ОК) (Приложение 1)
Распечатанные листы ОК раздаются учащимся заранее перед началом урока.
3. Проверка опорного конспекта, корректировка 8 - 14 слайды
- Амфибии - это животные, приспособленные к жизни и на суше, и в воде. Появились 350 млн лет назад.
- Отделы тела - голова, туловище, конечности.
- Дыхание - легкие (кислородом воздуха), кожа (кислородом, растворенным в воде)
- Кровеносная система - 2 круга кровообращения, сердце - 3 камеры.
- Температура тела - непостоянная, зависит от окружающей среды -> активны в теплое время года. Понижение темп-ры -> оцепенение.
- Размножение: раздельнополые, оплодотворение внутреннее или наружное. В воде. Развитие с превращением: икра -> личинка (головастик) -> взрослое животное.
- Среда обитания - суша, вода
- На суше - во взрослом состоянии.
- В воде - размножение, рост, развитие.
Черты приспособленности земноводных к среде обитания
- На суше:
- Кожа влажная, голая, покрыта слизистой пленкой, обеспечивает кожное дыхание
- Парные конечности
- Легкие
- Органы зрения (глаза защищены веками) и слуха
- В воде:
- Кожа голая, покрыта слизью
- Наличие плавательной перепонки между пальцами как приспособление к передвижению в воде
- Размножение и развитие личинки (головастика) возможно только в воде
- Многообразие видов - 4 тыс
Почему Земноводные самый малочисленный класс позвоночных?
Обсуждение, вывод: большая зависимость от условий окружающей среды.
4. Классификация земноводных 15 - 16 слайды
5. Отряд безногие 17 - 18 слайды
6. Отряд хвостатые 19 - 21 слайды
7. Отряд бесхвостые 22 - 29 слайды
8. Значение земноводных 30 - 32 слайды
9. Самостоятельная работа - заполнение таблицы 33 слайд
III. Домашнее задание: параграф 24, продолжить заполнение таблицы 34 слайд
2 урок. 35 слайд
Цель: проверить, откорректировать и закрепить знания учащихся об особенностях строения, жизнедеятельности и многообразия земноводных
- Тест с последующей взаимопроверкой. 36 - 37 слайды
- Фронтальный опрос. 38 - 40 слайды
- Самостоятельная работа (тесты, проблемные вопросы, биологические задачи)
- Домашнее задание: параграф 24, творческое задание: кроссворд, ребусы по теме; подготовить сообщение о земноводных Республики Саха (Якутия) 41 слайд
Из перечисленных особенностей выберите те, которые характерны для земноводных (Приложение 2)
Литература
- Учебник под ред. Латюшина В.В., Шапкина В. А. Биология 7 класс
- www.biology.ru