Практикум по решению задач на тему "Уравнение состояния идеального газа"

Разделы: Физика


Вид урока: урок обобщения и систематизации знаний

Тип урока: комбинированный урок с использованием ИКТ.

Цель урока: систематизация знаний по теме «Уравнение состояния идеального газа».

Задачи урока:

  • Познавательные:  проверить освоение экспериментального метода научного познания. Овладеть понятием «идеальный газ» и установлением зависимости между давлением, объемом и температурой в уравнении состояния идеального газа. Умение воспринимать и перерабатывать учебную информацию.
  • Воспитательные:  выработать позитивную мотивацию к получению знаний. Воспитывать любознательность, аккуратность, потребность к знанию. Воспитывать умение работать в группе, уважать мнение товарища и аргументировать свое мнение.
  • Развивающие:  развивать логическое мышление, умение сравнивать результаты экспериментов. Развивать интерес к предмету. Выработка критериев самооценки знаний. Развитие памяти.

Материально-техническое оснащение урока:

  • Комплект приборов для выполнения экспериментального задания
    • цилиндр переменного объема
    • манометр демонстрационный
    • емкость с холодной водой для установки сильфона
    • емкость с горячей водой для установки сильфона
    • термометр (от 0 – 100о С)
  • Дидактический материал
    • лист индивидуального задания
    • экспериментальное задание по карте – 2 шт.
    • разноуровневые практические задания – 15 шт.
    • справочный материал – 15 шт.
    • лист контроля – 15 шт.
    • табличка на магнитах с физическими терминами, величинами и формулами
  • Технические средства обучения
    • компьютер;
    • мультимедийный проектор
    • экран
    • магнитная доска
    • калькулятор
  • Программное обеспечение
    • презентация с тестом выполнена на основе программы МS  Power Point c помощью текстового редактора MS Word,
    • редактора формул MS Equation.

План урока

Время

Этап урока

Деятельность преподавателя

Деятельность учащихся

1'

1. Организационный момент. Постановка учебных задач, целей и мотивов деятельности учащихся. Проверяю готовность учащихся к уроку. Распределяю справочный (таблицы с постоянными физическими величинами) и раздаточный материал (Приложение 1, Приложение 2, Приложение 3, Приложение 4, Приложение 5, Приложение 6). Готовятся к уроку и подписывают «Рабочий лист» на 2 варианта. (Приложение 1).

13'

2. Проверка усвоения теоретического материала по теме.  Вызываю к доске трех учащихся. Одного - для проверки домашней расчетной задачи на «4 -5 баллов», а следующих – для выполнения экспериментальной задачи «Проверка уравнения состояния идеального газа». Первый учащийся готовится к ответу (Приложение 2), а остальные выполняют эксперимент и производят расчеты с помощью калькулятора на  проверку уравнения состояния идеального газа. Готовятся к ответу, пользуясь планом (Приложение 3).
 Параллельно организую группу на повторение материала, т.е. провожу фронтальный опрос по вопросам из (Приложение 4). Отвечают на вопросы преподавателя.
Учащимся у доски предлагаю отвечать по очередности. Все слушают ответ и заполняют по желанию 1 и 2 пункты «Рабочего листа».

10'

3. Обобщение и систематизация знаний. Задаю вопрос: кто справился с домашней экспериментальной задачей на «4-5»?
Вызываю учащегося воспроизвести ее на доске
Задаю учащимся вопросы, относящиеся к задаче.
Отвечают
Решает и отвечает на вопросы к задаче (Приложение 5).
Отвечают
Задаю вопрос: кто справился с домашней экспериментальной задачей на «3»?
Предлагаю решение записать в «рабочий лист»
Задаю вопросы к задаче.
Поднимают руку
Записывают, отвечают (Приложение 5).

15'

4. Закрепление практических навыков. Предлагаю познакомиться с содержанием первой расчетной задачей  (Приложение 6)
Кратко комментирую готовое решение 1 и 2 варианта.
Читают.
Разбираются в решении.
Даю задание решить 2-ю и 3-ю задачу из «рабочего листа». Решают задачи своего варианта.

3'

5. Закрепление учебного материала Демонстрирую слайды теста на экране. (Приложение 7)
По желанию учащихся  раздаю бумажный вариант теста. (Приложение 8)
Отвечают.  Код правильных ответов заносят в рамку «рабочего листа». Обмениваются листами. Проверяют по ответам и оценивают работу соседа по парте.

2'

6. Подведение итогов урока. Анализирую работу учащихся на уроке.
Выставляю оценки в журнал.
Собираю рабочие листы и раздаточный материал.
Отвечают на вопросы
Слушают.
Сдают карточки.

1'

7. Заключительный этап урока. Завершаю урок. Учащиеся покидают кабинет.