Цели урока:
- познакомить с числом и цифрой 6,с получением числа 6: упражнять в написании цифры 6;
- совершенствовать вычислительные навыки;
- закрепить знание геометрических фигур;
- развивать математическую речь, внимание, память, мышление; интерес к предмету.
Тип урока: изучение нового материала.
Оборудование: таблица “Цифра 6”, числовые “домики”, набор геометрических фигур, карточки с цифрами и математическими знаками, счётные палочки, цифровой веер, картинки насекомых, географическая карта, герои сказки “Репка”.
Ход урока
I. Организационный момент
Мы пришли сюда учиться,
Не лениться, а трудиться.
Работаем старательно,
Слушаем внимательно (дети хором).
II. Актуализация опорных знаний
1. Фронтальная работа
а) Разминка “Кто знает, пусть дальше называет ”
- Осень, а за ней что?
- Зима, а за ней что?
- Сколько месяцев в году?
- Сколько дней в неделе?
- Какой сегодня день недели?
- Какой был вчера?
- Какой будет завтра?
- Назовите четвёртый день недели, пятый.
б) Устный счёт
- Счёт от 1 до 10, прямой и обратный (хором).
- Счёт до 20, прямой (“цепочкой”).
в) Игра “Заселяем домики”
Работа с “ числовыми домиками”. Повторить состав чисел 4 и 5. Ученики показывают ответ с помощью цифрового веера.
- Где расположим эти домики на улице Чисел? (На чётной стороне – дом под номером 4, на нечётной – под номером 5)
2. Построение дома из геометрических фигур .
Один ученик работает у доски, остальные учащиеся - на местах.
- Из каких геометрических фигур вы построили дом? (Треугольник, прямоугольник, квадрат, забор - пятиугольник)
- Покажите треугольник, сколько у него сторон, углов вершин?
- Покажите фигуру, у которой больше всего углов. Сколько у неё углов? (5)
- Как называют такую фигуру? (Многоугольник, пятиугольник)
. - Сегодня мы построили новый дом. Как вы думаете, кто в нём будет жить?
- Под каким номером будет этот дом? На какой стороне улицы расположим этот дом? (На чётной)
- Кто догадался, чему будет посвящён наш урок математики?
III. Формулировка темы и целей урока учащимися
IV. “Открытие” нового знания
1. Работа с числовым отрезком
- Обратите внимание на числовой луч. Что вы заметили необычного?
- С какими цифрами перевёрнуты карточки? Покажите (показ ответов с помощью цифрового “веера”).
- Покажите самое маленькое число. (1)
- Назовите числа от 2 до 5; от 4 до 1.
- Покажите соседей числа 4; 2.
- Какое число идёт при счёте за числом 1; 3.
- Назовите самое большое число, которое мы изучили (5)
- Определите закономерность расположения чисел на числовом луче (Каждое последующее число больше предыдущего на один).
- Можем ли мы продолжить числовой луч?
- В какую сторону будем шагать? Сколько шагов надо сделать, чтобы отметить следующее число?
- На сколько оно будет больше пяти? (На один)
- Какое это число? (6)
- Почему вы так думаете? Проверим.
2. Получение числа 6
- Положите перед собой столько палочек, сколько их на наборном полотне.
Один ученик работает у доски: комментирует и демонстрирует, остальные учащиеся - на местах.
- Сколько палочек вы положили? (5)
- Добавьте ещё одну палочку.
- Какую по счёту палочку вы положили? (Шестую)
- Сколько всего стало палочек? (6)
- Какой цифрой мы обозначим число 6?
Ученики находят цифру 6, выставляют на наборном полотне.
- Как получили 6?
На доске и на индивидуальных наборных полотнах записываем: 5+1=6
- Сколько у вас сейчас палочек? (6)
- Добавьте ещё одну. Сколько стало палочек? (7)
- Как получили 7? Как это записать? (6+1=7)
- Как на числовом луче отметим числа 6 и 7?
- Сравните числа 5 и 6, 6 и 7. (Ученики сравнивают числа с опорой на числовой луч)
- Как записать, что 5 меньше 6; 6 больше 5 ; 6 меньше 7? (Выставляют карточки на наборном полотне)
- Уберите от семи палочек одну. Сколько палочек осталось? (6)
- Как получили :? Как это записать? (7-1=6)
- Когда отнимаем, получаем больше или меньше? На сколько 6 меньше 7? (На один)
- Постройте из 6 палочек ломаную линию.
Один ученик строит ломаную линию на доске, остальные у себя на партах.
- Какая линия у вас получилась? (Незамкнутая)
- Как построить замкнутую линию? (Соединить концы незамкнутой линии)
- Соедините. Какую фигуру образовала замкнутая линия? (Шестиугольник)
- Почему вы назвали эту фигуру шестиугольником?
- Какой предмет в доме может быть шестиугольным? (Окно)
- Украсим наш дом. Где расположим такое окно? (На чердаке)
- Под каким номером будет наш дом? (№ 6)
V. Физкультминутка
Поднимает руки класс - это раз.
Повернулась голова – это два.
Руки вниз, вперёд смотри – это три.
Руки в стороны пошире развернули на четыре.
С силой их к плечам прижали – это пять.
Всем ребятам тихо сесть – это шесть.
VI. Знакомство с цифрой 6
1. Отгадайте загадку:
В книге шесть листов простых,
А седьмой – золотой.
- Какие шесть листов простых, а седьмой золотой? (Дни недели.)
- Назовите эти дни по порядку.
- Какой по счёту день недели – суббота? (Шестой.)
2. Знакомство с цифрой 6
- Сегодня на уроке мы научимся писать цифру 6.
- На что похожа эта цифра? Нарисуйте.
Дети рисуют в блокнотах. Объясняют.
С.Я. Маршак написал о цифре шесть так:
“Цифра шесть – дверной замочек:
Сверху крюк, внизу кружочек” (Читает ученик)
- Изобразите шестёрку в виде замка.
- А Сережа нам покажет фокус. Какая это цифра?
Эта цифра – акробатка:
То шестёрка, то девятка.
3. Написание цифры 6.
- Пальчиковая гимнастика (растирание ладоней и пальцев рук).
- Рассмотреть таблицу “Цифра 6”.
- Из каких элементов состоит цифра 6?
- Показ образца написания цифры 6 учителем на доске с комментарием.
- Письмо в воздухе.
- Письмо на ладошке
- Письмо цифры 6 в тетради:
- по точкам;
- самостоятельно.
- Сравните с образцом. Поставьте точку под цифрой, которая вам больше всего понравилась.
VII. Закрепление
1. Что в нашей жизни связано с числом 6?
- Что в жизни бывает только 6?
- шесть материков (назвать, показать на карте);
- шесть лап у насекомых (показ картинок, на которых изображены оса, пчела. жук и т.п.; посчитать у них количество лапок).
- В каких сказках встречается число 6?
2. Инсценировка русской народной сказки “Репка”
В землю репка села крепко,
Одному не справиться.
И за старым дедом следом
Хвост длиннющий тянется.
Ребята показывают сказку в виде пантомимы
- Вы узнали сказку? Сколько героев к нам пришло? (5)
- Как вы узнали? (Посчитали)
- Все ли в сборе? Кого не хватает? (Мышки)
- Кто позовёт мышку? (Кошка зовёт мышку)
- Какой по счёту будет мышка? (Шестой)
- Сколько стало героев, когда прибежала мышка? (Шесть)
- Как получили шесть? (К 5+1=6)
- Героев стало больше или меньше, когда прибежала мышка? Почему?
- Поблагодарим наших артистов.
3. Работа по учебнику (с.48)
- Рассмотрите рисунок с геометрическими фигурами.
- Чего больше треугольников или квадратов? Почему?
- Сколько треугольников? Сколько квадратов?
- Что больше: 6 или 5? На сколько 6 больше 5?
- Что меньше: 5 или 6? На сколько 5 меньше 6?
Аналогично сравнивается количество квадратов и кругов.
- Найдите верхний рисунок на правой странице. Какое время показывают каждые часы?
4. Математический диктант.
- Запишите в тетрадь ряд чисел (под диктовку): 1, 3, 5, 2, 4, 6
- Обведите красным карандашом число, которое предшествует при счёте числу 3.
- Обведите синим карандашом два числа, между которыми в натуральном ряду стоит число 2.
- Обведите зелёным карандашом число, которое следует при счёте за числом 5
- Обведите красным карандашом число, которое предшествует при счёте числу 6.
- Сколько надо прибавить к 5, чтобы получилось 6? Подчеркните ответ жёлтым карандашом.
- Проверьте, так ли вы выполнили задание? (Открыть на доске образец выполнения)
- Кто справился без ошибок, может поставить в тетради на полях “+”
5 . Работа в тетради
Самостоятельная работа учащихся. Индивидуальная помощь учителя
№2
- Каждый рисунок соединить линией с соответствующей цифрой.
№3
- Соедините точки по линейке в порядке возрастания: 1 и 2, 2 и 3.
- Какие фигуры получились? Как одним словом можно назвать эти фигуры? (Многоугольники)
VIII. Итог урока.
- Какому числу был посвящён урок?
- Что нового узнали? Чему научились?
- С каким настроением заканчиваем урок? Давайте украсим наш дом цветами.
(Всё удалось, настроение хорошее - цветы яркие, из разноцветных магнии тиков)