Интегрированный урок в 3–4-х классах малокомплектной школы по изобразительному искусству. Рисование вороны с натуры. Художники-анималисты (3-й класс). Иллюстрирование басни И.Крылова "Ворона и лисица" (4-й класс)

Разделы: МХК и ИЗО

Класс: 4


3-й класс 4-й класс
Тема: рисование с натуры вороны. Художники-анималисты. Тема: иллюстрирование басни И. Крылова “Ворона и лисица”. Художники-анималисты.
Тип урока: интегрированный Тип урока: интегрированный
Цели урока: ознакомление с жанрами изобразительного искусства, творчеством художников-анималистов; учить рисовать ворону с натуры; формировать умения передавать анатомическое строение животных; развивать умения анализировать пропорции, очертания предметов, наблюдательность, внимание; обогащение и углубление знаний школьников о вороне: воспитание любви к животным.

Цели урока: продолжить знакомство с жанрами изобразительного искусства, творчеством художников-анималистов; формировать умения применять основные средства художественной выразительности в иллюстрациях к произведениям литературы; формировать умения передавать анатомическое строение животных; развивать зрительское восприятие, наблюдательность, внимание, логическое мышление; обогащение и углубление знаний школьников о вороне: воспитание любви к животным.

Оборудование:

Изобразительный ряд: чучело вороны, рисунок вороны, портреты художников-анималистов Репина, Серова, Ватагина и их репродукции картин; таблица последовательности рисования вороны.

Литературный ряд: загадки

Оборудование:

Изобразительный ряд: рисунок детей к басне И. Крылова “Ворона и лисица”, портреты художников-анималистов Репина, Серова, Ватагина и их репродукции картин.

Литературный ряд: басня И. Крылова “Ворона и лисица”, загадки.

Ход урока

Этапы урока Содержание урока (3-й класс) Содержание урока (4-й класс)
1. Организационный момент У: Поприветствуйте друг друга и пожелайте хорошего настроения и творческой плодотворной работы.
2. Постановка темы, целей урока. У: Для того чтобы узнать, что мы будем рисовать, отгадайте загадку? (Приложение. Показ слайда 1)

У: Чему мы должны научиться на уроке?

(Показ чучела вороны.)

У: Расскажите, что вы знаете про эту птицу.

(Ответы учащихся.)

У: К какому произведению относится эта иллюстрация и кто автор этого произведения? (Показ иллюстрации из басни А.Крылова “Ворона и лисица”.)

У. Кто может рассказать эту басню наизусть?

(Ученик читает наизусть басню.)

У: Какими чертами автор басни наделил ворону?

(Ответы учащихся.)

3. Вводная беседа. У: Изображения животных встречались ещё на стенах пещер, в рисунках и фресках на стенах строений древнейших времён. Этот жанр изобразительного искусства называют анималистическим, а художников, отдавших ему предпочтение, – анималистами (новые слова для запоминания вынести на доску в печатном варианте). Многие художники любили писать животных, восхищаясь их цветовой окраской, гибкими движениями, выразительностью силуэтов.

Животных изображали карандашом, красками, углём такие знаменитые русские художники, как Илья Репин, Валентин Серов, Василий Ватагин.

(Показ портретов художников.)

У: Обратите внимание на экран: “Примеры анималистического жанра”

(Показ рисунков росписи древних гробниц, наскальных рисунков, рисунки художников – анималистов.)

4. Педагогический рисунок. (Учитель объясняет последовательность рисования и показывает на образцах.)
5. Самостоятельная работа учащихся на компьютерах в программе пейнд. Рисуют ворону с натуры. Рисуют иллюстрацию к басне “Ворона и лисица”.
6. Физкультминутка (упражнения для глаз). Физкультминутка на экране. Следить глазами за движущимися предметами.
7. Самостоятельная работа учащихся в альбоме (карандаш). Рисуют ворону с натуры. Рисуют иллюстрацию к басне “Ворона и лисица”.
8. Обобщение изученного материала. У: С творчеством каких русских писателей познакомились?

У: Как называется жанр изобразительного искусства, когда художники изображают животных?

У: Как называют художников, которые изображают на своих рисунках животных?

9. Выставка рисунков.
Оценивание рисунков учащихся.
(Учитель выставляет оценки.)
10. Итог урока. Составьте цветок из лепестков (красный лепесток – урок понравился, коричневый лепесток – урок не понравился).

Презентация