Эпиграф урока:
... Чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всем красками радуги.
В.А.Сухомлинский
Цель урока:
- развитие речевых навыков учащихся,
- закрепление знаний о частях слова,
- обобщение раздела “Состав слова”,
- проявление заинтересованности к уроку,
- привитие дружбы, солидарности, положительных качеств у учащихся
Оборудование: интерактивная доска, компьютер, карточки, школьная сумка, матрешки.
Урок начинается с фронтального опроса в виде минутки поэзии:
1-й ученик: (Корень.)
– Я главнее всех на свете,
Без меня и слова нет,
Это знают сами дети,
Вот такой Вам мой секрет!
2-й ученик: (Основа.)
Нет, не слова делам основа,
Но все ж почетен слов удел.
Без окончания часть слова
Называется основа!
3-й ученик: (Приставка.)
Я – Приставка, я – Приставка,
Перед корнем я стою
И значенье придаю.
Если -при напишешь ты,
Это, значит, присоедини,
Если -пере не забудь
Переделать что-нибудь!
4-й ученик; (Суффикс.)
Суффикс -чик сказал друзьям:
Я большим уже не стану!
Палец-пальчик, заяц-зайчик.
Если вырасти я захочу,
-Чик в -ищ я превращу,
И тогда я получу
Заяц-зайчик и зайчище!
Друг-дружочек и дружище!
5-й ученик: (Окончание.)
В конце слова я стою,
Этим самым дорожу,
Ну, а если захотите,
От основы я уйду!
Если не будет ко мне уважения,
У Вас не получится и предложения!
Вступительное слово учителя.
Ребята! С начальных классов Вы учите наизусть стихи великих поэтов, например, А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова. Вы также знаете, что главным орудием любого поэта и писателя является Слово.
И сегодня мы узнаем о прелестях слова, обобщим свои знания по теме “Состав слова”, вернее, побываем на празднике слова. Поэтому наш урок называется “Праздник Слова”. (Запись на интерактивной доске и в тетрадях.)
К нам на урок пришел дедушка Словарь. Он расскажет нам сказку. (Презентация сказки проводится с помощью интерактивной доски.)
Жил-был корень. Звали его Воз. Стало ему скучно, и решил он путешествовать по свету. Идет и видит кого-то.
– Ты кто?
– Я – приставка.
– А как тебя зовут?
– Пере. А ты кто?
– Я – корень, зовут меня Воз. Давай дружить!
– Давай! Я встану впереди тебя, – говорит приставка.
– Ладно, – ответил корень
И получилось Перевоз. Идут они, видят, что к ним навстречу направляется кто-то.
– Ты кто? – спрашивают они.
– Я суффикс. Зовут меня Чик.
– Хочешь пойти с нами?
– Хочу.
– Ты встанешь после нас, – говорят они.
– Ладно, – отвечает суффикс.
Получилось слово Перевозчик. Стало им весело, решили спеть песенку про дружбу.
(Звучит песня “Вместе весело шагать по просторам”.)
Вдруг к ним идет навстречу кто-то.
– Ты кто?
– Я окончание, зовут меня И. Я хочу пойти вместе с Вами.
– Ладно, но ты будешь стоять в самом конце,– говорят они.
– Я согласен!
И получилось слово Перевозчики.
– Я забыл Вам сказать, что сегодня день рождения тетушки Основы. Давайте
поздравим ее,– сказал корень.
– Давайте, – ответили дружно они.
Но окончание вспомнило, что забыло выключить утюг, и побежало обратно домой. С тех пор тетушка Основа обиделась на окончание и не пускает его домой.
– Тут и сказочке конец,
А кто слушал –
Мо-ло-дец!
Учитель: Спасибо большое, дедушка Словарь! А теперь будьте гостем нашего урока! Ребята! Объясните суть этой сказки! (Рефлексия.)
Учитель: А теперь давайте поиграем!
1-я игра с куклой-марионеткой.
(На переднике куклы имеется надпись Вод. Кукла подбирает листочки, на листочках написаны части слова. Собирая листочки, учащиеся составляют слова и делают разбор по составу.)
Вод+ичк+а, вод+иц+а, без+вод+н+ый, вод+ян+ой, под+вод+н+ый
Маленький секрет: (на руках куклы-марионетки пришиты магниты, на обратной стороне листочков приклеены железные пластинки. Вся эта операция позволяет кукле без труда собирать листочки).
2-я игра с матрешкой.
На примере матрешки показать, как “раздевается” слово, т.е. обратить внимание на корень.
Например: учительница.
Слово учительница произошло от слова учитель, учитель – от слово учить, учить – от слова учи. Эта неделимая частица будет корнем.
(Запись на доске и в тетрадях.)
Учитель: К нам на урок пришел Незнайка. В его школьной сумке находятся задания, с которыми он не смог справиться. Давайте ему поможем!
1. Собери слово.
(Из отдельных частей слова надо собрать слова и сделать разбор) – запись на
доске и в тетрадях.
Вы+дум+ка, под+снеж+ник, танк+ист+ы, солн+ышк+о, вы+раст+и
2. Отгадай загадку.
Я у дуба,
Я у зуба,
Я у слов и у цветов.
Я упрятан в темноту,
Я не вверх, а вниз расту.
(Корень.)
Учитель: Надеюсь, мы помогли тебе , Незнайка! В следующий раз постарайся делать сам свои задания! А теперь будь гостем нашего урока! Ты увидишь, как отвечают наши ученики!
3-я игра с приставками (с применением видеоролика).
У казахов ак аже – это символ добра, материнства. И сегодня мы, используя приставки, опишем действия Ак аже (на компьютере имеется небольшой ролик, где показаны движения Ак аже).
Вы+шла, по+шла, со+шла, ото+шла, у+шла, за+шла, подо+шла и т.д.
Кроссворд.
(На каждом компьютере имеется презентация этого кроссворда, ученики работают самостоятельно. Затем проводится проверка ответов каждого ученика, используя при этом головной компьютер.)
По горизонтали:
- Часть слово, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов. (Приставка.)
- (Поспешишь – людей насмешишь. Что это? (Пословица.)
- ......... имеет законченную мысль. (Предложение.)
- В. Даль составил толковый......... (Словарь.)
- Порядок букв в определенном расположении. (Алфавит.)
По вертикали:
- Главная часть слова. (Корень.)
- Изменяемая часть слова, которая служит для связи слов в предложении. (Окончание.)
- Без окончания часть слова называется........ (Основа.)
- Из чего состоит предложение? (Слово.)
- В конце повествовательного предложения ставится....... (Точка.)
Заключительное слово учителя.
Сегодня мы с вами провели очень интересный урок – обобщение по разделу “Состав слова” Вы узнали, что герои сказки дедушки Словаря стали друзьями. Люди, как герои этой сказки, должны быть дружными. И вы, ребята, в классе должны быть дружными, всегда помогать друг –другу в трудную минуту. А теперь дедушка Словарь скажет нам свое пожелание:
Дружите друг с другом,
Как птица с небом,
Как травы с лугом,
Как ветер с морем,
Поля с дождями,
Как дружит солнце
Со всеми нами!
(В конце урока идет оценивание учащихся.)
Рефлексия. (Что нового вы узнали? Какие ощущения вы получили?)
Домашнее задание: написать эссе на тему “Дружба”, сделать словообразователный разбор 5 слов, использованных в эссе.