Цель. Воспитание в детях дисциплинированности, убеждение их в том, что причиной многих бед и трагедий является недисциплинированность.
Ход урока
I. Постановка учебной задачи.
В марте 1996 года в хозяйстве крестьянина села Каенлык у Минажева вспыхнул пожар. В это время дома находились только престарелая Мадина эби и семилетний мальчик Зиннур. Остальные были на работе. За считанные минуты “красный петух” охватил все придворные постройки – баню, амбар, сарай – и превратил их в горячий пепел. К счастью, огонь не дошел до самого дома и хоть он уцелел…
Приехавшие из районного центра специалисты в течение недели выясняли причину возникновения пожара, и пришли к такому выводу: пожар начался вследствие короткого замыкания проводов, неряшливо подвешенных в сарае.
Спустя неделю после этого трагического события, внук Зиннур раскрывает бабушке секрет возникновения пожара:
– Мне хотелось узнать: загорится ли сено, находящееся в сарае, от пламени простой спички.
– А почему же ты не рассказал об этом в тот же день? – возмутилась бабушка.
– Струсил, – признался мальчик.
– Ну и что? Понял хоть свою ошибку-то?
– Конечно, – просипел мальчик, – я больше не буду баловаться с огнем…
На это Мадина эби заметила, тяжело вздохнув:
– Хорошо, что хоть понял. Как говорится, “лучше поздно, чем никогда”…
Вопросы для обсуждения в группах:
– С какой стороны показал себя мальчик, балуясь спичками в сарае?
– Конечно же, с плохой!
– Как называют людей с плохим поведением?
– Недисциплинированными.
– А что означает: дисциплина, порядок?
– Дисциплина – это обязательное для всех членов какого-либо коллектива подчинение установленному порядку, правилам.
– Какие виды дисциплин вы могли бы назвать?
– Воинская, трудовая, школьная дисциплины.
– Взгляните-ка на классную комнату. Как стоят здесь парты, столы и другие вещи?
– В определенном, установленном порядке.
– Слово “порядок” происходит от слов “по ряду”, т.е. предполагает некоторую систему. Порядок означает следующее:
- Правильное, налаженное состояние, расположение чего-нибудь.
(Все в порядке – все так, как следует, благополучно.) - Последовательный ход чего-нибудь. (Рассказать все по порядку. Поставить что-нибудь в порядок дня. Решить вопросы в рабочем порядке. И т.д.)
- Правила, по которым совершается что-нибудь. Существующее устройство, режим чего-нибудь. (Порядок выборов в Госдуму. Порядок принятия экзаменов. Ввести новые порядки и т.д.)
- Военное построение. (Боевые порядки пехоты. Двигаться походным порядком.)
- Числовая характеристика той или иной величины. (Кривая второго порядка. Прошел путь порядка тысячи километров.)
- Область, сфера, к которой относится что-нибудь. (Явления одного порядка.)
- Слово “порядок” может применяться и в значениях междометия и утвердительной частицы. (Все так, все в порядке. В порядке вещей. Выступление в порядке самокритики и т.д.)…
– Что такое порог?
– Брус на полу в нижней части дверного проема (в нашем случае имеет переносный смысл): например, переступить порог дома, сидеть на пороге бани.
Учителем задаются вопросы учащимся на понимание сути этих слов.
Дополнения преподавателя:
а) Многие события в жизни начинаются как бы с порога. В таком случае это слово употребляется в переносном смысле. (Перешагнуть порог школы. Ступить на порог новой жизни.) Порог – это преддверие.
б) Есть и географическое значение этого слова: каменистое возвышение поперек речного вала, ускоряющее течение и затрудняющее судоходство. (Днепровские пороги, например.)
Какие пословицы, связанные со словами “порядок” и “порог” вы знаете?
– Порядок начинается с порога!
– Значит, о чем же мы будем говорить на сегодняшнем уроке?
– О порядке, дисциплине и о том, что это начинается с порога.
Самооценка.
II. Решение учебной задачи.
1-е задание. (Обсуждается в группах.)
– Психологи заметили, что в основном люди делятся на 3 типа: первые приходят домой, снимают с себя одежду, складывают ее и убирают на место; вторые приходят домой и снимают одежду, но не убирают ее, а бросают где попало; третьи приходят домой и вообще не переодеваются – так и ходят до самого сна в уличной и рабочей одежде. Понятно, что о порядке можно говорить только в первом случае. Приведите примеры дисциплинированных (высокоорганизованных) людей из прочитанной вами художественной литературы (сказок, рассказов, повестей, стихов и т.д.).
Ответы.
– Назовите высокодисциплинированных людей среди близких и родных? В чем они для вас являются примером для подражания, в отличие от других?
Ответы.
– Можно ли назвать дисциплинированными всех умных людей? Все ли умные люди бывают дисциплинированными?
Ответы.
– Почему одушевленные и неодушевленные предметы должны подчиняться определенному порядку? Например, воздушный, водный, железнодорожный транспорты и т.д.
Ответы.
– Исходя из вышесказанного, можно ли сделать выводы о необходимости дисциплины и порядка? Прежде всего, для кого нужен порядок и почему?
– Для человека, конечно же. Для сохранения его жизни и здоровья.
– Почему порядок, дисциплина должны начинаться именно с самого порога?
Ответы учащихся дополняются учителем.
Умный, дисциплинированный ученик показывает себя только с хорошей стороны и начинает вести себя примерно уже дома. Вовремя и старательно выполняет все домашние задания, чистит свою одежду и обувь, перед уходом из дома проверяет выключение всех кранов и выключателей (газ, свет, воду, окна, форточки, радио). Перешагнув за порог дома, он начинает выполнять и многие другие правила и порядок вещей, заведенных в обществе (правила дорожного движения, уважение к старшим и т.д.). Затем – школа. За ее порогом – свои правила и порядки, свои требования. Только соблюдающий все эти правила человек является дисциплинированным.
– Что может случиться, если порядок не будет начинаться с самого порога?
– Не будут выполняться все правила и нормы поведения людей, из-за чего появится неразбериха, хаос в их отношениях, в их действиях, в их работе. Например, если при уходе из дома останутся включенными свет, газовая плита, вода, то это может привести к пожару, потопу, взрыву газа.
– Каким требованиям должен отвечать дисциплинированный человек?
– Быть аккуратным, точным, обязательным и в словах и в делах, предусмотрительным, вежливым, уважительным, внимательным…
– Какие примеры недисциплинированности, неорганизованности, беспорядка в школьной жизни вы можете привести? Отчего они происходят и каковы пути их исправления?
Ответы.
Самооценка.
2-е задание. (Обсуждается в группах.)
– Что нужно предпринять, чтобы в школе царила сознательная дисциплинированность и разумный порядок?
Ответы.
Самооценка.
III. Рефлексия.
– Чему научились вы на этом уроке, что нового познали? Как дошли до понимания этих вопросов? Почему порядок, дисциплина должны начинаться с порога?
IV. Домашнее задание.
– Чем нравятся вам друзья, близкие и родные? Как помогает им дисциплинированность? Напишите об этом небольшое сочинение.