Методы психологического тренинга в школе

Разделы: Школьная психологическая служба


I. Методы психологического тренинга в школе (используемые в работе со старшеклассниками, с целью коррекции личностных трудностей и проблем).

  1. Название методики – сюжетная игра “Четыре королевства”.
  2. Цели (ожидаемый результат) – прояснение ценностно-смысловых установок участников тренинга, обсуждение и выработка ценностей, определяющих совместную деятельность группы.
  3. Задачи – определить и выбрать цели совместной работы; тренировка умения работать на общий результат группы.
  4. Контингент адресатов (возраст, проблема, случай) – подростки 12–14 лет, плохой психологический климат в классном коллективе, неумение и нежелание школьниками слушать и слышать друг друга, сглаживание межличностных конфликтов.
  5. В каком контексте тренинга может быть применена методика? – при постановке целей и задач работы группы.
  6. К какому из описанных методов относиться данная методика? – методы работы с конструируемыми событиями (метод группового решения проблем).
  7. Кто автор методики – авторская.

Описание методики

Время Описание методики Комментарии Вопросы для обсуждения
20 мин. Ведущий сообщает группе, что у участников сейчас будет возможность посоревноваться в скорости установления контакта с помощью рукопожатий с другими членами группы. То есть, каждый участник за ограниченное время (2–3 мин.) должен успеть поприветствовать рукопожатием как можно больше игроков. Количество рукопожатий необходимо считать. Через две-три минуты ведущий просит участников выстроиться в шеренгу таким образом, чтобы первым оказался участник, успевший сделать минимальное количество рукопожатий, а последним – наибольшее количество. Все остальные участники сами должны найти себе место в этой шеренге. Когда вся группа выстроится, выделяется четыре подгруппы:
  • подгруппа самых энергичных;
  • подгруппа – “золотая середина”;
  • подгруппа самых спокойных.

Образованным подгруппам сообщается, что каждая из них в новой игре будет представлять какое-либо “королевство”. Членам каждого “королевства” дается задание в течение 15 минут, используя только невербальные средства общения договориться друг с другом о названии их “королевства”, о том, кто будет им управлять, а также решить, какие законы будут действовать в королевстве. Через 15мин. все “королевства” приглашаются ведущим в круг, и каждое из них, по очереди и без слов, сообщает всем остальным о своем “королевстве”.

Эта игра помогает участникам оценить значимость консруктивного вербального общения, через преодоление исскуственно созданной фрустрирующей ситуации.

Ребята учатся работать на достижение общей цели, при этом, преодолевая трудности невербального общения, учатся адекватно оценивать умение слышать и слушать друг друга.

  1. Какие трудности возникли у участников при выполнении заданий?
  2. Что необходимо для согласованного достижения общего результата?
  3. Что мешает достижению общего результа?
  4. Как группа может противостоять тому, что мешает достижению общего результата?

II. Методы психологического тренинга в школе (используемые в работе со старшеклассниками, с целью коррекции личностных трудностей и проблем).

  1. Название методики – упражнение “Брачное объявление”.
  2. Цели (ожидаемый результат) – формирование навыков самовыражения (резюмирование).
  3. Задачи – предоставление возможности участникам: заявить о своей системе ценностей; конструктивно используя фантазию, заглянуть в будущее; лучше узнать друг друга.
  4. Контингент адресатов (возраст, проблема, случай) – старшеклассники 14–15 лет; заниженная самооценка, несформированность личностно значимых ценностей, обучение навыкам рефлексии; групповые занятия со старшеклассниками (познай себя и окружающих).
  5. В каком контексте тренинга может быть применена методика? – обучение приемам целеполагания и рефлексии.
  6. К какому из описанных методов относиться данная методика? – методы работы с конструируемыми событиями (метод символического самовыражения).
  7. Кто автор методики – автор М.Б. Савченко, методика модифицирована. Перед занятием участникам группы было дано домашнее задание, ознакомиться с текстами брачных объявлений, отметить особенности их составления. При работе с данной методикой и цели и структуру объявления участники составляют сами, а не получают в готовом виде.

Описание методики

Время Описание методики Комментарии Вопросы для обсуждения
20 мин. Предлагаю вам выполнить необычное упражнение – составить текст брачного объявления. Давайте, вместе определим, какова цель этого упражнения? (заслушиваются выступления учащихся, формулируются цели). Дома вам было предложено познакомиться с брачными объявлении, давайте вместе составим структуру такого объявления:
  • Физические данные (возраст, рост, вес);
  • Общие сведения (знак зодиака, привычки);
  • Социальный статус (образование, материальное обеспечение, работа);
  • Личностная характеристика (качества личности, черты характера, отношение к себе, к людям, увлечения);
  • Ожидание в выборе партнера.

Работать над текстом объявления нужно индивидуально. После составления я соберу их и буду зачитывать. Ваша задача – отгадать кому принадлежит брачное объявление. Начали – закончили.

Ведущий собирает и зачитывает объявление, а участники отгадывают.

Эпиграфом к занятию, на котором будет, использована эта методика, могут быть слова И.П.Павлова “Жизнь перестает привязывать к себе, как только исчезает цель”.

Это упражнение эффектив -ный инструмент, способству -ющий развитию рефлексии, навыков планирования и целеполагания, а также прием самовыражения.

Формулирование на первом этапе работы целей, настраивает на серьезную работу и конструирование самой структуры объявления, как реального отражения поставленных целей.

Зачитавание объявлений с целью узнать его автора, еще раз подтверждает насколько им внимательны и умеем видеть, понимать окружающих нас людей.

(Тем более, если группа несколько занятий работает вместе.)

  1. Что нового узнали о себе, о других участниках группы?
  2. Какие возникли трудности при выполнении упражнения?
  3. Чему научились, и какая информация стала полезной и для вас личностно значимой?
  4. Что запомнилось?

III. Методы психологического тренинга в школе (используемые в работе со старшеклассниками, с целью коррекции личностных трудностей и проблем).

  1. Название методики – ролевая игра “Конфликты “за” и “против”
  2. Цели (ожидаемый результат) – формирование навыков конструктивного выхода из конфликтных ситуаций.
  3. Задачи – информирование участников об исходах в конфликтных ситуациях; диагностирование типов поведения участников группы в конфликтных ситуациях (тест К. Томаса); моделирование выходов из предложенных конфликтных ситуаций;
  4. Контингент адресатов (возраст, проблема, случай) – старшеклассники, педагоги; проблемы межличностных отношений; разрешение конфликтных ситуаций.
  5. В каком контексте тренинга может быть применена методика? – при формировании навыков конструктивного общения, повышения школьной мотивации учащихся.
  6. К какому из описанных методов относиться данная методика? – методы работы со случающимися событиями (метод групповой рефлексии).
  7. Кто автор методики – авторская.

Описание методики

Время Описание методики Комментарии Вопросы для обсуждения
2,5 ч.
  1. Введение понятия конфликта.
  2. Информационная презентация об исходах конфликтных ситуациях (уход, сглаживание, компромисс, конфронтация, принуждение).
  3. Диагностика участников группы; определение типов поведения в конфликтных ситуациях.
  4. Объединение участников в группы по типу, поведения в конфликтной ситуации.
  5. Проигрывание конфликтных ситуаций.

(Участникам раздаются тексты ситуаций, бумага, маркеры. Предлагается смоделировать выход из конфликтной ситуации, используя вербальные и невербальные приемы. Обсуждение работы в группах Выступление представителей групп.)

6. Обсуждение выполнения задания.
7. Формулирование правил поведения в конфликте:

  • справедливого отношения к инициатору конфликта;
  • не расширяй предмет ссоры;
  • позитивной формулировки острой ситуации;
  • эмоциональной выдержки;
  • обезличенного спора.

8. Упражнение “Перевоплощение”.

Выберите любую вещь, которая нравится больше других. Вообразите себя этой вещью и расскажите от её лица (о её цвете, фактуре, функциональном предназначении, возрасте, чувствах, ощущениях). По кругу каждый участник по очереди представляет свой рассказ. Другие участники отгадывают, какая вещь загадана!

Небольшой по объему тест, равно как и блок теоретической информации позволяет сформировать представления о способах поведения в конфликтных ситуациях. Большая часть времени отводиться на проигрывание конфликтных ситуаций и моделирование выходов из них. В результате ролевой игры каждый имеет возможность видеть свои действия и действия других участников. Этот прием выбран не случайно, так как умения формируются при проживания события здесь и сейчас. При обсуждении концентрируется внимание участников на позициях, которые они занимали, выполняя те или иные роли. Это важно для адекватного оценивания конфликтной ситуации и формулирования правил. Занятие напряженное для снятия напряжения в конце занятия предлагается выполнить упражнение “Перевоплощение”, которое формирует навык детализа -ции, необходимый для эффективного переключения и концентрации внимания, и способствует поддержанию положительного фона, атмосферы творческого подъема.
  1. Определите понятие и действие “конфликт”?
  2. Что нового вы узнали на занятии?
  3. Нужной ли была полученная информация?
  4. Что вызывало затруднения?
  5. Можно ли при желании управлять своими эмоциями?
  6. Что было самого приятного?
  7. Что для вас совсем неприемлемо?

Примеры конфликтных ситуаций: Ситуация 1. (Учитель – ученик). Слайд 3.

Шел урок математики в X классе. У Павла Павловича было хорошее настроение: он опросил четверых ребят, ответы отличные и хорошие. Подойдя к доске, учитель хотел написать новую тему, как вдруг обнаружил шпаргалку: на раме классной доски были написаны все формулы тригонометрических преобразований.

Нет необходимости объяснять, что пережил педагог в эти минуты: гнев, обиду, возмущение нечестностью, в конечном счете – чувство отвращения и досады. Павла Павловича будто оскорбили. Он изменился в лице и сел за учительский стол, чтобы прийти в себя и решить, что предпринять ......

Ситуация 2. (Учитель – учитель.) Слайд 4.

Юрий Сергеевич был молодым, начинающим учителем. Он очень тщательно готовился к каждому уроку, настраивался, как артист перед выходом на сцену, и очень любил свои уроки. В этот злополучный день у него был урок в YIII классе. По задумке учителя урок должен был быть очень интересным: тема “История открытия периодического закона Д.И.Менделеева”.

Только Юрий Сергеевич, полный вдохновения, начал объяснение, как в дверь постучали: “Завуч собирает сводку об отсутствующих. Кого нет в классе?” Выяснили, кого нет.

Учитель начал снова, но его рассказ прервал очередной стук в дверь: “Сколько сегодня в вашем классе питающихся горячими завтраками?”

После очередного начала последовал очередной стук в дверь, который уже вызвал у ребят смех. На этот раз с объявлением пришла медсестра: зачитывался список тех, кто не был у зубного врача, и говорилось о санкциях по отношению к тем, кто этого не сделает завтра. После её ухода, за десять минут до конца урока вошла завуч зачитать изменения в расписании в связи с болезнью учителей. Далее Юрий Сергеевич, комкая, заканчивал объяснение...

Ситуация 3. (Учитель – родитель.) Слайд 5.

Клавдия Михайловна вызвала в школу маму Артема. Разговор состоялся в учительской во время перемены.

– Наталья Ивановна, вы совершенно перестали следить за сыном! – начала Клавдия Михайловна.
– То есть, как перестала следить? Дневник, тетради проверяю, по-моему, он приходит всегда в школу чистым, – попыталась возразить мать.
– Так что ж, выходит, что мы – учителя лжем вам и от нечего делать вызвали вас в школу?! – раздраженно продолжала учительница.
– А что собственно натворил сын? Он вообще мне все рассказывает.
– Он дерзит учителям, срывает уроки. Вот вчера безобразничал на уроке черчения, на литературе стрелял из рогатки...
– Вы знаете, Клавдия Михайловна, дома он мне не дерзит.
– Ну, значит, я лгу вам, – перебила её учительница. – Тогда мы с вами будем разговаривать в другом месте – у вас на работе: у администрации и в общественных организациях.
– А вы меня не пугайте этим, – зло и раздраженно, в свою очередь, ответила мать. – Артем плохо ведет себя на тех уроках, где неинтересно. Так что наведите сначала у себя порядок...
– А вы нам не делайте замечаний, лучше сына воспитывайте!
– А вы мне не грозите жалобами на работу, я тоже могу пожаловаться на школу в Департамент образования!
– В таком случае мне с вами больше не о чем разговаривать, – и Клавдия Михайловна повернулась к окну.

Мать Артема ушла, раздраженная, с глазами, полными слез. Полезного разговора не получилось...