I. Методы психологического тренинга в школе (используемые в работе со старшеклассниками, с целью коррекции личностных трудностей и проблем).
- Название методики
Описание методики
Время | Описание методики | Комментарии | Вопросы для обсуждения |
20 мин. | Ведущий сообщает группе, что у участников сейчас будет
возможность посоревноваться в скорости установления контакта с помощью
рукопожатий с другими членами группы. То есть, каждый участник за
ограниченное время (2–3 мин.) должен успеть поприветствовать рукопожатием
как можно больше игроков. Количество рукопожатий
необходимо считать. Через две-три минуты ведущий просит участников
выстроиться в шеренгу таким образом, чтобы первым оказался участник,
успевший сделать минимальное количество
рукопожатий, а последним – наибольшее количество. Все остальные
участники сами должны найти себе место в этой шеренге. Когда вся группа
выстроится, выделяется четыре подгруппы:
Образованным подгруппам сообщается, что каждая из них в новой игре будет представлять какое-либо “королевство”. Членам каждого “королевства” дается задание в течение 15 минут, используя только невербальные средства общения договориться друг с другом о названии их “королевства”, о том, кто будет им управлять, а также решить, какие законы будут действовать в королевстве. Через 15мин. все “королевства” приглашаются ведущим в круг, и каждое из них, по очереди и без слов, сообщает всем остальным о своем “королевстве”. |
Эта игра помогает участникам оценить значимость
консруктивного вербального общения, через преодоление исскуственно
созданной фрустрирующей ситуации.
Ребята учатся работать на достижение общей цели, при этом, преодолевая трудности невербального общения, учатся адекватно оценивать умение слышать и слушать друг друга. |
|
II. Методы психологического тренинга в школе (используемые в работе со старшеклассниками, с целью коррекции личностных трудностей и проблем).
- Название методики
Описание методики
Время | Описание методики | Комментарии | Вопросы для обсуждения |
20 мин. | Предлагаю вам выполнить необычное упражнение –
составить текст брачного объявления. Давайте, вместе определим, какова
цель этого упражнения? (заслушиваются выступления учащихся,
формулируются цели). Дома вам было предложено познакомиться с брачными
объявлении, давайте вместе составим структуру такого объявления:
Работать над текстом объявления нужно индивидуально. После составления я соберу их и буду зачитывать. Ваша задача – отгадать кому принадлежит брачное объявление. Начали – закончили. Ведущий собирает и зачитывает объявление, а участники отгадывают. |
Эпиграфом к занятию, на котором будет, использована эта
методика, могут быть слова И.П.Павлова “Жизнь перестает
привязывать к себе, как только исчезает цель”. Это упражнение эффектив -ный инструмент, способству -ющий развитию рефлексии, навыков планирования и целеполагания, а также прием самовыражения. Формулирование на первом этапе работы целей, настраивает на серьезную работу и конструирование самой структуры объявления, как реального отражения поставленных целей. Зачитавание объявлений с целью узнать его автора, еще раз подтверждает насколько им внимательны и умеем видеть, понимать окружающих нас людей. (Тем более, если группа несколько занятий работает вместе.) |
|
III. Методы психологического тренинга в школе (используемые в работе со старшеклассниками, с целью коррекции личностных трудностей и проблем).
- Название методики
Описание методики
Время | Описание методики | Комментарии | Вопросы для обсуждения |
2,5 ч. |
(Участникам раздаются тексты ситуаций, бумага, маркеры. Предлагается смоделировать выход из конфликтной ситуации, используя вербальные и невербальные приемы. Обсуждение работы в группах Выступление представителей групп.)
Выберите любую вещь, которая нравится больше других. Вообразите себя этой вещью и расскажите от её лица (о её цвете, фактуре, функциональном предназначении, возрасте, чувствах, ощущениях). По кругу каждый участник по очереди представляет свой рассказ. Другие участники отгадывают, какая вещь загадана! |
Небольшой по объему тест, равно как и блок теоретической информации позволяет сформировать представления о способах поведения в конфликтных ситуациях. Большая часть времени отводиться на проигрывание конфликтных ситуаций и моделирование выходов из них. В результате ролевой игры каждый имеет возможность видеть свои действия и действия других участников. Этот прием выбран не случайно, так как умения формируются при проживания события здесь и сейчас. При обсуждении концентрируется внимание участников на позициях, которые они занимали, выполняя те или иные роли. Это важно для адекватного оценивания конфликтной ситуации и формулирования правил. Занятие напряженное для снятия напряжения в конце занятия предлагается выполнить упражнение “Перевоплощение”, которое формирует навык детализа -ции, необходимый для эффективного переключения и концентрации внимания, и способствует поддержанию положительного фона, атмосферы творческого подъема. |
|
Примеры конфликтных ситуаций: Ситуация 1. (Учитель – ученик). Слайд 3.
Шел урок математики в X классе. У Павла Павловича было хорошее настроение: он опросил четверых ребят, ответы отличные и хорошие. Подойдя к доске, учитель хотел написать новую тему, как вдруг обнаружил шпаргалку: на раме классной доски были написаны все формулы тригонометрических преобразований.
Нет необходимости объяснять, что пережил педагог в эти минуты: гнев, обиду, возмущение нечестностью, в конечном счете – чувство отвращения и досады. Павла Павловича будто оскорбили. Он изменился в лице и сел за учительский стол, чтобы прийти в себя и решить, что предпринять ......
Ситуация 2. (Учитель – учитель.) Слайд 4.
Юрий Сергеевич был молодым, начинающим учителем. Он очень тщательно готовился к каждому уроку, настраивался, как артист перед выходом на сцену, и очень любил свои уроки. В этот злополучный день у него был урок в YIII классе. По задумке учителя урок должен был быть очень интересным: тема “История открытия периодического закона Д.И.Менделеева”.
Только Юрий Сергеевич, полный вдохновения, начал объяснение, как в дверь постучали: “Завуч собирает сводку об отсутствующих. Кого нет в классе?” Выяснили, кого нет.
Учитель начал снова, но его рассказ прервал очередной стук в дверь: “Сколько сегодня в вашем классе питающихся горячими завтраками?”
После очередного начала последовал очередной стук в дверь, который уже вызвал у ребят смех. На этот раз с объявлением пришла медсестра: зачитывался список тех, кто не был у зубного врача, и говорилось о санкциях по отношению к тем, кто этого не сделает завтра. После её ухода, за десять минут до конца урока вошла завуч зачитать изменения в расписании в связи с болезнью учителей. Далее Юрий Сергеевич, комкая, заканчивал объяснение...
Ситуация 3. (Учитель – родитель.) Слайд 5.
Клавдия Михайловна вызвала в школу маму Артема. Разговор состоялся в учительской во время перемены.
– Наталья Ивановна, вы совершенно перестали следить за
сыном! – начала Клавдия Михайловна.
– То есть, как перестала следить? Дневник, тетради
проверяю, по-моему, он приходит всегда в школу чистым, – попыталась возразить
мать.
– Так что ж, выходит, что мы – учителя лжем вам и от
нечего делать вызвали вас в школу?! – раздраженно продолжала учительница.
– А что собственно натворил сын? Он вообще мне все
рассказывает.
– Он дерзит учителям, срывает уроки. Вот вчера
безобразничал на уроке черчения, на литературе стрелял из рогатки...
– Вы знаете, Клавдия Михайловна, дома он мне не дерзит.
– Ну, значит, я лгу вам, – перебила её учительница. –
Тогда мы с вами будем разговаривать в другом месте – у вас на работе: у
администрации и в общественных организациях.
– А вы меня не пугайте этим, – зло и раздраженно, в свою
очередь, ответила мать. – Артем плохо ведет себя на тех уроках, где неинтересно.
Так что наведите сначала у себя порядок...
– А вы нам не делайте замечаний, лучше сына воспитывайте!
– А вы мне не грозите жалобами на работу, я тоже могу
пожаловаться на школу в Департамент образования!
– В таком случае мне с вами больше не о чем
разговаривать, – и Клавдия Михайловна повернулась к окну.
Мать Артема ушла, раздраженная, с глазами, полными слез. Полезного разговора не получилось...