Кризис, охвативший политическую, социально-экономическую и духовно-нравственную сферы жизни общества, обусловил появление негативных явлений в жизни нашего города. Падение жизненного уровня граждан, безработица, пьянство и, как следствие, распад семей, «сиротство детей при живых родителях», т.д. Стабилизировать и развивать образовательную, духовную и культурную жизнь людей, воздействовать на изменение структуры социальных ценностей и потребностей молодежи, остановить и предупредить отчуждение детей от родной земли (города), родного дома, от близких, разрушение межпоколенных связей. А также усилить на рынке труда конкурентоспособность молодежи, ориентацию детей на трудовую подготовку, на производительный труд, повлиять на выбор востребованных профессий можно, если будут решены проблемы образовательной системы в целом.
Общество на горьком опыте убедилось, что без духовно-нравственной составляющей личности (как специалиста-профессионала) разрушается государство, останавливается экономика, гибнет культура, вырождается наука, становятся бесполезными самые глубокие научные знания, самые новейшие технологии. В настоящее время наблюдается глубочайшее противоречие между возрастанием значимости одних профессий по принципу «престижности» и потребностью в высококвалифицированных специалистах, с одной стороны, и педагогической практикой воспитания, игнорированием самой проблемы раннего профориентационного воспитания с дошкольного возраста – с другой. И несущественные обращения к отдельным профессиям в «Программе обучения и воспитания в детском саду» (под ред. М.Васильевой и др.) – тому подтверждение. Очевидна потребность в совершенствовании и обновлении практики «взращивания» с дошкольного возраста личности, способной стать в будущем профессионалом своего дела на основе формирования представлений о том, что труд – это почетная обязанность каждого человека, живущего в нашем обществе.
Перед педагогами стоит очень сложная задача: с одной стороны так заинтересовать детей и познакомить с рядом профессий, которые будут не менее престижными, а с другой стороны приобщить к миру профессий таким образом, чтобы у детей было желание стать профессионалом в своем деле и остаться работать в родном городе на благо целого общества.
На протяжении ряда лет в систему знаний о труде взрослых включались представления о данном явлении в целом: о разных сферах трудовой деятельности (в промышленности, в сельском хозяйстве, строительстве, т.д.):
- о труде основных профессий (швея, хлебороб, педагог);
- об основных этапах и процессах создания продукции (постройка дома, выращивание хлеба, изготовление одежды);
- о взаимосвязи труда людей разных профессий.
Мы раскрывали качества людей, необходимые для успешной трудовой деятельности, а также значение труда каждого человека для всего общества. На основе знаний об отдельных профессиях знакомили с группами профессий, объединенных одним учреждением, функции которого доступны пониманию детей (ателье, почта). Вели планомерную работу по выделению содержание трудовых действий каждого работника (почтальон носит почту, портниха шьет одежду), у детей формировали представление о труде как о важной, жизненно необходимой и сложной деятельности, которой надо специально учиться. В предыдущих возрастных группах происходило накопление конкретных представлений о разных видах труда взрослых (в детском саду, в магазине, на строительстве, на почте, транспорте, в сельском хозяйстве) в определенной системе (название профессии, место работы, материал для труда, орудия труда, трудовые действия, результаты и польза труда). В старшей группе шло углубление и расширение знаний об этих видах трудовой деятельности взрослых, вводилось знакомство с трудом людей в промышленности, на строительстве, в сельском хозяйстве. Важное место в этом процессе занимали экскурсии, которые подготавливались заранее: намечалась основная цель, программные задачи, определялось содержание экскурсии, формулировались вопросы к детям.
Так с трудом строителей знакомили через экскурсии на стройку, в которой детям давали общее представление о широком строительстве в нашем городе. На повторных экскурсиях во время беседы знания детей конкретизировались и углублялись. Детей знакомили с основными этапами строительства 1-2 объектов ближайшего окружения (закладывается фундамент, возводятся стены, крыша, ведутся отделочные работы), разъясняли роль машин и механизмов в облегчении и ускорении труда строителей (с помощью подъемного крана строителя поднимают плиты, кирпичи и другие тяжелые предметы: экскаватор роет котлован). Обращали внимание детей на заботу строителей о хорошем качестве постройки. В заключительной беседе опирались на детский опыт, побуждая их рассказать о том, что они видели, задавая вопросы «для кого строится дом?», «какие профессии рабочих-строителей необходимы?», чтобы построить хороший большой дом; «какую пользу приносят машины строителям?»; «как строится дом?» (т.е. что сначала, что потом и т.д.). Эмоциональное отношение к усваиваемому материалу помогало формировать у детей уважение к труду строителей, понять его общественное значение.
Первоначальные представления детей о труде работников сельского хозяйства мы стали формировать со средней группы. А в старшей группе продолжали знакомить с сельскохозяйственным трудом, закреплять общие знания о работе колхозников (рабочих совхозов): хлеборобов, животноводов, овощеводов. Мы рассказывали дошкольникам о последовательности работ по выращиванию урожая (готовятся к посеву: пашут землю, вносят удобрения, семенами засеивают поля; созревшую рожь, пшеницу собирают комбайнами и зерно отвозят в склады-элеваторы). В процессе обучения подводили детей к пониманию взаимосвязи работников разных отраслей хозяйства, колхозников и рабочих, их отношения к труду. В работе с детьми, живущими в городской местности, мы не могли использовать разные виды экскурсий (в поле, на ферму), прогулки и наблюдения, поэтому работа велась по картинам и на основе прочитанных художественных произведений для детей. Мы поощряли рассказы детей, отражающие их личные наблюдения и впечатления. Однако, систематически организованные экскурсии на сельскохозяйственную выставку-ярмарку (осенью), в магазин «Овощи-фрукты», наблюдения во время прогулок осенью за машинами, везущими урожай, способствовала углублению имеющихся у детей знаний и закрепления положительного отношения к сельскохозяйственному труду. Пятилетних детей знакомили с некоторыми учреждениями культурно-бытового назначения (детский сад, магазин). В старшей группе особое внимание уделяли упорядочению и систематизации знаний. Дети имели следующие представления: об общем виде, характерном облике учреждения, его назначении, об основных помещениях и их оборудовании, о работающих в учреждении людях (их профессиях, используемых орудиях труда, трудовых действиях), о взаимосвязях труда работников этого учреждения и результатах этого труда.
Более подробно давали представления о почте и библиотеке, организовывая экскурсию к зданию почты, беседу, в которую включали вопросы: как узнают люди, которые находятся в разных городах, селах страны, о жизни и работе друг друга? Куда люди приходят, чтобы купить конверт? Куда люди опускают письма? Что нужно писать на конверте? Где вы видели почтовый ящик? Куда попадает письмо из почтового ящика? Что необходимо для работы почтальона? т.д. Детей 6-го года жизни, знакомя с библиотекой, знакомили также с содержанием и характером труда ее работников. Для этого организовывали экскурсии в библиотеку, где проводилась беседа о работе библиотекаря. Во время экскурсии пронаблюдали за процессом выдачи литературы библиотекарем, за его действиями, взаимоотношениями с посетителями.
Однако, эпизодическая работа в данном направлении не давала желаемых результатов. Нужна была стройная система ранней профориентационной работы с дошкольниками, начиная с младшего возраста на основе учета дидактических принципов системности, последовательности, доступности, научности, наглядности, преемственности.
Считая, что знакомство дошкольников с профессиями не только расширяет общую осведомленность об окружающем мире и кругозор детей, но и формирует у них определенный элементарный опыт профессиональных действий, в т.ч. способствует ранней профессиональной ориентации, была разработана программа «Калейдоскоп профессий». Специфика программы в том, что она несколько отличается от традиционного ознакомления детей с трудом взрослых:
- мы формируем у детей представление о том, что такое труд, работа, профессия, зачем они нужны человеку, можно ли без них обойтись, может ли ребенок не трудиться, может ли труд быть радостным или он только тяжелый;
- мы объясняем, что каждая профессия появилась на Земле потому, что она нужна не одному человеку, а многим людям; одни профессии очень древние, а другие – появившиеся недавно;
- мы заинтересовываем детей в том, что профессию можно выбрать уже в их возрасте и приучать себя выполнять любое поручение, дело добросовестно, тогда труд будет только в радость;
- мы считаем, что ознакомление с трудом взрослых обязательно должно сочетаться с воспитанием у детей желания и умения трудиться.
Учитывая, что для дошкольников главным в овладении какими-либо знаниями являются положительные эмоции, знакомство с профессиями в программе основано на том, что у каждой профессии есть свой праздник и с ним поздравляют его представителей один раз в году. Праздников, как и профессий, очень много, однако с помощью данной программы мы даем знания только о тех профессиях, которые востребованы в нашем городе Чистополь и отвечают его инфраструктуре, что бы дети, став взрослыми, не уехали из него в поисках «достойной профессии» и «за заработком», а были востребованы на своей Родине и приносили бы пользу родному городу и своим землякам. Для нас важно научить ребенка, каким образом его мечта будет осуществимой, показать, что при выборе любой профессии нужно научиться приносить пользу себе и людям. Поэтому моя главная задача, как педагога – поддержать мечту ребенка и связать стремление к ней с желанием трудиться.
Апробация программы – дело ответственное, серьезно, требующее понимания, что педагог, как врач, должен стремиться к тому, чтобы «не навредить» ребенку, а напротив, вызвать интерес, мотивированные действия с его стороны для плавного «вхождения» в многообразный мир человеческой жизни, закладывающей основу выбора профессии из многочисленной сферы трудовой деятельности людей. Важно показать, что профессию можно выбрать уже в их возрасте и приучать себя выполнять любое поручение или дело добросовестно, тогда труд будет только в радость. Важно также приучать детей к тому, что, начиная с детства, он должен уже привыкать к тому, что его труд оценивают и это важно для самого ребенка. Важно, чтобы он мог устанавливать связи между разными видами труда, понимал значение использования предметов – помощников в труде, стремился аргументировать свои суждения. Только тогда интерес к труду взрослых у дошкольников будет устойчив.
Исходя из этого, в начале 2007-2008 г. было принято решение об апробировании программы «Калейдоскоп профессий» через разработку и внедрение педагогического проекта «Все работы хороши». Специфика детей дошкольного возраста такова, что отношение к профессиям взрослых людей у них складывается из личного восприятия людей ее представляющую. Так, если близкие люди работают продавцами, строителями, водителями, то и отношение к этим профессиям будет положительным, нежели к милиционеру, врачу в белом халате и т.п. Поэтому уже в младшем дошкольном возрасте важно знакомить детей с рядом профессий из «ближнего окружения» дошкольников, т.е. с трудом тех людей, которые окружают ребенка долгие годы, заботятся о них и вызывают у малышей личностное восприятие той профессии, представителем которой они являются (воспитатель, повар, няня). Именно поэтому материал педагогического проекта был основан на ознакомлении с трудом людей, работающих в дошкольном образовательном учреждении.
Работа по реализации проекта началась с подбора методической, художественной литературы, плакатов по данной теме, атрибутов для сюжетно-ролевых, дидактических и словесных игр. Была установлена связь с сотрудниками детского сада для проведения экскурсий на место работы. До родителей была доведена важность ранней профориентационной работы с детьми, начиная с дошкольного возраста. Большую роль в выборе форм и методов работы с дошкольниками и их родителями сыграли результаты опросов и анкетирования родителей воспитанников, диагностирование детей. Анкетирование родителей с целью выявления их интересов к будущей трудовой деятельности детей показало, что родители плохо себе представляют значимость данной работы вообще, считая, что дети «вырастут и сами решат, что делать и где работать». Некоторые ответили, что дети пойдут по «их стопам», как сами родители сделали это в свое время, продолжив семейные традиции. Отдельные родители хотели бы видеть своих детей благополучными и самодостаточными, живущими в роскоши и богатстве, поэтому уже сейчас работают для того, чтобы материально помочь своим детям и направить учиться в престижное учебное заведение по профессиям банкира, юриста, экономиста, государственного служащего. Почти все родители были единодушны во мнении, что всесторонне-развитый человек это будущий конкурентноспособный специалист. Также мы выяснили, что родителям необходима помощь в развитии интереса к выбору будущей профессии ребенка.
Экспресс-диагностика, проведенная с детьми, позволила выявить осознание значимости трудовой деятельности взрослых людей, уровень представлений о труде как социальном явлении, о трудовых навыках, необходимых людям той или иной профессии, предметах-помощниках и т.п. Проведенное обследование показало, что только 6 детей имеет отчетливое представление о многообразии профессий, правильно обосновывают значимость труда как социального явления. Восемь детей показали неплохие (средние) результаты: они имеют представление о значимости разных профессий для общества, устанавливают связи между разными видами труда, понимают значение использования предметов-помощников в труде. Остальные дети (6 человек) знают названия только некоторых отдельных профессий (родителей). Они затруднялись в раскрытии значимости разных видов труда, установлении связи между ними. Дети не могли объяснить, где работают их родители, в чем ценность их труда, а познавательное отношение к труду у этих дошкольников неустойчивое.
Исходя из полученных данных, были сделаны определенные выводы о необходимости планомерной и систематической работы по данному вопросу в разных направлениях: с детьми и родителями воспитанников. В результате был составлен календарно-перспективный план работы с детьми и родителями. Работа проводилась совместно с родителями и работниками детского сада. В течение учебного года с целью знакомства с профессиями людей ближайшего окружения были проведены занятия из цикла «Встречи с интересными людьми», на которых дети получали и пополняли свои знания от людей, непосредственно работающих в детском саду. Дети активно общались с гостями, задавали вопросы познавательного характера (повар, кастелянша, медсестра детского сада, инспектор ГИБДД – Хуснутдинов Г.А., папа одного из воспитанников, Убейкина Г.И.– швея, мама воспитанника). После занятия дети активно делились впечатлениями в беседах друг с другом. Кроме занятий были организованы экскурсии к работникам детского сада на рабочее место. Во время экскурсий на кухню, в прачечную, к кастелянше, медсестре, в комнату к рабочему по обслуживанию здания, к дворнику дети с интересом знакомились, рассматривали и применяли на практике предметы-помощники. Дошкольники были заинтересованы процессом наблюдения за трудом сотрудников детского сада и задавали много вопросов по использованию этих предметов: для чего они служат, ускоряют ли процесс работы и т.д. Впечатления об увиденном дети отражали в своих рисунках.
Знания, полученные детьми на занятиях, экскурсиях, трудовой деятельности закреплялись в дидактических играх: «Верно – неверно?», «Подбери слово», «Кто больше назовет предметов», «Путешествие по детскому саду», «Знаешь ли ты?» и т.д., Дошкольники упражнялись через игру в умении описывать труд людей, отгадывать по описанию название той или иной профессии, использование предметов – помощников в работе. В результате проводимой работы – активизировалась речь детей, развивалась память, пополнялся словарный запас дошкольников. А в сюжетно – ролевых играх дети не только отражали свои эмоции, впечатления, но и учились сознательно относиться к соблюдению правил ролевого взаимодействия, его социальной значимости, использованию предметов-заместителей, самостоятельному созданию новых атрибутов. Воспитание у детей интереса к профессиям людей, работающих в детском саду, закреплялось в работе кружка «Умелые руки». Дети не только знакомились с характером трудовой деятельности этих работников, но и готовили им своими руками подарки и сюрпризы в благодарность за их труд. Данная работа способствовала привлечению внимания детей к данным профессиям, значимости их труда для окружающих и общества в целом. В течение учебного года дети с удовольствием, желанием и интересом заполняли страницы альбома «Все работы хороши». Интересно было наблюдать за реакцией родителей на расширение познаний детей в сфере профессий: они радовались за успехи своих детей и отметили, что детям данная проблема не чужда и вопрос выбора профессии поднимается своевременно. Кроме того, родители стали более активными в сотрудничестве с педагогами детского сада и постоянно откликались на любое предложение по продуктивному взаимодействию в интересах своих детей. Они активно участвовали в конкурсе рисунков «Мои родители на работе», «Моя будущая профессия», в оформлении альбома «Все работы хороши», в совместном мероприятии-встрече в «Семейном мини-кафе», демонстрируя свои таланты и способности. По мере возможности наиболее активные родители принимали участие в совместной практической деятельности работы кружка «Умелые руки», создавая подарки для сотрудников детского сада своими руками и руками детей.
Завершился проект показом игры-занятия «Выбери профессию» для педагогов, познавательным досугом «Кем быть?» совместно с родителями, где дети демонстрировали свои рисунки на тему: «Угадайте, кем я хочу стать?». Мероприятия показали, что у детей расширились представления о профессиях людей, работающих в нашем детском саду, у них появился интерес к познанию специфики труда своих родителей: они чаще стали беседовать на тему будущей профессии, пополняли багаж знаний литературными произведениями. Дети самостоятельно делали выводы о том, что к работе нужно относиться творчески, тогда она будет интересна и не утомлять. Кроме того, большинство детей научились обосновывать свой выбор. В повседневной работе с детьми мы стали отмечать, что дети нашей группы научились уважать труд другого человека: помощника воспитателя, дворника, рабочего по зданию и т.д.
По окончании проекта была также проведена повторная диагностика осознания детьми значимости трудовой деятельности взрослых людей, характера представлений о труде как социальном явлении, предметах -помощниках и т.д. Результаты показали, что большинство детей группы осознанно стали относиться к важности раннего выбора профессии, значимости труда людей разных профессий, понимают взаимосвязь различных видов труда, у них сформированы представления о роли машин. В результате проводимой работы дети получили прочные знания о профессиях людей, работающих в детском саду, смысле их деятельности и важности труда для всех: детей и взрослых. Дискуссии, проводимые с родителями, показали, что у них также появился интерес к раннему ознакомлению детей с трудом людей различных профессий, углублению собственных знаний в сфере трудовой деятельности современного общества и необходимости поднятия престижа разных профессий в условиях семейного воспитания.
Таким образом, разработанный долгосрочный педагогический проект «Все работы хороши», направлен на выполнение основной задачи – дать дошкольникам знания не только о профессиях людей, работающих в детском саду, но и воспитать чувство признательности и уважения к их труду.
В настоящее время работа продолжается в двух направлениях: с дошкольниками (на занятиях, в играх, на экскурсиях, в работе кружка «Умелые руки» и т.д.) и с родителями воспитанников через индивидуальные и групповые консультации, родительские собрания, смотры-конкурсы, наглядную агитацию, а также через привлечение их к совместным мероприятиям, организуемым в рамках работы «Семейного мини-кафе».
Кроме того, основными путями реализации данной работы являются:
- формирование личности воспитанника с учетом особенностей физического, психического развития, индивидуальных возможностей;
- осуществление контроля за усвоением ребенком рекомендуемого материала по данному вопросу;
- выявление интересов и наклонностей детей;
- обеспечение готовности к школьному обучению, преемственности программ дошкольного и начального школьного образования в данном вопросе с целью оптимизации интеллектуальной нагрузки на ребенка;
- внедрение программы ранней профессиональной ориентации ребенка на выбор профессии;
- внедрение педагогического проекта «Все работы хороши»;
- расширение роли игровых уголков группы (уголка дидактических и интеллектуальных игр, игротеки, уголка строительных игр, центра «кулинарии» и т.д.);
- проведение конкурсов детского и взрослого творчества на данную тематику для дошкольников и их родителей;
- издательская деятельность.