Введение.
Во все века люди высоко ценили духовно-нравственную воспитанность. Глубокие социально-экономические преобразования, происходящие в современном обществе, заставляют нас размышлять о будущем России, о её молодёжи. В настоящее время смяты нравственные ориентиры, подрастающее поколение можно обвинить в бездуховности, безверии, агрессивности. Поэтому актуальность проблемы воспитания младших школьников связана, по крайней мере, с четырьмя положениями.
Во-первых, наше общество нуждается в подготовке широко образованных, высоконравственных людей, обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами личности.
Во-вторых, в современном мире маленький человек живёт и развивается, окружённый множеством разнообразных источников сильного воздействия на него, как позитивного, так и негативного характера, которые (источники) ежедневно обрушиваются на неокрепший интеллект и чувства ребёнка, на ещё формирующуюся сферу нравственности.
В-третьих, само по себе образование не гарантирует высокого уровня духовно-нравственной воспитанности, ибо воспитанность – это качество личности, определяющее в повседневном поведении человека его отношение к другим людям на основе уважения и доброжелательности к каждому человеку. К.Д. Ушинский писал: “Влияние нравственное составляет главную задачу воспитания”.
В-четвёртых, вооружение нравственными знаниями важно и потому, что они не только информируют младшего школьника о нормах поведения, утверждаемых в современном обществе, но и дают представление о последствиях нарушения норм или последствиях данного поступка для окружающих людей.
Глава I. Духовно-нравственное воспитание и его роль в формировании личности ребёнка.
На современном этапе педагогическая общественность широко обсуждает проблему формирования нравственной личности. Факт этот обусловливается социальными запросами, предъявляемыми к образовательным учреждениям и необходимостью приобщения детей к системе духовно-нравственных ценностей.
Нравственность конкретного человека есть освоенная, внутренне принятая общественная мораль, регулирующая его индивидуальное поведение, опирающаяся на мировоззренческое убеждение и чувство совести.
Ту же мысль высказывает А.В. Миронова, говоря о том, что распространение духовных ценностей – особый вид деятельности, ставящий своей целью повышение культурно-образовательного уровня людей. В результате такой деятельности обогащается духовная жизнь общества и формируется более возвышенный внутренний мир людей, возникают более высокие духовные потребности. Высокие духовные запросы обязательно будут побуждать людей к созданию духовных ценностей, духовному творчеству, духовному общению.
Одна из важнейших задач духовно-нравственного воспитания – осознание школьниками духовных ценностей как на основе освоения их значения для конкретной общности людей (социальной, духовной), так и извлечение личностного смысла этих ценностей. Данная задача обусловлена стремлением человека к смыслу, самоопределению, что является условиями сохранения духовного здоровья и становления духовного знания (по мнению В.Д. Шадрикова “…духовным знание становится тогда, когда оно превращается в личностнозначимое”).
Духовные ценности только тогда становятся неотъемлемой частью духовного мира личности, когда “включаются” способности человека к саморазвитию, самоопределению.
1.1 Содержание и направление духовно-нравственного воспитания младших школьников.
Успех нравственного воспитания детей во многом зависит от характера субъективного нравственного пространства, в котором они живут. В него входят отношения и общение в коллективе, семье, на улице с товарищами и друзьями, родителями, учителями, отношение к себе, к природе, к внешнему миру, труду, образу жизни, к общественным требованиям. Как только ребёнок вступает во взаимоотношения с окружающим миром, у него сразу образуются реальные объективные взаимосвязи и взаимозависимости, которые находят отражение в субъективном нравственном восприятии и образуют для него субъективное нравственное пространство.
В.С. Мухина подчёркивает, что поступление в школу существенно меняет образ жизни, содержание и организацию деятельности ребёнка. Новая позиция ученика, новая учебная деятельность, ежедневные учебные обязанности, новые ситуации, с которыми приходится сталкиваться в школе – всё это связано с определёнными правилами, нормами, которыми необходимо руководствоваться, чтобы соответствовать представление о “школьнике”, “ученике”. В повседневном взаимодействии с учащимися педагог знакомит их с этими правилами, учит действовать в соответствии с ними. Здесь определённая нравственная ценность как бы “спаяна” с конкретной ситуацией. Ребёнок часто поднимается до обобщений, до осознанных представлений о нравственных ценностях как ориентирах достойного поведения, достойных отношений с людьми. Такое обобщений – одно из необходимых звеньев нравственного развития.
Л.Н. Толстой считал, что из всех наук, которые должен знать человек, главнейшая есть наука о том, как жить, делая как можно меньше зла, как можно больше добра.
К.Д. Ушинский, заложивший научные основы педагогической мысли в России, особенно подчёркивал роль духовного и нравственного воспитания как основы развития индивидуальности. В статье “О нравственном элементе в воспитании” он утверждал, что нравственность не есть необходимое последствие учёности и умственного развития. Этическое воспитание важнее, чем развитие ума вообще, наполнение головы знаниями. Можно добавить, что образование ума невозможно без развития нравственного сознания и опыта претворения в жизнь нравственных ценностей и устремлений.
Перед образовательной школой ставится задача подготовки ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей. Решение этой задачи связано с формированием устойчивых духовно-нравственных свойств личности школьника.
Решение главных задач обучения должно обеспечивать формирование личностного отношения к окружающим, овладение этическими, эстетическими и духовно-нравственными нормами.
Проблема духовно-нравственного образования сегодня стоит в нашем обществе как никогда остро. Причин тому достаточно много и одна из них – абсолютная деидеологизация общества, ликвидация института воспитания. Отказ от идеологии прошлого привёл к распаду “связи времён”, чувства сопричастности к истории своей родины. Тиражируемые на всю страну средства массовой информации ведут разрушительную антидуховную пропаганду, становятся причиной снижения критериев нравственности и даже угрожают психологическому здоровью человека.
Всё больше и больше людей приходят к пониманию того, что для духовного возрождения общества недостаточно только знаний, даваемых традиционным образованием. Нравственные импульсы нельзя рационально усвоить посредством чисто научного образования, никакая сумма наук сама по себе не в состоянии заменить любовь, веру, сострадание.
Духовность по мнению Л.П. Буевой – это проблема обретения смысла. Духовность есть показатель существования определённой иерархии ценностей, целей и смыслов.
Глава II. Изучение уровня развития духовно-нравственных качеств у младших школьников.
2.1 Приёмы педагогической работы по формированию духовно-нравственных качеств у детей младшего школьного возраста.
Проблемой нашего исследования является создание педагогических условий для духовно-нравственного воспитания школьников во внеклассной работе. Для решения данной проблемы учителю требуется не только знание предметов начальных классов и методика их преподавания, но и умение направить свою деятельность на духовно-нравственное воспитание во внеклассной работе.
В соответствии с проблемой, я поставила следующие задачи:
- изучить и проанализировать социально-педагогическую литературу по проблеме духовно-нравственного воспитания младших школьников;
- определить виды духовно-нравственных ценностей в младшем школьном возрасте во внеклассной работе;
- провести экспериментальное исследование и интерпретировать полученные результаты;
- разработать программу развития духовно-нравственных качеств младших школьников в процессе внеклассной работы.
“Мораль” (латинское moralis – нравы) – нормы, принципы, правила поведения людей, а также само человеческое поведение (мотивы поступков, результаты деятельности), чувства, суждения, в которых выражается нормативная регуляция отношений людей друг с другом и общественным целым (коллективом, классом, народом, обществом).
С годами понимание нравственности изменилось. У Ожегова С.И. мы видим: “Нравственность – это внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы, правила поведения, определяемые этими качествами”.
Педагогический смысл работы по духовно-нравственному становлению личности младшего школьника состоит в том, чтобы помогать ему продвигаться от элементарных навыков поведения к более высокому уровню, где требуется самостоятельность принятия решения и нравственный выбор.
Важным механизмом, обеспечивающим успешное вхождение ребёнка в школьную жизнь, является психологическая готовность, которая включает определённый уровень интеллектуального и личностного развития ребёнка, в том числе и коммуникативные компоненты готовности к школьному обучению.
Необходимым условием формирования нравственной сферы ребёнка становится организация совместной деятельности детей, способствующая развитию общения и взаимоотношений детей друг с другом, в процессе которых ребёнок усваивает социально-исторический опыт. Получает представление о другом человеке и о самом себе, о своих возможностях и способностях.
Воспитательный процесс планируется и строится во взаимосвязи духовного и светского направлений, а внеклассная деятельность является логическим направлением начатой на уроке работы, ведущим направлением является духовное воспитание.
Патриотическое воспитание является частью духовного воспитания. В своём классе я провела классный час с музыкальным сопровождением, посвящённый “Дню Победы”, пригласили труженицу тыла Копылову Софью Серафимовну. Она рассказала о том, что когда война началась, ей было 12 лет, она работала, помогала наравне со взрослыми. В конце классного часа дети подарили ей подарок, сделанный своими руками.
“Дни духовности и культуры” предполагают встречи с интересными людьми, посещение школьного и поселкового музеев. Приглашались старожилы нашего посёлка, она рассказали как они жили, как началось строительство, как строили узкоколейку, как образовался карьер, кто первый произвёл взрыв. Затем внеклассное мероприятие мы продолжили посещением школьного и поселкового музеев, где экскурсовод наглядно показал и рассказал об образовании посёлка и нашего главного предприятия – Тёйского месторождения. Экскурсия наша закончилась посещением карьера (нам выделили автобус).
Для внеклассной работы в своём классе я составила план проведения мероприятий:
- Сентябрь – “День знаний”.
- Октябрь – “Посвящение в первоклассники”.
- Ноябрь – “Дни духовности и культуры”.
- Декабрь – “Крещенские чтения”.
- Январь – “Рождество Христово”.
- Февраль – “Спортивная эстафета”.
- Март – “Неделя малышей”.
- Апрель – “Пасха”.
- Май – “Прощай 1-й класс”.
2.2 Диагностика уровня духовно-нравственной воспитанности младших школьников.
Для выявления уровня развития духовно-нравственных качеств у младших школьников надо было выяснить категориальную структуру нравственности.
Поэтому в самом начале работы предстояло ответить на вопрос: какие категории в нравственном сознания являются базовыми?
У Платона, Сократа, Аристотеля находим такие категории, как добро, зло, мудрость, мужество, умеренность, справедливость, счастье, дружба. Было выделено 8 критериев.
Затем учащимся 1-го класса было предложено пояснить, как они понимают предъявленные им слова. Из опрошенных было 26 учащихся (14 девочек, 12 мальчиков). Опрос проводился индивидуально. Статистика ответов первоклассников представлена в таблице 1.
Таблица 1. Статистика ответов первоклассников.
Понятия | Объяснили | Не объяснили | ||||||
Девочки | Мальчики | Девочки | Мальчики | |||||
Кол-во | % | Кол-во | % | Кол-во | % | Кол-во | % | |
Добро | 11 | 93 | 13 | 79 | 0 | 6,5 | 0 | 20 |
Зло | 11 | 90,5 | 10 | 88 | 1 | 9,7 | 3 | 11,5 |
Мудрость | 9 | 35 | 9 | 58 | 2 | 64 | 4 | 42 |
Мужество | 11 | 54,6 | 10 | 53 | 1 | 45 | 3 | 46,5 |
Умеренность | 10 | 32 | 5 | 11 | 5 | 67 | 4 | 88 |
Справедливость | 10 | 61 | 8 | 65 | 2 | 38 | 2 | 34 |
Счастье | 9 | 67 | 10 | 72 | 1 | 32 | 3 | 27 |
Дружба | 10 | 96 | 11 | 97 | 1 | 3,2 | 2 | 4,7 |
Объяснили все понятия 9 человек (5 девочек, 4 мальчика).
В толковании зла можно выделить три группы ответов:
1-я группа – представляет эмоциональную оценку явления: “это плохо”.
2-я группа – связана с действием: “когда бьют”, “когда человек делает что-то плохое”, “когда дерутся”.
3-я группа – “это злой человек”.
“Добро” – это когда “делают добрые дела”, “всем помогаешь”, “всех защищаешь”, “когда человек добрый, когда ты сам добрый”.
С данными исследованиями пришла к выводу, что необходимо составить программу направленную на воспитание духовно-нравственных качеств младших школьников.
Программа духовно-нравственного воспитания “Основы этической культуры”, разработанная под руководством А.И. Шемшуриной:
- “Доброе слово что ясный день”.
- “Что в других не любишь, того и сам не делай”.
- “Каждый интересен”.
- “Оглянись внимательно вокруг”.
- “Роскошь и нищета общения”.
- “Дома и в гостях”.
- “Азы народного этикета”.
- “Подари другому радость”.
- “Умей быть щедрым”.
- “Если слышать голос совести”.
Заключение.
Воздействие на человека с целью формирования у него духовно-нравственных качеств – тема, которую изучают учёные уже несколько тысяч лет. За это время уже было более-менее сформировано понятие о морали и о моральном поведении человека. Вопрос остался в том, как сформировать нравственное поведение человека.
В начальной школе закладывается только фундамент духовно-нравственных представлений об окружающей жизни на основе культурологических знаний о православной культуре.
Содержание духовно-нравственного воспитания включает в себя воспитание любви к Родине, доброжелательного, чуткого и отзывчивого отношения к окружающим. Его результатом является коллективизм, здоровый индивидуализм, внимательное отношение к человеку, требовательность к себе, высокие нравственные чувства патриотизма и интернационализма, сочетание общественных и личных интересов.
Список литературы.
- Амонашвили, Ш.А. Размышления о гуманной педагогике [Текст]: / Ш.А. Амонашвили. – М.: Академия, 1996. – 287 с.
- Багашев, А.В. Духовно-нравственное воспитание молодёжи [Текст]: / А.В. Багашев // Воспитание школьников. – 2008. – № 9. – С. 10-14.
- Большой толковый психологический словарь [Текст]: / Робер Артур. Т. 1,2. Пер. с англ. – М.: Вече, АСТ, 2000.
- Бондаревская, Е.В. Воспитание как возрождение гражданина, человека культуры и нравственности [Текст]: / Е.В. Бондаревская. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1995. – 288 с.
- Борев, Ю.Б. Эстетика. – 4-е изд, доп. [Текст]: / Ю.Б. Борев. – М.: Политиздат, 1988.
- Братусь, Б.С. Психология. Нравственность. Культура [Текст]: / Б.С. Братусь. – М.: “Мысль”, 1996. – 87 с.
- Букварь в лицах (К. Истомин) [Текст]: // Детская литература. – 1968. – №7.
- Владимиров, Н. Первопечатник диакон Иван Фёдоров [Текст]: / Н. Владимиров // Педагогика. – 1984. – № 6.
- Волков, Ю.Г. Гуманистическое будущее России [Текст]: / Ю.Г. Волков // Социально-гуманитарные знания. – 2000. – № 4. – С. 3-17.
- Волченко, Л.Б. Культура, поведение, этикет, мораль [Текст]: / Л.Б. Волченко. – М.: Педагогика, 1982. – 194 с.
- Вопросы психологии в учебной деятельности младших школьников [Текст]: /Под ред. Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова. – М.: Педагогика, 1980.
- Выготский, Л.С. Педагогическая психология [Текст]: / Под ред. В.В. Давыдова. – М.: Просвещение, 1999. – 536 с.
- Глухова, А. Ради научения детского [Текст]: / А. Глухова // Библиотека. – 1999. – № 9.